решение по делу по Стариковой к МОУ `КСОШИ №4`, казне и администрации МР `Каларский район` о признании действий незаконными, взыскании перерасчета заработной платы, компенсации морального вреда



                                        РЕШЕНИЕ

                        Именем Российской Федерации

22 августа 2012 г.                                                                         с.Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                             Хапова М.В.,

с участием истицы Стариковой С.И.,

представителя ответчика казны и администрации муниципального района «Каларский район» Мощелковой Н.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре                                                          Гранниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-345/2012 по исковому заявлению Стариковой С.И. к муниципальной общеобразовательной школе - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4», казне и администрации муниципального района «Каларский район» о признании действий незаконными, взыскании перерасчета заработной платы, компенсации морального вреда,

                                          УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в Каларский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что работодателем незаконно в размер заработной платы включаются районный коэффициент и процентная надбавка, и тем самым их размер доводится до минимального размера оплаты труда. Просит суд, с учетом уточненных исковых требований, признать данные действия работодателя незаконными, обязать распространить правильное начисление на последующие периоды, взыскать перерасчет заработной платы за последние три месяца по момент вынесения решения суда, в ее пользу в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании установлено.

Истица Стариковой С.И. на исковых требованиях настаивала, согласилась с представленным ответчиком администрацией муниципального района «Каларский район» расчетом задолженности по заработной плате, просила взыскать задолженность по заработной плате за последние три месяца.

Представитель ответчика муниципальной общеобразовательной школы - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» ходатайствовал о рассмотрении в свое отсутствие.

Представитель администрации и казны муниципального района «Каларский район» Мощелкова Н.Ю., исковые требования не признала в связи с отсутствием в бюджете района денежных средств.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истица состоит в трудовых отношениях с муниципальной общеобразовательной школой - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» с должностным окладом, на которые начисляются надбавка за непрерывный стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу - 50% и районный коэффициент - 70%.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии со ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Действующим законодательством предусмотрено предоставление дополнительных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям.

Система, призванная возместить дополнительные материальные и физиологические затраты гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, получила наименование "районного регулирования оплаты труда", которое должно компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к ним, и прочих отдаленных местностях, по сравнению с европейской частью РФ.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены ТК РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 149, 151 ТК РФ выполнение работы в условиях увеличения объема работы свидетельствует о выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в связи с чем работнику должна быть произведена доплата, в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ являющаяся компенсационной выплатой.

Исходя из этого, доплата за увеличение объема выполняемой работы, совмещение не подлежит учету в составе заработной платы, исчисленной исходя из МРОТ.

В силу положений ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и(или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Согласно статье 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

При расчете недоначисленной заработной платы суд исключает из начисленной суммы заработной платы оплату за совмещение, поскольку доплата за совмещение должна производиться к начисленной с учетом МРОТ и районного коэффициента заработной плате по основному месту работы, обусловленному трудовым договором.

Действия ответчика по начислению истицам заработной платы не соответствуют нормам трудового законодательства, поскольку в соответствии со ст. 315 ТК РФ районный коэффициент начисляется сверху на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, начисленных на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым. Из анализа действующего законодательства следует, что районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер МРОТ.

Согласно расчетных листов районный коэффициент (70%) и северная процентная надбавка (50%), начислялись ответчиком на должностной оклад, а не на МРОТ и, фактически, включались в минимальный размер оплаты труда (л.д.9-18).

Руководствуясь требованиями ст. 146, 148 и 315 ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцам, как работникам, работающим в особых климатических условиях при выполнении ими в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, который с 01.06.2011 года составляет 4611 рублей (ФЗ N 106 от 01.06.2011 года), но и повышенный размер оплаты труда. Повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок компенсационного характера, в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка.

Так, нарушения по заработной плате истиц имели место при полностью отработанной норме часов (в силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени); задолженность по заработной плате с мая по июль включительно 2012 г. составила согласно данных расчетных листков, расчетов ответчика в следующем размере.

       Судом проверен механизм и порядок начисления заработной платы истицам, а также расчеты, представленные истцами. Произведенные истицами расчеты задолженности исходя из начисления на оклад, составляющий 4611 рублей суд находит неверными, поскольку как указано выше оклад может быть менее МРОТ - 4611 руб.

Представителем ответчика казны и администрации муниципального района «Каларский район» представлены расчеты, суд находит их правильными в силу следующего.

МРОТ на апрель 2012 г. составил 4611 рублей. С учетом районного коэффициента в размере 70% и северной надбавки 50%, размер заработной платы составляет 10 144 рубля 20 копеек за минусом подоходного налога 13% - 8825 рублей 20 копеек - гарантированный размер заработной платы при полностью отработанной норме часов.

Согласно расчетов ответчика исключается сумма за совмещение, разовые премии и не включаются в размер заработной платы.

Схема расчета: оклад+доплаты за категорию, вредность (и т.п.) х 2.2 (р/к+с/к)=сумма+стимулирующая выплата=заработная плата без совмещения и разовых выплат. 10144,2 (МРОТ)-фактический полученная заработная плата без совмещения=недоплата.

Истица, с представленным ответчиком администрацией муниципального района «Каларский район» расчетом согласилась, считает его верным, просила взыскать сумму указанную в данном расчете.

       Так, сумма задолженности перед истицей, согласно расчета представленного ответчиком с учетом июля 2012 года составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.

В соответствии с абз.12 ст.20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата истцов составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд не может признать законными действия работодателя по начислению заработной платы истицам с учетом включения в её размер северного коэффициента в размере 70% и процентной надбавки в размере 50% и доведения заработной платы с учетом указанных выплат до минимального размера оплаты труда.

Указанные действия признаются незаконными, противоречащими вышеприведенным положениям действующего законодательства, которое работодатель обязан в дальнейшем соблюдать и выплачивать истицам заработную плату, исходя из вышеназванного принципа начисления.

При признании действий незаконными у работодателя отсутствует право допускать в дальнейшем нарушения в части надлежащего начисления и выплаты заработной платы. Поскольку истица считает, что ей в дальнейшем будет производиться начисление в прежнем размере, и каждые три месяца ей необходимо будет обращаться в суд, а представитель работодателя не исключает вероятность этого, в связи с чем суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований истицы в части обязания в дальнейшем начислять заработную плату, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.

Установлено, что учредителем муниципальной общеобразовательной школы - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» является администрация муниципального района «Каларский район», что не оспаривалось сторонами. Финансовым органом является казна муниципального района «Каларский район» в лице главы муниципального района «Каларский район» как главного распорядителя бюджетных средств и Комитета по финансам как распорядителя бюджетных средств.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При таких обстоятельствах, с учетом принципа субсидиарной ответственности, суд находит требования подлежащими удовлетворению, и взыскивает в пользу истицы задолженность с Каларского историко-краеведческому музею. При недостаточности данных денежных средств у муниципальной общеобразовательной школы - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4», они должны быть взысканы с администрации муниципального района «Каларский район» как учредителя школы за счет казны муниципального района «Каларский район» согласно ст.1071 ГК РФ.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При обстоятельствах установленных судом, в связи с установленным фактом нарушения в части начисления заработной платы истице без соблюдения норм действующего законодательства, суд полагает возможным, исходя из требований разумности и справедливости взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Собственником имущества муниципального учреждения является муниципальный район «Каларский район», суд полагает возможным в силу названных положений законодательства освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Стариковой С.И. к муниципальной общеобразовательной школе - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4», казне и администрации муниципального района «Каларский район» о признании действий незаконными, взыскании перерасчета заработной платы, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать действия муниципальной общеобразовательной школы - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» по выплате заработной платы истице с учетом включения в ее размер северного коэффициента в размере 70% и процентной надбавки в размере 50% и доведения заработной платы с учетом указанных выплат до минимального размера оплаты труда, незаконными.

Взыскать с муниципальной общеобразовательной школы - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» в пользу Стариковой С.И. задолженность по заработной плате с 01 мая 2012 года по июль 2012 года включительно в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

При недостаточности денежных средств у муниципальной общеобразовательной школы - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» взыскать названные денежные средства с администрации муниципального района «Каларский район» за счет средств казны муниципального района «Каларский район».

Обязать муниципальную общеобразовательную школу - интернат «Куандинская школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы Стариковой С.И., не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

       

              Судья Каларского районного суда              п/п             М.В.Хапов

              Копия верна:               

              Судья Каларского районного суда                                 М.В.Хапов