Дело № 12-07/2012 РЕШЕНИЕ по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении 04 июня 2012 г. с. Чара Каларский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Пешковой О.Н., при секретаре Селиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Каларского района на постановление начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении руководителя администрации городского поселения «Новочарское» ФИО8 на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава правонарушения, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе ФИО4 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении руководителя администрации городского поселения «Новочарское» ФИО1 на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава правонарушения. ДД.ММ.ГГГГ прокурор Каларского района обратился в суд с протестом об отмене постановления, мотивируя тем, что основанием вынесения прокуратурой постановления о возбуждении дела послужили выявленные в результате проверки нарушения: на территории лесного массива, расположенного напротив дома по адресу: <адрес>; на территории лесного массива напротив дома по адресу: <адрес>; на территории вдоль объездной дороги с правой стороны от <адрес>, ведущей к железнодорожному полотну на территории протяженность 200 м; на территории напротив дома, расположенного по адресу: <адрес>; на территории объездной дороги, ведущей к <адрес> от 1 микрорайона <адрес>; на территории напротив дома, расположенного по адресу: <адрес> имеются стихийные свалки. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ненадлежащее исполнение полномочий администрацией городского поселения «Новочарское» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, влечет непосредственное нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На момент проведенной проверки факт несанкционированных свалок имел место, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось руководителем администрации, в связи с чем, имеется и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ. Прокурор просит отменить постановление начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, материалы направить на новое рассмотрение. В судебном заседании установлено. Представитель прокуратуры Каларского района Абрамова М.А. настаивает на удовлетворении протеста по основаниям, в нём изложенным. ФИО1 против удовлетворения протеста прокурора, ссылается на надлежащее исполнение своих обязанностей руководителем администрации городское поселение «Новочарское» в области санитарного благополучия. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении месячника по благоустройству и санитарной очистке территории городского поселения «Новочарское» предусмотрена ликвидация всех несанкционированных свалок мусора в черте поселения. Сроки проведения месячника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ главой администрации заключен договор подряда с ООО «Аванта» на выполнение работ по рекультивации несанкционированных свалок на территории поселения. Срок договора определен до ДД.ММ.ГГГГ Начальник Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе ФИО4 просит постановление оставить без изменения, а протест прокурора Каларского района - без удовлетворения. Считает постановление законным и обоснованным по основаниям, в нём изложенным. Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе, помощника прокурора Каларского района, исследовав представленные суду материалы, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения протеста прокурора Каларского района по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Каларского проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления администрацией городского поселения «Новочарское», в ходе которой установлены следующие нарушения: - на территории лесного массива, расположенного напротив дома по адресу: <адрес> имеется стихийная свалка; - на территории лесного массива напротив дома по адресу: <адрес> имеется стихийная свалка; - на территории вдоль объездной дороги с правой стороны от <адрес>, ведущей к железнодорожному полотну на территории протяженность 200 м имеется стихийная свалка; - на территории напротив дома, расположенного по адресу: <адрес> имеется стихийная свалка; на территории объездной дороги, ведущей к <адрес> от 1 микрорайона <адрес> имеется стихийная свалка; на территории напротив дома, расположенного по адресу: <адрес> имеется стихийная свалка. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении для рассмотрения направлено в Территориальный отдел в Каларском районе Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе ФИО4 вынесено постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ в отношении в отношении руководителя администрации городского поселения «Новочарское» ФИО1 на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава правонарушения. В оспариваемом постановлении указано, что главой администрации городского поселения «Новочарское» ФИО1 Постановлением «О проведении месячника по благоустройству и санитарной очистке территории городского поселения «Новочарское» № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предусмотрена ликвидация всех несанкционированных свалок мусора в черте поселения. Сроки проведения месячника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ главой администрации заключен договор подряда с ООО «Аванта» на выполнение работ по рекультивации несанкционированных свалок на территории поселения. Срок договора определен до ДД.ММ.ГГГГ Также имеется решение Совета городского поселения «Новочарское» «Об установлении правил благоустройства территории городского поселения «Новочарское» № от ДД.ММ.ГГГГ В данном случае вины руководителя администрации ФИО1 в нарушении законодательства материалами дела не подтверждается, так как приняты все меры для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. По смыслу данной нормы объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой из стадий обращения с отходами или иными опасными веществами. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона). Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, в данном случае - городского поселения. Помимо собственно полномочий по установлению порядка сбора отходов на территориях муниципальных образований, как элемента организации деятельности в области обращения с отходами, органы местного самоуправления реализуют также и иные полномочия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей среды. Как установлено в судебном заседании работа в части обеспечения санитарного благополучия действительно ведётся администрацией городское поселение «Новочарское», однако меры, принимаемые для предотвращения ситуации по образованию несанкционированных свалок, являются недостаточными в той мере, в которой бы могли полностью решить данную проблему. Так, руководителем администрации ФИО1 пояснено, что в отношении граждан, участвующих в образовании несанкционированных свалок ведётся административная работа, выносятся протоколы об административных правонарушениях, однако только по 1 протоколу из 16 за период с января 2011 года мировым судьей гражданин признан виновным. По остальным материалам граждане, несмотря на признание своей вины в совершении административных правонарушений, признаны невиновными. Постановления администрацией не обжалованы, вступили в законную силу. Анализ имеющихся в деле доказательств показывает, что руководитель администрации ФИО1, являющейся должностным лицом, ответственным за соблюдение санитарно-технических правил и организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на вверенной ей территории, не обеспечено выполнение возложенных обязанностей, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Факт того, что на территории городского поселения имеются несанкционированные свалки мусора руководителем администрации городского поселения «Новочарское» не оспаривается. В суд не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что главой администрации ФИО1 были предприняты все необходимые меры, направленные на ликвидацию свалок, а также иных мероприятий, направленных на сохранение территории поселения в надлежащем состоянии. На момент проверки руководителем администрации городского поселения «Новочарское» ФИО1 мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не принято. Таким образом, в действиях главы поселения усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ. Доводы лица привлечённого к административной ответственности о том, что ею принимались меры по организации сбора и вывозу мусора с территории поселения, 02.04.2012г. принято Постановление «О проведении месячника по благоустройству и санитарной очистке территории городского поселения «Новочарское» №, в котором предусмотрена ликвидация всех несанкционированных свалок мусора в черте поселения; заключен договор подряда с ООО «Аванта» на выполнение работ по рекультивации несанкционированных свалок на территории поселения, в котором определен срок до ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат принятию судом, поскольку данные обстоятельства могут являться лишь обстоятельством, смягчающим административную ответственность, а не исключающим её. С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности вынесенного начальником Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе постановления о прекращении производства ввиду отсутствия состава правонарушения и к выводу о существенных нарушениях процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 и применении ст.24.5 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В силу ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится одно из следующих решений, в частности: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В связи с вышеизложенным, суд принимает решение об отмене и направлении дела на новое рассмотрение. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ в отношении руководителя администрации городского поселения «Новочарское» ФИО1 на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава правонарушения, отменить. Направить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации городского поселения «Новочарское» ФИО1 на новое рассмотрение в Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Каларском районе. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Каларский районный суд. Судья Каларского районного суда п/п О.Н. Пешкова Копия верна: Судья Каларского Районного суда О.Н.Пешкова