РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
30 сентября 2010 года. Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Седолобова С.Д.
С участием пом. прокурора Лев Толстовского района Голобородько В.А.
При секретаре Баскаковой Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании п. Лев Толстой материалы гражданского дела по иску Прокурора Лев Толстовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения ... о понуждении к выполнению действий.
УСТАНОВИЛ:
2 сентября 2010 года в Чаплыгинский районный суд Липецкой области с исковым заявлением обратился прокурор Лев Толстовского района Липецкой области к администрации сельского поселения ... о понуждении к выполнению действий.
Согласно поданного искового заявления, на территории администрации сельского поселения ..., в районе ... находится бесхозный скотомогильник. Поскольку данный скотомогильник создает опасность для окружающей среды, то администрация сельского поселения ... обязана была принять меры по закрытию данного скотомогильника.
В судебном заседании пом. прокурора Голобородько В.А., исковые требования поддержал и, просил суд обязать Ответчика утилизировать бесхозный скотомогильник и изложил доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель третьего лица ОГУ « ... СБББЖ» ФИО7., исковые требования подержала и пояснила, что действительно в районе ... находится бесхозный скотомогильник. В настоящее время препятствий к его закрытию не обнаружено, для его утилизации потребуется не менее трех месяцев.
Представитель ответчика глава администрации сельского поселения ... Аулова ФИО8., исковые требования признала и пояснила, что действительно ей известно о бесхозном скотомогильнике расположенном вблизи .... Однако утилизировать его до настоящее времени не представилось возможным.
Суд, выслушав доводы сторон и изучив письменные доказательства представленные в судебное заседание, считает что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно требованиям ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Порядок обращения с биологическими отходами определен Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. №13-7 - 2/469 (далее - "Правила"). Исходя из п.1.1 данных Правил, их требования обязательны для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Биологические отходы подлежат утилизации путем переработки на ветеринарно - санитарных утилизационных заводах, либо обеззараживаются в биотермических ямах, подлежат захоронению в специально отведенных местах (скотомогильниках).
В соответствии с п. 5.6 и п. 5.8 Правил, территория скотомогильника (биотермической ямы) подлежит ограничению глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. Также с внутренний стороны забора по периметру выполняется траншея глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из грунта. Через траншею перекидывается мост. Над ямой скотомогильника на высоте 2,5 м должен быть размещен навес длинной 6 м, шириной 3 м. Рядом должно быть пристроено помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов. В силу п. 5.3 площадь скотомогильника должна быть не менее 600 кв. м. Кроме того, в п. 5.4 Правил предусмотрено, что размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника до жилых домов, общественных помещений не может быть менее 1000 м.
В соответствии с пунктом 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания, а также которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Вместе с тем в соответствии с пп. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 этого же Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Как следует из представленного и изученного в судебном заседании Устава сельского поселения ... ( ст. 15 Устава) к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. л.д. 9-11.)
В связи с этим суд считает, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального закона.
То обстоятельство, что на территории администрации сельского поселения ... в 1,5 км. от овцекомплекса расположен бесхозный скотомогильник общей площадью ..., подтверждается не только пояснениями представителей Ответчика и третьего лица, но и результатами проведенной совместной проверки по результатам которой был составлен акт
Согласно акта обследования от Дата обезличена., скотомогильник не оборудован в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства: у дороги к скотомогильнику отсутствует твердое покрытие, отсутствует ограждение территории скотомогильника, отсутствуют въездные ворота, место для вскрытия животных. л.д.12)
Как следует из справки, выданной главой сельского поселения следует, что данный скотомогильник не эксплуатируется с Дата обезличена. На балансе ... сельской администрации скотомогильник не стоит, собственность на него не оформлена.
Таким образом, отсутствие права собственности на данный объект, не освобождает администрацию сельского поселения ... от принятия меры по надлежащему исполнению полномочий в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как следует из заключения о исследовании изъятых проб, препятствий к утилизации бесхозного скотомогильника нет, поскольку возбудителей сибирской язвы не выявлено. л.д.16)
В связи с этим суд считает, что исковые требования прокурора Лев Толстовского района к администрации сельского поселения ... о понуждении к действию подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о государственной пошлине, и учитывая, что истец в данном случае в силу положений ст. 333.35 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, то она на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.
Исходя из выше изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию сельского поселения ... провести мероприятия по закрытию (утилизации) скотомогильника общей площадью ...., расположенного в ... в 1,5 км. от овцекомплекса, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с Администрации сельского поселения ... государственную пошлину в доход государства в сумме ....
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней, с момента изготовления решения в его окончательной форме.
С полностью изготовленным решением стороны могут ознакомиться 1 октября 2010 года.
Председательствующий Седолобов С.Д.