решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года. Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Седолобова С.Д.

При секретаре Мирончуковский Б.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании п.Лев Толстой гражданское дело по иску администрации <данные изъяты> муниципального района к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет о признании Постановления № от 26.08.2010 года, администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет противоречащим закону и понуждении к выполнению действий.

УСТАНОВИЛ:

26.08.2010 года Главой сельского поселения <данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> муниципального района Липецкой области было издано Постановление № « Об утверждении схемы расположения земельного участка».

Согласно, данного Постановления была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты>. Участок находился по адресу: <адрес>. Цель предоставления участка - для размещения кладбища.

13.12.2010 года представители администрации <данные изъяты> муниципального района Липецкой области обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили суд признать не законным Постановление администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет от 26.08.2010 года № и обязать ответчика демонтировать самовольно возведенный забор.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО11, исковые требования поддержал и пояснил, что 8.10.2010 года в администрацию <данные изъяты> района поступила жалоба от жителей улицы <адрес>, в которой они просили разобраться в правомерности расширения кладбища расположенного по <адрес>. После чего им стало известно, что Главой сельского поселения <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района 26.08.2010 года было издано Постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка». Так же была определена цель предоставления участка, а именно для размещения кладбища. При этом площадь, уже существующего на этом месте кладбища, увеличилась. Кроме этого по лицевой стороне кладбища, от ранее существующих границ был возведен забор, который расширяет прежние границы кладбища и является самовольной постройкой.

Таким образом Глава сельского поселения <данные изъяты> сельсовет не только утвердил схему расположения земельного участка, но и определил его дальнейшую цель - для размещения кладбища. Издав данное Постановление, он нарушил пункт 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10. 2001 года №137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ», которым предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Представитель ответчика Глава сельского поселения <данные изъяты> сельсовет ФИО12., в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что изданное Постановление № « Об утверждении схемы расположения земельного участка» никоим образом, не нарушает требования п.10 ст. 3 ФЗ РФ « О введении в действие Земельного кодекса РФ». В настоящее время в соответствии с земельным Кодексом РФ и Градостроительным Кодексом РФ в сельском поселении были приняты Генеральный план и правила землепользования и застройки <адрес>, где указаны полномочия в области градостроительной деятельности сельского поселения <данные изъяты> сельсовет, в том, числе полномочия по формированию земельных участков. Поэтому, сформировав в рамках представленных полномочий, земельный участок, который уже на генеральном плане обозначен как кладбище, администрация сельского поселения <данные изъяты> сельсовет, представляет возможность администрации <данные изъяты> муниципального района, распорядиться им по собственному усмотрению. Кроме этого, в настоящее время, сформировав земельный участок для размещения кладбища, каких либо требований СанПиН «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» не нарушено, что следует из Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 13.декабря 2010 года, вынесенного должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей и изучив письменные доказательства, представленные в судебное заседание, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно статьи 4 ФЗ РФ от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу статьи 16 выше указанного закона, создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличие положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

При этом предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из смысла выше указной нормы для отведения земельного участка для размещения кладбища необходимо соблюдение, этических, экологических и санитарных требований, а так же соблюдения порядка выделения земельного участка

Пунктом 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10. 2001 года №137-ФЗ « О введении в действие земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

При этом в силу части четвертой статьи 34 Земельного Кодекса именно на органы местного самоуправления муниципальных районов возлагается обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В части 3 ст.3.1 ФЗ РФ от 25.10. 2001 года №137-ФЗ « О введении в действие земельного кодекса РФ» указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, земельный участок для организации кладбища в <адрес> не выделялся и оно возникло самопроизвольно.

В судебном заседании свидетель ФИО13 показал, что в 1997 году он занимал должность <данные изъяты>. В тот период возникла проблема с расширением кладбища расположенного по <адрес>. Каких либо документов по отведению земельного участка под размещения кладбища в районе <адрес> на тот момент не было. Кто и каким образом организовал там кладбище неизвестно. Поскольку в администрацию поступали жалобы, были проведены исследования и установлено, что расширить уже существующее кладбище не представляется возможным. Поэтому было принято решение о проведение рекультивации песчаного карьера в районе <адрес> для строительства кладбища.

Согласно, архивного фонда <данные изъяты> поселкового Совета депутатов Липецкой области и его исполнительного комитета за 1948-1994 годы, решения о выделении участка под кладбище не имеется.

В связи с этим суд считает, что земельный участок, схема границ которого были утверждены Постановлением № от 26.08.2010 года не является собственностью муниципального образования –сельского поселения <данные изъяты> сельсовет.

В судебное заседание была представлена и изучена стерео топографическая съемка проведенная « ФГУП МАГП» в масштабе 1:2000 согласно которой на съемки имеются сложившиеся границы кладбища расположенного в районе <адрес> и имеет согласно масштаба следующие размеры : с северной стороны <данные изъяты>, с восточной стороны <данные изъяты>, южной <данные изъяты>, с западной стороны <данные изъяты>.

Из показаний свидетеля ФИО14., в судебном заседании установлено, что данная съемка была положена в основу разработки ген. плана <адрес>.

Согласно акта замеров границ кладбища, которые были произведены комиссией в составе Начальника отдела строительства, архитектуры и ЖКХ ФИО15., главного специалиста отдела строительства и ЖКХ ФИО16., и главного специалиста организационной работы, взаимодействия с органами местного самоуправления и связям с общественностью ФИО17, фактические границы кладбища расположенного по <адрес> составляют с западной стороны <данные изъяты>, с северной -<данные изъяты>, с восточной <данные изъяты> южной <данные изъяты>.

Основания сомневаться в достоверности проведенных замеров, у суда нет.

В связи с этим суд считает установленным, что площадь кладбища расположенного в районе <адрес> в длительно время сложившихся границах, согласно расчетам составляет порядка <данные изъяты>. ( <данные изъяты>)

В то же время согласно Постановления № от 26.08.2010 года, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты>, что свидетельствует о значительном увеличении площади земельного участка.

В связи с этим, суд считает установленным, что утвердив схему расположения земельного участка и увеличив площадь, Постановлением № от 26.08.2010 года, фактически была предусмотрена реконструкция кладбища. Однако, при это требования ст. 16 ФЗ РФ от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" соблюдены не были, поскольку каких либо доказательств о том, что были проведены и получены соответствующие положительные заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертиз, дающие право проведения реконструкции кладбища, представителем ответчика в судебное заседание представлено не было

Суд считает не состоятельными, доводы представителя ответчика ФИО18, который ссылаясь на Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 13 декабря 2010 года, считал такое Постановление достаточным установления обстоятельств соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований, поскольку данное Постановление не содержит ссылок на выводы каких либо экспертиз.

В связи с этим, суд пришел к выводу, что Постановление № от 26.08.2010 года изданное об утверждении схемы расположения земельного участка, с указанием площади и цель предоставления участка - для размещения кладбища, не соответствует пункту 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10. 2001 года №137-ФЗ « О введении в действие земельного кодекса РФ», ст.4, ст. 16 ФЗ РФ от 12 января 1996 г N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и нарушают права заявителя, а значит, имеются правовые основания для признания его незаконным.

В судебном заседании установлено, что с южной стороны от существующих границ кладбища расположенного по <адрес> был установлен дополнительный забор длинной <данные изъяты>.

Данное обстоятельство не отрицается представителем ответчика ФИО19., который пояснил, что после избрания главой администрации сельского поседения <данные изъяты> сельсовет, он обратил внимание на ужасную захламленностью территории кладбища расположенного по. <адрес>. Ранее имеющийся забор, который огораживал кладбище, практически не сохранился. Поэтому, заменив по фасадной, южной стороне кладбища, забор они поменяли ворота, продлив забор на <данные изъяты> в восточную сторону, установили вторые ворота. В период проведения работ на земельном участке, который был дополнительно огорожен, было произведено захоронение.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В судебном заседании установлено, что при возведении дополнительного забора, администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет не исследовался вопрос о соблюдении экологических и санитарно-гигиенических требований и возможности захоронений на дополнительном участке.

В связи с этим суд считает, что наличие такового забора дает возможность гражданам достоверно предполагать о возможности проведения захоронения на данном земельном участке, что по своей сути создает угрозу праву на благоприятную окружающую среду, поэтому требования демонтаже возведенного от существующих границ кладбища расположенного по <адрес>, забора протяженностью <данные изъяты> по южной стороне являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 197-195 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным Постановление администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> муниципального района Липецкой области № от 26.08.2010 года « Об утверждении схемы расположения земельного участка», и обязать демонтировать возведенный от существующих границ кладбища расположенного по <адрес>, забор протяженностью <данные изъяты> по южной стороне.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в его окончательной форме. С полностью изготовленным решением стороны могут ознакомиться 31 января 2010 года.

Председательствующий Седолобов С.Д.

Определением Липецкого областного суда от 28.02.2011 года данное решение оставлено без изменения.