Решение суда по делу № 2 - 1006



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Чаплыгин 26 сентября 2011г

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:

Председательствующего: Кузьмина Н.М.

При секретаре Выприцкой Г.Н.

Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к <адрес> <адрес> об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух)

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к <адрес> <адрес> об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух. В обоснование иска указывает:

В рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что <адрес> <адрес>) осуществляет свою деятельность в г. <адрес> Липецкой области и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в т.ч. площадку для стоянки а/зтомобилей, гараж для хранения 2 ед. автотранспортной техники, 2 ед. автотранспортной техники и т.д.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ

в атмосферу (далее - инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 "Общие положения").

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения").

Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы:

изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами; подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация; кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия.

- анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа; выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси; составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия, (п. 3 Раздела 1.1 "Общие положения").

Согласно п. 1 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу").

В рамках проведенной проверки установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу <адрес> <адрес> в нарушение указанных требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление № 196 от 21.03.2011 о назначении административного наказания <адрес> <адрес> по ст. 8.1 КоАП РФ. На последнее наложен штраф в размере 20 000 руб. До настоящего времени инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проведена.

Таким образом, <адрес> <адрес> осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства.

В связи с этим, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес> Липецкой области, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния общества на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии с судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2008 №32-ВПР08-13), отсутствие денежных средств у юридического лица, необходимых для реализации соответствующих мероприятий, не свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнить предусмотренные законом требования.

Действующее законодательство не связывает реализацию юридическими лицами прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, с их финансовыми возможностями.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание <адрес> <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Статьей 206 ГПК РФ, ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" закреплен порядок исполнения решений судов, обязывающих ответчиков совершить определенные действия, и последствия их неисполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 27, 35 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации " просит:

Обязать <адрес> <адрес> провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес> Липецкой области.

В судебное заседание поступило заявление прокурора о рассмотрении дела в его отсутсвие.

Представитель ответчика <адрес> <адрес> иск признал, пояснил, что <адрес> проводит меры по инвентаризации выброса вредных в атмосферный воздух.

Суд считает, что иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к <адрес> <адрес> об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух подлежит удовлетворению. Судом установлено, что в рамках проведенной проверки установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу <адрес> в нарушение указанных требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление № 196 от 21.03.2011 о назначении административного наказания <адрес> по ст. 8.1 КоАП РФ. На последнее наложен штраф в размере 20 000 руб. До настоящего времени инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проведена.

Таким образом, <адрес> осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства.

В связи с этим, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес> Липецкой области, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния общества на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь и руководствуясь ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Обязать <адрес> общество провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес> Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Чаплыгинский раонный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Председательствующий: Кузьмин Н.М.