Решение по делу №2-1155/2011г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2011г. г. Чаплыгин

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:

Председательствующего федерального судьи Залыгаевой Е.П.

с участием помощника прокурора Чаплыгинского района Никифорова Б.В., предоставившего удостоверение ,

при секретаре Баскаковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чаплыгинского района Липецкой области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Чаплыгинскому РайПО о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаплыгинского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, указывая, что Чаплыгинской районной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Чаплыгинского муниципального района требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности объектов социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения (инвалидов в их числе).

В результате проверки установлено, что в <адрес> располагается здание закусочной <данные изъяты> принадлежащее Чаплыгинскому РайПО. В ходе осмотра здания установлено, что вход в здание закусочной осуществляется не с поверхности земли, при входе имеется наружная лестница, состоящая из нескольких ступеней. Вход в здание закусочной <данные изъяты> на момент осмотра не оборудован подъездным пандусом, поручни по обеим сторонам лестницы отсутствуют. Данный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей. Отсутствие пандуса и поручней на лестнице закусочной <данные изъяты> Чаплыгинского РайПО является грубым нарушением положений международно-правовых актов, законодательства Российской Федерации и влечёт нарушение права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в связи, с чем прокурор Чаплыгинского района просит обязать Чаплыгинское РайПО принять меры, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к закусочной <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> оборудовать вход в указанный объект подъездным пандусом, а также установить вдоль обеих сторон пандуса ограждения с поручнями.

Помощник прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Никифоров Б.В. в судебном заседании поддержал заявленный иск, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Чаплыгинского РайПО по доверенности Рыжкова Т.Е. исковые требования признал полностью, объяснив, что в настоящего времени приняты меры, направленные на обеспечение доступности инвалидов и иных маломобильных групп населения к социально значимому объект. Чаплыгинское РайПО обустроило вход в закусочную «Визит» подъездным пандусом, а также установило вдоль обеих сторон пандуса ограждения с поручнями.

Выслушав объяснения помощника прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Никифорова Б.В., позицию представителя ответчика Чаплыгинского РайПО, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку прокурор Чаплыгинского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, и в данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей Декларации прав человека, принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (111) от 10.12.1948 г., каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Согласно п. 2 Декларации о правах инвалидов, утверждена Резолюцией тринадцатой
сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (ХХХ) от 09. 12. 1975 г., инвалиды должны
пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.

В силу п. 3 указанного выше международного акта инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь, означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

Согласно п. 5 названной Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина - обязанность государства. В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п.4.4.1 Порядка реализации требований доступности для инвалидов: объектов социальной инфраструктуры РДС 35-201-99, утвержденного постановлением: Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999г. к зданиям и сооружениям, подлежащим адаптации к потребностям инвалидов, относятся учреждения культуры и искусства.

Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. № 73 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений, для маломобилъных групп населения». В соответствии с п.3.17 вышеуказанных строительных норм и правил помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу п.п. 3.29. 3.32 СНиП 35-01-21 максимальная высота одного подъема марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0.2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м. Вдоль обеих сторон |всех лестниц пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м. Поручень перил с внутренней, стороны должен быть непрерывным. Завершающие части поручня должны быть длиннее наклонной части пандуса на 0,3м. Конструктивные элементы в силу п.3.20, должны иметь закругленные края.

В ходе прокурорской проверки установлено, что вход в здание закусочной <данные изъяты> Чаплыгинского РайПО в <адрес> осуществляется не с поверхности земли, при входе имеется наружная лестница, состоящая из нескольких ступеней. Вход в здание магазина не оборудован подъездным пандусом, а также ограждениями с поручнями, то есть специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к нему маломобильных групп населения, в том числе инвалидов. Данный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также соответствующими фотоснимками, имеющимися в материалах дела.

Согласно п.3.17 СНиП 35-01-2001, помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать специальные приспособления для перемещения инвалидов, в т. ч. пандусы. В соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Согласно а 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Закусочная <данные изъяты> расположенная в <адрес> силу своего функционального назначения относится к объектам социальной инфраструктуры.

Полноценное участие инвалидов в жизни общества возможно только при обеспечении ими беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в России является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами и нормами международного права. Одним из важнейших направлений социальной защиты инвалидов являет создание для них, а также для других маломобильных групп населения безбарьерной среды жизнедеятельности. В рамках социальной поддержки инвалидов Распоряжением Правительства РФ от 28.09.2005 года утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы».

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 15 декабря 2005 г. N 1072-пс утверждена областная целевая программа "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на 2006-2008 годы, что определяет государственную политику в обозначенной сфере. Недоступность объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения является значительным препятствием для реализации их гражданских прав и свобод. Несоблюдение действующих норм при создании социально значимого объекта – закусочной <данные изъяты> расположенной в двухэтажном здании в <адрес>, повлекло за собой нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

При указанных обстоятельствах исковые требования Чаплыгинского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, проживающих на территории Чаплыгинского муниципального района, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что до вынесения решения суда ответчик Чаплыгинское райпо устранило выявленные нарушения и обустроило вход в закусочную «Визит» подъездным пандусом, а также установило вдоль обеих сторон пандуса ограждения с поручнями, суд считает возможным решение суда не исполнять.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Чаплыгинское РайПО в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию закусочной <данные изъяты> оборудовать вход в закусочную, расположенную в <адрес>, подъездным пандусом с ограждениями с обеих сторон поручнями в срок до 07 декабря 2011 года.

Решение суда в части не исполнять.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд Липецкой области в течение десяти дней.

Председательствующий федеральный судья Е.П. Залыгаева