Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Чапаевск Самарской области 03 сентября 2010 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Соковых В.В.,
при секретаре Петуховой Ю.В.,
с участием заявителя Кузнецова П.М.,
представителя заявителя - Семендяй В.Я., действующего на основании доверенности от Дата обезличена г.,
представителей заинтересованных лиц - заместителя председателя территориальной избирательной комиссии г.о.Чапаевск Красновой Е.В., действующей на основании доверенности № 1 от 24.07.2010 г., консультанта МУ органа местного самоуправления Думы г.о.Чапаевск Бехер А.А., действующей по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г.,
помощника прокурора г.Чапаевска Енякина С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по жалобе Кузнецова Павла Михайловича на действия территориальной (муниципальной) избирательной комиссии г.о.Чапаевск от отмене вхождения домов расположенных рядом с железной дорогой в избирательный участок № 13,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов П.М. обратился в суд с жалобой на действия территориальной (муниципальной) избирательной комиссии г.о.Чапаевск сославшись на то, что он является жителем г.о.Чапаевск, проживает на 1053 км., в течение многих лет он голосовал на избирательном участке находящемся в МОУ средней школе № 13. На предстоящих выборах должен голосовать в Чапаевском Губернском колледже, расположенном по ул.Озерная, 5. Для того чтобы добраться до этого избирательного участка он должен перейти на другую сторону Федерального железнодорожного полотна. Железная дорога является местом повышенной опасности, а пешеходного перехода в районе места его проживания не имеется, и для того чтобы проголосовать ему необходимо воспользоваться услугами транспорта и заплатить за это. Данное обстоятельство, по его мнению, ставит его в неравные условия по отношению к другим избирателям, что противоречит Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 08.06.2006 г. № 57-ГД. Просит отменить вхождение домов, расположенных рядом с железной дорогой в избирательный участок № 13.
В судебном заседании Кузнецов П.М. и его представитель Семендяй В.Я. поддержали доводы жалобы, по существу дополнив, что в месте его жительства отсутствует деревянный настил для перехода через железную дорогу и данный участок является местом повышенной опасности, переходя через железную дорогу можно травмироваться, получить вред здоровью. Оборудованный переход через железную дорогу находится в 500-600 м. от его дома.
Представитель территориальной (муниципальной) избирательной комиссии г.о.Чапаевск Краснова Е.В. с доводами жалобы не согласилась, сославшись на то, что одномандатные избирательные округа по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва образованы на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории г.о.Чапаевск по состоянию на 01.01.2010 г. В соответствии с п.5 ст.15 Устава г.о.Чапаевск двадцать депутатов Думы г.о.Чапаевск избираются по одномандатным избирательным округам. По состоянию на 01.01.2010 г. на территории г.о.Чапаевск зарегистрировано 58 264 избирателя. Руководствуясь ч.5 ст.15 Закона Самарской области, комиссия определила среднюю норму представительства на выборах депутатов Думы г.о.Чапаевск по одномандатным избирательным округам в количестве 2913 избирателей. Допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Таким образом, количество избирателей в округе должно быть не менее 2622 и не более 3204. Руководствуясь ст.19 Закона Самарской области, решением комиссии от 28.04.2010 г. № 2 определена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва и графическое изображение данной схемы. Схема и графическое изображение представлено на рассмотрение Думы г.о.Чапаевск и решением Думы 4-го созыва от 20.05.2010 г. № 651 утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов думы г.о.Чапаевск 5-го созыва. Решение опубликовано в газете «Чапаевский рабочий» от 25.05.2010 г. № 116 (20187) и № 117 (20188). Комиссия считает, что принцип примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных избирателей не нарушен. Действие принципа равного избирательного права обеспечено. При образовании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва соблюдено требование п.п. «в» п.4 ст.18 Федерального закона в силу которого избирательный округ должен составлять единую территорию. Схемы одномандатных избирательных округов определены в соответствии с избирательным законодательством. Довод заявителя о том, что он находится в неравных условиях по отношению к другим избирателям, т.к. ему необходимо перейти железнодорожный путь является необоснованным, поскольку участок железной дороги, вдоль которого расположен жилой дом, в котором проживает Кузнецов П.М., оборудован деревянным настилом. Избиратель может добраться до своего избирательного участка на общественном транспорте.
Представитель Думы г.о.Чапаевск Бехер А.А. полагала, что в удовлетворении жалобы Кузнецова П.М. следует отказать. Сослалась на то, что в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва, утвержденной Решением Думы г.о.Чапаевск 20.05.2010 г. № 651, жилой дом в котором проживает заявитель отнесен к избирательному округу № 13. Участок железной дороги 1053 км., в районе которого проживает заявитель оборудован деревянным настилом. В соответствии с п.п.6, 7 главы 3 «Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 г. № 18, при проезде и переходе через железнодорожные пути, гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками. Данный участок железнодорожного пути оборудован деревянным настилом, представляет собой пешеходный переход, соответственно угроза жизни и здоровью граждан отсутствует. Более того, указанный пешеходный переход находится в непосредственной близости от железнодорожной платформы «1053 км.». Вместе с тем, избиратель имеет возможность добраться до избирательного участка и другим, окружным путем. Нарушений избирательных прав заявителя в действиях территориальной избирательной комиссии г.о.Чапаевск не имеется.
Помощник прокурора г.Чапаевска Енякин С.О. полагал, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, избирательные права и свободы заявителя действиями избирательной комиссии г.о.Чапаевск не нарушены.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 20.05.2010 г. Решением Думы г.о.Чапаевск Самарской области 4-го созыва утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва л.д.8,9). Приложением к данной схеме является описание границ одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва, в том числе избирательного округа № 13 местом проведения голосования по которому является Центр - ГОУ СПО Чапаевский Губернский колледж, ул.Озерная,5 л.д.10-14).
Из копии паспорта Кузнецова Павла Михайловича л.д.22,23) видно, что местом его регистрации является г.Чапаевск, 1053 км.
По ходатайствам заявителя и представителя Думы г.о.Чапаевск к материалам дела приобщены фотографии участка железнодорожного полотна 1053 км. в районе места жительства Кузнецова П.М. л.д.17-20).
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) одномандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с п.4 ст.16 настоящего Федерального закона. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
В соответствии с п.4 ст.18 названного Федерального закона одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований (среди прочих):
а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований (п.5 ст.18 Федерального закона).
В соответствии с частями 1 и 2 ст.20 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 08.06.2006 г. № 57-ГД для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов депутатов представительного органа городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения (далее городское, за исключением городского округа, или сельское поселение именуются поселениями) - главой местной администрации поселения либо лицами, указанными в части 5 настоящей статьи, соответствующими избирательными комиссиями в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом избирательном участке. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Часть 1 статьи 64 вышеназванного Закона предусматривает, что участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования…
Согласно части 2 этой статьи голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей.
Давая оценку доводам жалобы заявителя и представленным доказательствам, суд приходит к выводу о необоснованности жалобы Кузнецова П.М. по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что местом проживания Кузнецова П.М. является 1053 км. г.о.Чапаевск. Территория данного района отнесена к избирательному округу № 13. Голосование избирателей проживающих на этой территории округа осуществляется на избирательном участке находящемся в помещении Центра - ГОУ СПО Чапаевский Губернский колледж по ул.Озерная, 5. Из представленных суду фотоснимков района 1053 км. г.о.Чапаевск и схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г.о.Чапаевск 5-го созыва видно, что территория избирательного округа № 13 граничит с полотном железной дороги. Вместе с тем, данное обстоятельство, по мнению суда не может нарушать или каким-либо иным образом влиять на избирательные права граждан, проживающих в районе этого избирательного округа. Ссылка заявителя об отсутствии пешеходного перехода через железнодорожные пути и как следствие нарушение этим его права участия в выборах не может быть признана состоятельной. В соответствии с действующим законодательством граждане РФ добровольно и по свободному волеизъявлению осуществляют свои избирательные права. Отсутствие пешеходного перехода через участок железнодорожного полотна в районе места жительства избирателя не может ставить его в неравные условия по сравнению с другими избирателями, иным образом оказывать на него воздействие. В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что в непосредственной близости от места проживания заявителя находится оборудованный переход через железную дорогу. Кроме того, заявитель не лишен возможности использования автомобильного транспорта, в том числе общественного для прибытия на избирательный участок и участии в голосовании. При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений избирательных прав заявителя, доводы его жалобы не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы Кузнецова Павла Михайловича на действия территориальной (муниципальной) избирательной комиссии г.о.Чапаевск от отмене вхождения домов расположенных рядом с железной дорогой в избирательный участок № 13, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий судья В.В.Соковых
Мотивированное решение изготовлено 06.09.10 г.