О назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чапаевск Самарской области 23 сентября 2010 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Соковых В.В.,

при секретаре Петуховой Ю.В.,

с участием истца Каряпкина А.В.,

представителя истца Майданюк Т.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - юрисконсульта Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> Кимаевой М.Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Каряпкина ФИО9 к Управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения комиссии УПФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании включения в специальный трудовой стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Каряпкин А.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Чапаевске (далее УПФ РФ г.Чапаевска) о признании недействительным решения комиссии УПФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.05.2010 г. №, установление тождества выполняемых функций, условий и характера деятельности в должности шофёра 1 класса Ивантеевского каменного карьера должности водителя автомобиля занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе добычи полезных ископаемых открытым способом в период с 09.08.1983 г. по 12.08.1988 г., обязании включения в специальный стаж вышеуказанного периода работы и назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с 04.04.2010 г.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил требования, просил признать незаконным решение комиссии УПФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.05.2010 г. №, обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж период работы с 09.08.1983 г. по 12.09.1988 г. в качестве шофёра 1 класса Ивантеевского каменного карьера и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 04.04.2010 г. (л.д.96). Сослался на то, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии УПФ РФ г.Чапаевска от 21.05.2010 г., протокол № ему отказали в назначении досрочной трудовой пенсии по Списку № 2 из-за отсутствия требуемого специального стажа - 7 лет 6 месяцев. Из его специального стажа исключена работа в качестве шофёра 1 класса Ивантеевского каменного карьера с 09.08.1983 г. по 12.08.1988 г. Указанное решение комиссии считает незаконным. ОАО «Ивантеевский каменный карьер» с 1969 г. по настоящее время занимается добычей доломитизированного известняка на основании лицензии на право пользования недрами. В период работы на данном карьере он был занят на транспортировке горной массы в технологическом процессе при добыче полезного ископаемого открытым способом на карьерном автосамосвале «БелАЗ-540» в трехсменном режиме. Горная масса, которую он транспортировал, содержит в себе вредные вещества. Из программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил Ивантеевского каменного карьера следует, что водитель самосвала, задействованный на транспортировке горной массы подвергается таким производственным вредным факторам как вибрация, шум, силикатносодержащая пыль, физические нагрузки. Считает, что работа шофера 1 класса Ивантеевского каменного карьера аналогична работе водителя, занятого на транспортировке горной массы, и она подлежит включению в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.

Представитель ответчика Кимаева М.Б. исковые требования не признала, сославшись на то, что в оспариваемый период истец работал в качестве шофера 1 класса Ивантеевского каменного карьера, он претендует на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 раздел 1 позиция 20101000А-11442. Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с данной позицией раздела 1 Списка № 2 пользуются водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе. То есть указанным правом пользуются только те водители автомобилей, которые заняты на транспортировании горной массы в техпроцессе открытых горных работ по добыче полезных ископаемых и работ на поверхности, связанных с добычными работами. Вышеуказанный период работы Каряпкина А.В. в качестве шофера 1 класса не может быть засчитан в его специальный стаж, поскольку наименование профессии не соответствует Списку № 2, а представленные истцом документы не подтверждают его работу в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе.

Свидетель ФИО6 показал, что знаком с истцом по работе, вместе работали водителями «Белазов» по транспортировке горной массы в Ивантеевском каменном карьере. Утром они заправляли машины и ехали на завод загружать и разгружать горную массу. Загрузка машин производилась в карьере, где была большая пыль, вибрация, шум. Работа протекала в трехсменном режиме во вредных условиях труда. В связи с вредными условиями труда им полагалось молоко, предоставлялся дополнительный отпуск, была доплата к заработной плате. Водители, в том числе истец постоянно подвергались вредным производственным факторам, таким как вибрация, шум, силикатосодержащая пыль, физические перегрузки. Горная масса, которая транспортировалась в машины, содержит в себе вредные вещества. Каряпкин А.В. работал посменно, каждая смена составляла 8 часов. Из горной массы разрабатывался известняк, из которого путем дробилки получали щебень и глину. Известняк добывали путем взрыва, после чего экскаватором загружали его в машину и отвозили на дробильно-сортировочный завод, было непрерывное производство.

Свидетель ФИО7 показал, что с 1977 г. по настоящее время работает в Ивантеевском каменном карьере. Ранее истец проживал в поселке, работал водителем «Белаза» по транспортировке горной массы в Ивантеевском каменном карьере, в котором разрабатывался известняк горной породы, его бурили, взрывали, затем экскаватором отправляли на дробильно-сортировочный завод. Вся масса проходила через дробилку, попадала во второй отсек, затем грузилась в машины и отвозилась на завод. Каряпкин А.В. был занят на транспортировании горной массы в технологическом процессе при добыче полезного ископаемого открытым способом на карьерном автосамосвале «БелАЗ-540» в трехсменном режиме. Загрузка машин производилась в карьере, где стояла очень сильная пыль, вибрация, шум и грохот. Истец работал во вредных условиях труда, пользовался дополнительным отпуском, имел надбавки к заработной плате. Средства защиты им не выдавались, работали без респираторов, наушников и касок. Горная масса, которая транспортировалась, содержит в себе вредные вещества. Каряпкин А.В. постоянно возил горную массу, щебень, известняк на «Белазах».

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из дубликата трудовой книжки Каряпкина ФИО10 (л.д.10-12) видно, что в период с 09.08.1983 г. по 12.09.1988 г. он работал шофером 1 класса на Ивантеевском каменном карьере.

Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО «Ивантеевский каменный карьер» подтверждается, что Каряпкин ФИО11 был принят по приказу №-К от ДД.ММ.ГГГГ и уволен по приказу №-К от 12.09.1988 г. и был занят на транспортировке горной массы в технологическом процессе при добыче полезного ископаемого открытым способом на карьерном автосамосвале БелАЗ-540 в трехсменном режиме (л.д.7).

Согласно архивной справки администрации Ивантеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Каряпкин А.В. действительно работал на Ивантеевском каменном карьере <адрес> в должности шофера 1 класса с 09.08.1983 г. по 12.08.1988 г. (л.д.8).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ протокол № Каряпкину А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого специального стажа работы по Списку № 2 - 7 лет 6 мес. В его специальный стаж по Списку № 2 не засчитана работа в качестве шофера 1 класса Ивантеевского каменного карьера с 09.08.1983 г. по 12.08.1988 г., т.к. наименование должности не соответствует Спискам должностей и профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (л.д.13-15).

В деле имеется программа контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий на 2010 г., утвержденная управляющим ОАО «Ивантеевский каменный карьер» (л.д.16-18) Приложением № 1 к данной программе является «список профессионального состава рабочих (по штату и фактически)» в котором указан «водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы в технологическом процессе». Приложением № 5 к программе перечислены основные производственные вредные факторы данной работы - вибрация, шум, силикатосодержащая пыль, физические перегрузки, микроклимат.

Из представленных суду копий путевых листов (л.д.32-73) видно, что в оспариваемые периоды работы Каряпкин А.В. был занят на перевозке грузов в Ивантеевском каменном карьере в качестве водителя на автомобиле «Белаз 59-41».

Из календарного плана горных работ Ивантеевского каменного карьера на 1988 г. (л.д.76-81) видно, что добычные работы в данном карьере осуществлялись следующим образом: взорванная горная масса грузится экскаватором ЭКГ-5А в автосамосвалы «БелАЗ-540» и вывозится на дробильно-сортировочный завод. Горная масса в забое грузится экскаватором ЭКГ-5А в автосамосвалы «БелАЗ-540» и перевозится на ДСЗ в приемный бункер.

В соответствии со ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 данного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним) утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 (Списки № 1 и № 2).

Вышеуказанные Списки № 1 и № 2 применяются на всей территории РФ, и их действие не ограничено периодом времени, т.е. они применяются, как за время работы с 01.01.1992 г. (дата вступления в силу Списков № 1 и № 2), так и за период работы до 01.01.1992 г.

В разделе 1 «Горные работы» Списка № 2 от 26.01.1991 г. производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях под кодом 2010100а-11422 обозначены «водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе».

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлены условия, выполнение которых влияет на приобретение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с Правилами, условием для приобретения права на досрочное получение трудовых пенсий по старости является выполнение работ по определенным профессиям и на определенных должностях, имеющихся в Списках, на условиях полного рабочего времени, в течение полного рабочего дня, включая время подготовки рабочего места, текущего ремонта машин и механизмов в течение рабочего времени, технологических перерывов для обогрева и отдыха и т.д., если за указанный период за работника уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дается разъяснение, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характере деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характере и специфике, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что Каряпкин А.В. работая в качестве шофера 1 класса на Ивантеевском каменном карьере с 09.08.1983 г. по 12.09.1988 г. выполнял работу, связанную с транспортированием (перевозкой) горной массы - известняка на автомобиле «БелАЗ-540». Указанная работа протекала в технологическом процессе Ивантеевского каменного карьера, в трехсменном режиме работы, имела вредные условия труда, т.к. в месте добычи и месте доставки известняка имелась повышенная задымленность, шум, пыль, при работе происходило взаимодействие с вредными веществами. Данные обстоятельства подтверждены представленными суду письменными доказательствами и показаниями свидетелей, с которыми истец работал на одном предприятии в спорный период времени. У суда отсутствуют основания не доверять их показаниям. Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что фактически истец выполнял работу предусмотренную Списком № 2 от 26.01.1991 г. производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Возражая против иска, ответчик не представил суду каких-либо обоснованных доказательств своих возражений. Ссылку на то, что наименование профессии, по которой работал Каряпкин А.В., не соответствует Списку № 2, суд признает несостоятельной, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что истец фактически выполнял работу водителя автомобиля занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, его работа имела тяжелые и вредные условия труда. Спорный период работы истца подлежит зачету в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях по Списку № 2.

Производя оценку пенсионных прав Каряпкина А.В. суд исходит из того, что решением комиссии УПФ <адрес> в его специальный трудовой стаж засчитано 4 года 2 мес. 18 дней. С учетом включения в его специальный стаж оспариваемого периода работы с 09.08.1983 г. по 12.09.1988 г. (5 лет 1 мес. 03 дня), его общий специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости согласно Списку № 2 составит 9 лет 3 мес. 21 день. Каряпкин А.В. обратился в пенсионный фонд г.Чапаевска 02.04.2010 г., 04.04.2010 г. ему исполнилось 57 лет. Таким образом, право на получение пенсии с уменьшением общего пенсионного возраста (60 лет) на 3 года в соответствии с подп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» возникает у него с 04.04.2010 г.

Согласно ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ. В соответствии с п.5 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда отказ Каряпкину А.В. в досрочном назначении пенсии по старости является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Каряпкина ФИО12 к Управлению пенсионного фонда РФ в г.Чапаевске Самарской области.

Признать незаконным решение комиссии Управления пенсионного фонда РФ в г.Чапаевске Самарской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.05.2010 г. № об отказе Каряпкину ФИО13 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г.Чапаевске Самарской области включить в специальный трудовой стаж работы Каряпкина ФИО14, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях период работы в качестве шофера 1 класса Ивантеевского каменного карьера с 09 августа 1983 г. по 12 сентября 1988 г. и назначить Каряпкину А.В. с 04.04.2010 г. досрочную трудовую пенсию по старости.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий судья В.В.Соковых

Мотивированное решение изготовлено 27.09.10 г.