Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2010 года г.Чапаевск
Чапаевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Кудрявовой Е.В., при секретаре Сумбаевой Л.Н., с участием помощника прокурора Сухоруковой С.А., представителей Чапаевской городской Думы, Администрации г.о. Чапаевск, финансового управления Администрации г.о. Чапаевск, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по заявлению прокурора г.Чапаевска о признании п.4 решения Думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25 марта 2010 года № 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск» противоречащим закону и недействующим со дня его принятия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании нормативно-правового акта недействующим, ссылаясь на то, что п.1 решения Думы г.о. Чапаевск Самарской области 4-го созыва № 631 от 25.03.2010 года утверждено Положение «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск», которое было опубликовано в официальном печатном издании «Чапаевский рабочий» 13.04.2010 года № 78 (20149)-79 (20150).
В соответствии с пунктом 4 названного решения Думы действия вновь принятого Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск» (далее Положение) распространяются на правоотношения, возникшие ранее, являются основанием для перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В соответствии с п.2.2. вновь принятого Положения размер доплаты денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет увеличивается на 1%. Ранее действовавшее Положение предусматривал такое увеличение 3%. Поскольку прежним Положением и другими нормативно правовыми актами органов местного самоуправления (ОМС) не было предусмотрено условие действия последующих положений на ранее возникшие отношения, прокурор полагает, что п.4 решения Думы от 25.03.2010 года не соответствует требованиям законодательства и должно быть признано недействующим с момента принятия.
Представитель Чапаевской городской Думы с заявлением прокурора не согласилась, указав, что принятое Решение об утверждении Положения 25.03.2010 года №631 не нарушает действующего законодательства поскольку соответствует положениям закона Самарской области 96-ГД от 09.10.22007 года, устанавливающего соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы, в ст. 12 предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в порядке и на условиях, предусмотренным Законом и уставами муниципальных образований.
Согласно ст.ж 15 Закона, доплата лицам, указанным в ст. 13 Закона, устанавливается в размере, чтобы сумма базовой и страховых частей трудовой пенсии и доплаты к ней не превышала 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. Размер доплаты увеличивается не более, чем на 3%, ( а не на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет). При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания (оплаты труда) муниципального служащего в Самарской области.
Ранее действующее Положение «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Чапаевске», утвержденное постановлением Чапаевской городской Думой от 27.05.2004 года № 264 устанавливало размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет - 3%.
Принятие Положения вызвано решением о приведении его в соответствие требованиям ст. 23 Закона 97-ГД, который предписывает органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом, а принятые ранее нормативно правовые акты органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы со дня вступления в силу данного Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Действующее законодательство позволяет ОМС устанавливать размер увеличения доплаты за каждый полный год стажа муниципальной службы в пределах до 3%. В принятом Думой городского округа Чапаевск муниципальном правовом акте, не установлен иной, чем действовал ранее, порядок исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы свыше 15 лет и установлен 1%.
Изменение процента размера доплаты за стаж муниципальной службы свыше 15 лет с 3% до 1% само по себе служит основанием для перерасчета доплаты к трудовой пенсии, что вытекает из норм Закона.
По мнению представителя Чапаевской городской Думы, установление размера доплаты в 1% и распространение в соответствии с п.4 Решения Думы от 25.03.2010 года этого размера на ранее возникшие правоотношения по выплате доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, осуществлено в пределах, предоставленных законодательством Самарской области ОМС правомочий. Поэтому п.4 Решения Думы г.о. Чапаевск, принятое 25.03.2010 года № 631 должен соответствовать требованиям Закона Самарской области от 09.10.2007г № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области». Следовательно, по мнению представителя в заявленных требованиях прокурору г. Чапаевска надлежит отказать.
Аналогичную позицию заняли представитель Администрации г.о. Чапаевск, представитель финансового управления Администрации г.о. Чапаевск.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8,45 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В связи с этим государство гарантирует каждому его право защищать в суде свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенные законом. Один из таких способов является оспаривание в суде нормативно правовых актов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц в целях признания их недействующими ( недействительными) полностью или в части ( ч.2 ст. 46 Конституции РФ, абз. 5 ст.12,ст.13 ГК РФ).
Объектом судебной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов является публично-правовой интерес заявителя, заключающийся в том, чтобы предотвратить или прекратить действие спорного нормативного правового акта и тем самым оградить себя или неопределенный круг лиц от неблагоприятных последствий такого действия.
Под нормативно правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
С заявлением о признании нормативно правового акта недействующим полностью или в части предоставлено прокурору как органу надзора за законностью, действующему в пределах своей компетенции ( ч.1 ст. 251 ГПК РФ). В соответствии с абз.2 п.1 ст.21 Федерального закона от 17.11.1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых субъектом публичной власти.
Согласно п.2 ч.1 ст. 26,п.2 ч.1 ст. 27,ч.1 ст.253 ГПК РФ к ведению федеральных судов общей юрисдикции относятся дела о соответствии федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, Президента РФ, правительства РФ, нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Судом установлено, что в официальном печатном издании г.о. Чапаевск «Чапаевский рабочий» опубликовано Решение Думы г.о. Чапаевск Самарской области 4-го созыва «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе Чапаевск». В том же печатном издании опубликовано Положение «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск».
Названное положение разработано в соответствии с Федеральным законам от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Самарской области от 09.10.2007 года 96-ГД «О муниципальной в Самарской области», Законом Самарской области от 13.03.2001 года № 19-ГД «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области» другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом г.о. Чапаевск в целях обеспечения социальных гарантий в части пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
В соответствии с п.4 выше названного Решения Чапаевской Думы, оспариваемым заявителем установлено: «Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие ранее, является основанием для перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии».
В соответствии с п.2.2 Положения размер доплаты увеличивается на 1% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа.
Согласно п.4.4 Перерасчет доплат производится в случаях: изменения размера трудовой пенсии; увеличения размера месячного денежного содержания, из которого исчислена доплата, в связи с увеличением в централизованном порядке месячного денежного содержания (должностного оклада) по замещаемой ранее должности муниципальной службы..; увеличения стажа муниципальной службы, с учетом которого исчислен размер доплаты, на год или большее число лет.
Иных оснований для перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск не установлено.
Ранее действовавшее Положение о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск, утвержденное Решением Чапаевкой городской Думы от 27.05.2004 года № 264, устанавливало иной порядок исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, в частности, за каждый год стажа муниципальной службы свыше 15 лет-3%. Прежнее Положение предусматривало случае перерасчета: при изменении размера базовой и страховой частей трудовой пенсии; при увеличении размера месячного денежного вознаграждения (денежного содержания), из которого исчислена доплата, в связи с увеличением должностных окладов по замещаемой ранее выборной муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы в г. Чапаевске; увеличения стажа муниципальной службы, с учетом которого исчислен размер доплаты, на год или большее число лет.
Иных оснований перерасчета не предусмотрено.
К числу социальных гарантий Законом Самарской области № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» от 09.10.2007г отнесено право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в порядке и на условиях, предусмотренным данным Законом и уставами муниципальных образований.
Статьей 13 Закона финансирование доплат отнесено к расходным обязательствам местных бюджетов. Статья 15 закона определяет, что размер доплаты увеличивается, не более чем на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. Статья 23 Закона предписывает органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а принятые ранее нормативно правовые акты органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы со дня вступления в силу настоящего Закона применяются в части ему не противоречащей.
В соответствии сч.4 ст.42 Устава г.о. Чапаевск Устав г.о. Чапаевск, решение Чапаевкой городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав г.о. Чапаевск подлежат официальному опубликованию поле их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования. В соответствии со ст. 46 Устава г.о. Чапаевск Решения, принятые на референдуме г.о. Чапаевск, решения Чапаевской городской Думы, устанавливающие правила, обязательные на территории г.о. Чапаевск, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в муниципальном правовом акте не предусмотрено иное. Ч.2 ст. 46 Устава установлено, что муниципальные правовые актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.
В соответствии с ч.11 ст. 38 Устава г.о. Чапаевск лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы г.о. Чапаевск, в соответствии с действующим законодательством устанавливается доплата к трудовой пенсии, условия и порядок назначения и выплаты которой устанавливаются представительным органом городского округа.
Из приведенных норм Устава г.о. Чапаевск видно, что Устав прямо не предусматривает возможность распространения действия муниципального правового акта на отношения, возникшие до введения его в действие в случае, когда это прямо предусмотрено муниципальным правовым актом.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке установленном уставом муниципального образования.
В соответствии с положениями ч.8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.
Законодательство, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы ( п.2 ст. 55 Конституции РФ, п.1 ст. 4 ГК РФ).
Действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо установлено законом.
Федеральный закон РФ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Самарской области от 09.10.2007 года № 96 ГД «О муниципальной службе в Самарской области» таких положений не содержат.
Придание п.4 Решения № 631 обратной силы лишает права муниципальных служащих, получающих доплату в соответствии с ранее принятым Положением на получение доплаты в более высоком размере по сравнению с положениями вновь принятого Положения, устанавливающего меньшую доплату к трудовой пенсии муниципальным служащим.
По всем случаям начисления такой доплаты по ранее действовавшему Положению Чапаевским городским судом принимались решения, обязывающую Администрацию г.о. Чапаевск произвести доплату к трудовой пенсии муниципальным служащим, признанными законными гражданской коллегией Самарского областного суда.
Из Решений Думы г.о. Чапаевск ;-го созыва от 11.03.2010 года, 22.04.2010 года, 20.09.2010 года средства выделяемые из местного бюджета на доплаты к пенсиям государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих уменьшены до 1220,9 тысяч рублей ( ранее 1803,0 тысяч рублей) в соответствии с Решением думы г.о. Чапаевск № 631 от 25.03.2010 года об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск».
Уменьшение выделяемых средств из местного бюджета на доплаты к пенсиям муниципальным служащим не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора г.о. Чапаевск.
Заявленные требования прокурора г.о. Чапаевск подлежат удовлетворению по доводам изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ч.1 ст. 246, 248,250, ч.8 251, 252, ч.3 253, 209, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования прокурора г.Чапаевска удовлетворить.
Признать п.4 Решения Думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25 марта 2010 года « 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.о. Чапаевск» противоречащим закону и недействующим со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней.
Судья Чапаевского городского суда подпись Е.В.Кудрявова