по заявлению Матвеевой Ю.В. о признании незаконным постановления главы г.о.Чапаевск



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чапаевск Самарской области 03 марта 2011 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Соковых В.В.,

при секретаре Петуховой Ю.В.,

с участием заявительницы Матвеевой Ю.В.,

представителя заинтересованного лица - консультанта контрольно-правового Управления администрации г.о.Чапаевск Мордашовой В.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Матвеева Ю.В. о признании незаконным постановления Главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семьи Матвеева Ю.В., обязании восстановления в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

У С Т А Н О В И Л:

Матвеева Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях её молодой семьи, обязании восстановления семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указала, что она и её семья - супруг Матвеев Н.М. и дочь Матвеева Д.Н. в соответствии с жилищным законодательством признаны лицами нуждающимися в улучшении жилищных условий и на основании постановления главы г.о.Чапаевск № от ДД.ММ.ГГГГ приняты администрацией г.о.Чапаевск на соответствующий учёт в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсаций на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В рамках указанной программы её семья, включая рожденного в 2009 году ребенка, приобрела за счет кредитных средств через <адрес> фонд жилья и ипотеки квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Сделка купли-продажи квартиры была совершена исключительно при условии предоставления молодой семье субсидий как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы г.о.Чапаевск № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» семья была снята с учёта в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Подпункт «а» пункта 5 Правил говорит о том, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. На момент постановки на учет заявительнице было 24 полных года, а её супругу полных 25 лет, в связи с чем семья соответствовала требованиям п.5 Правил, а также ст.51 ЖК РФ. Заявительница считает, что принятым постановлением глава г.о.Чапаевск препятствует ей и её семье в осуществлении конституционного права на жилище, оспариваемое постановление не соответствует требованиям ч.1и 2 ст.56 ЖК РФ.

В процессе рассмотрения дела установлено, что полученная Матвеева Ю.В. выписка из оспариваемого постановления главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.5) о снятии её семьи с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует действительности, составлена некорректно и содержит ошибочные основания снятия семьи Матвеев Н.М. с указанного учёта. Суду представлены копии учетного дела семьи Матвеев Н.М. в котором имеется постановление главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании которого и в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.», молодая семья Матвеева Ю.В. в составе 3-х человек (среди прочих граждан) снята с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с указанной подпрограммой. В ходе судебного разбирательства заявительница дополнила основания заявление, сославшись по существу на то, что её семья в момент постановки на учет, а тем более сейчас (после рождения дочери) удовлетворяет всем требованиям п.5 Правил, а также ст.51 ЖК РФ, поэтому в соответствии с постановлением главы г.о.Чапаевск № от ДД.ММ.ГГГГ (не признанным недействительным и неотмененным) была включена в участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В ст.56 ЖК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ни одно из указанных оснований в отношении семьи не имеет места быть. Неясно, какие из указанных в части 1 статьи 56 ЖК РФ обстоятельства были выявлены главой г.о.Чапаевск за 30 рабочих дней до издания оспариваемого постановления. В нарушение ч.2 ст.56 ЖК РФ в оспариваемом постановлении заинтересованным лицом не указаны основания для снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ. Администрация г.о.Чапаевск после того, как постановление было обжаловано, представила в суд переделанное постановление без объяснений того, каким образом было изменено постановление. Решение главы города о внесении изменений в ранее действующий ненормативный акт не представлено. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции, представленной на последнем судебном заседании, семье не представлялось, уведомление о причинах снятия семьи с очереди, указанных в новой редакции постановления им не направлено до сих пор. Ранее действовавшая редакция постановления никем не отменена, в связи с чем основания, изложенные в основном заявлении о признании незаконным постановления главы г.о. Чапаевск № от ДД.ММ.ГГГГ силу не потеряли. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы г.о.Чапаевск № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» семья была снята с учета в соответствии именно с подпунктом «а» пункта 5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Никакого иного уведомления о снятии с учета семья заявительницы не получала. Не подтверждается Администрацией г.о.Чапаевск довод о том, что проверка, после которой было вынесено обжалуемое постановление состоялась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. не представлены ни соответствующее распоряжение о начале проверки, ни того, какие документы, когда и кем проверялись, не указаны основания проведения проверки. Считает, что семья в момент постановки на учет, а тем более, после рождения дочери, удовлетворяет всем требования п.5 Правил, а также ст.51 ЖК РФ. Выводы заинтересованного лица о том, что они перестали нуждаться в улучшении жилой площади, не соответствуют действительности. Заинтересованным лицом не доказано наличие прав на перечисленные жилые помещения, в расчет площадей общей занимаемой ими площади незаконно включены два помещения. В пользование несовершеннолетней дочери неправомерно определен жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, поскольку указанный дом принадлежит только Семенчук Р.Н., с которой у заявительницы и её дочери заключены договоры коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а не социального найма либо права собственности. Следовательно, указанное помещение не может учитываться при постановке их на учет в случаях, предусмотренных ч.2 ст.51 ЖК РФ. Приобретенная при содействии Самарского фонда жилья и ипотеки в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» квартира в <адрес>, пр. К.Маркса, <адрес>, площадью 30,5 кв.м., не может учитываться для принятия решения об исключении семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы», поскольку до сих пор не получена социальная выплата, предусмотренная указанной целевой программой. Причем новая программа на 2011-2015 г.г., действующая только с февраля 2011 г., не отменила действие подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы», поэтому социальная выплата, полагающаяся семье, может быть направлена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам, поскольку договор был заключен в рамках указанной программы ее участниками в соответствующий период 2010 года.

Представитель заинтересованного лица Мордашова В.В. заявление не признала, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением и.о.главы г.о.Чапаевск № семья Матвеева Ю.В. в составе двух человек (она и её муж Матвеев П.М.) была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на каждого члена семьи менее учетной нормы. ДД.ММ.ГГГГ семья признана участницей указанной выше подпрограммы на основании постановления главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ №. Действующим законодательством определено, что основными принципами реализации подпрограммы являются: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз. Условиями прекращения реализации подпрограммы является досрочное достижение целей и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики. В соответствии с паспортом подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также паспортом подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, участником этих подпрограмм могла и может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФпри наличии у гражданина, или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной обшей площади всех указанных жилых помещений. В ходе проверки личного дела молодой семьи Матвеев Н.М., проведенной специалистами жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что указанная семья фактически проживающая по адресу <адрес> утратила основания дающие ей право на получение социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью на каждого члена семьи более учетной нормы. При расчете общих площадей жилых помещений семьи заявительницы были учтены: 1/2 доли (21,0 кв.м.) жилого помещения по адресу пос. СХТ <адрес>-а, <адрес>, находящейся в общей долевой собственности Матвеев Н.М., однокомнатная квартира общей площадью 30,5 кв.м., расположенная по адресу <адрес>, пр.К.Маркса, <адрес>, приобретенная супругами Матвеева Ю.В. в общую совместную собственность с использованием средств ипотечного кредитования; 28,1 кв.м. находящихся в пользовании малолетней Матвеева Д.Н. в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>-а. Проверка личных дел осуществляется в течение года, поэтому никаких дополнительных актов не выносилось. В соответствии с требованиями ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной обшей площади всех указанных жилых помещений. <адрес> всех вышеуказанных жилых помещений составляет 79,60 кв.м., то есть обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи Матвеева Ю.В. составляет 26,53 кв.м., т.е. более учетной нормы, определенной постановлением Чапаевской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-ЧД. В заявлении Матвеева Ю.В. о признании незаконным в части постановления главы г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что «сделка по купле однокомнатной квартиры в <адрес> была совершена исключительно при условии предоставления им субсидии как молодой семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий». Ранее, подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 г. было предусмотрено, что социальная выплата предоставляется молодой семье па приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, и может быть использована, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставлялось молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей". Сроки реализации указанной подпрограммы 2011 - 2015 годы. Механизм реализации ныне действующей федеральной целевой программы предполагает, что социальные выплаты используются: для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья); для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации. Следовательно, законодатель четко определил, на что может быть использована предоставляемая молодой семье социальная выплата. Перечень оснований является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит. Изменение механизмов реализации государственной жилищной политики повлекло за собой прекращение реализации подпрограммы, действовавшей в период 2002-2010 г.г. Таким образом, молодая семья Матвеева Ю.В. утратила основания состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Выписки из постановления главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности, т.к. составлена ошибочно, не является нормативно-правовым актом и обжалованию не подлежит. Суду представлено постановление, в котором указаны все основания для снятия семьи Матвеев Н.М. с учета. Данное постановление является подтверждением снятия семьи с учета. Кроме того, заявительницей не был предоставлен в жилищный отдел администрации договор коммерческого найма жилого помещения. В связи с тем, что семья заявительницы проживает в доме по <адрес> «а» одна, а собственник дома Семенчук Р.Н. проживает отдельно, семья пользуется всем домом, и не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях. В настоящее время семья Матвеев Н.М. решила свой жилищный вопрос путем приобретения в собственность однокомнатной квартиры общей площадью 30,5 кв.м. в <адрес> по адресу пр.К.Маркса, <адрес>. Считает, что оспариваемое постановление является законным и правомерным, соответствует требованиям действующего законодательства.

Выслушав объяснения заявительницы, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, в том числе учетного жилищного дела, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Матвеев Н.М. и Семенчук Ю.В. зарегистрировали брак, супругам присвоена фамилия Матвеев Н.М. (свидетельство о заключении брака, л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ у Матвеев Н.М. и Ю.В. родилась дочь Матвеева Д.Н., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.14).

Из свидетельств о рождении (л.д.15,16) видно, что Матвеев Н.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, а Семенчук Ю.В. (добрачная фамилия заявительницы) родилась ДД.ММ.ГГГГ

Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10) Матвеев Н.М. и Матвеева Ю.В. приобрели у Кропачевой Г.Х. в общую совместную собственность квартиру, находящуюся по адресу <адрес>, Проспект К.М. Карла Маркса, <адрес>. Данная квартира приобретена с использованием кредитных средств.

В деле имеется выписка из постановления главы городского округа Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (л.д.5) из которой следует, что в соответствии со ст.56 Жилищного кодекса РФ, подпунктом «а» пункта 5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № семья Матвеева Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с составом семьи 3 человека снята с учета.

Из извещения специалиста жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) следует, что семья Матвеева Ю.В. была уведомлена о вынесении оспариваемого постановления главы г.о.Чапаевск.

Из материалов учетного жилищного дела семьи Матвеева Ю.В. усматривается следующее:

ДД.ММ.ГГГГ Матвеева Ю.В. обратилась в администрацию г.о.Чапаевск с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности (л.д.40,41).

На основании постановления главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья Матвеева Ю.В. в составе 2-х человек (она и муж) принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» (л.д.39).

Из заявления Матвеева Ю.В. в администрацию г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просила включить её семью (её и супруга) в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» (л.д.59).

Согласно справки ЖКО от ДД.ММ.ГГГГ Матвеева Ю.В. и её дочь Матвеева Д.Н. проживают по адресу <адрес> (л.д.62). Из справок выданных МУП «Комитет по ЖКХ <адрес>» (л.д.70) усматривается, что по адресу <адрес> проживают Матвеева Ю.В. и её мать Семенчук Р.Н. (собственник дома), общая площадь дома составляет 56,2 кв.м.

Матвеев Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес>, Проспект К.М.Маркса, <адрес> (справка паспортной службы от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.31). Ранее Матвеев Н.М. был зарегистрирован по адресу <адрес>, ул.СХТ, <адрес>, что подтверждается справкой администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69) и штампом в паспорте о регистрации (л.д.67).

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует квартира по адресу <адрес>, Проспект К.М. <адрес> <адрес>, общей площадью 30,50 кв.м. зарегистрирована на праве общей совместной собственности за Матвеева Ю.В. и Н.М. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой дом, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 56,20 кв.м. зарегистрирован на праве собственности за Семенчук Р.Н. (л.д.30).

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50) и выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52) подтверждается регистрация за Матвеев Н.М. 1/2 доли жилого помещения, общей площадью 42,00 кв.м. находящейся по адресу <адрес>.

Из договора найма жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45,46) следует, что Семенчук Р.Н. и Матвеева Ю.В. заключили между собой договор согласно которому Семенчук Р.Н. - собственница дома по адресу <адрес> предоставляет Матвеева Ю.В. указанную жилую площадь для временного проживания, до решения её жилищного вопроса, т.е. получения (приобретения) жилья или получения субсидии на строительство (приобретение) жилья.

В учетном деле имеется заявление Матвеева Ю.В. в администрацию г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60,61) в котором она просит осуществить оценку доходов и иных денежных средств для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Заключением утвержденным начальником жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск Кутыревым А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57,58) молодая семья Матвеева Ю.В. признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно выписки из постановления главы г.о.Чапаевска от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п.п.17 постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ №, молодая семья Матвеева Ю.В. в составе двух человек, зарегистрирована на частной квартире по <адрес> признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (л.д.56).

На основании постановления главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. снята (среди других) молодая семья Матвеева Ю.В. в составе 3-х человек. В данном постановлении указано, что оно принято в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (л.д.26).

В соответствии с постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.24) утверждена учетная норма и нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на территории <адрес>, в соответствии с которым учетная норма площади жилых помещений в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 14 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исчерпывающие основания для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены частью 1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 979 от 10.04.2008 г. № 257); б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6 Правил).

Согласно п.46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы, социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Механизм реализации указанной подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении №.

Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.

Таким образом, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы установили более жесткие условия использования социальных выплат молодым семьям (участникам подпрограммы) на приобретение (строительство) жилого помещения. Изменение механизмов реализации государственной жилищной политики повлекло за собой прекращение реализации подпрограммы действовавшей в период 2002-2010 г.г.

Оспаривая законность принятого главой г.о.Чапаевск постановления о снятии семьи заявительницы с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Матвеева Ю.В. сослалась на то, что основания принятого постановления, а именно снятие семьи с учета в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы не соответствуют действительности, т.к. на момент постановки семьи на соответствующий учет, Матвеева Ю.В. и её супруг соответствовали требованиям указанного пункта Правил.

В судебном заседании установлено, что фактическим основанием снятия семьи Матвеева Ю.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях явилось несоответствие молодой семьи требованиям п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, т.е. утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данное обстоятельство подтверждается текстом самого постановления от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом было установлено, что выписка из данного постановления, которая получена заявителем не соответствует действительности, составлена ошибочно. Заявительница, полагая, что ранее действовавшая редакция постановления (выписки) никем не отменена, не признана незаконной и её основания силу не утратили, продолжала её оспаривать. Вместе с тем, выписка из постановления которым семья Матвеева Ю.В. снята с учета, по смыслу закона не является тем ненормативным актом органа местного самоуправления, который может быть оспорен в суде по правилам главы 25 ГПК РФ, т.к. при несоответствии с содержанием самого постановления не нарушает права и свободы заявителей. Данную выписку нельзя рассматривать как редакцию оспариваемого постановления.

Из постановления главы городского округа Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что решение о снятии семьи Матвеева Ю.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления, суд приходит к следующему.

В качестве правового основания снятия семьи Матвеева Ю.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях указан п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

Указанная правовая норма Жилищного кодекса РФ предусматривает основания для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете. В данном случае основанием снятия молодой семьи Матвеева Ю.В. с учета явилось отсутствие нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с улучшением семьей жилищных условий.

Судом установлено, что находясь на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и являясь участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., семья Матвеева Ю.В. приобрела ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств жилое помещение - квартиру, общей площадью 30,50 кв.м. в <адрес> по адресу Проспект К.М.Маркса, <адрес>. При этом на момент приобретения данной квартиры и по настоящее время семья Матвеева Ю.В. в составе 3-х человек проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности матери заявительницы Семенчук Р.Н. по адресу <адрес> «а», общей площадью 56,2 кв.м. Проживание Матвеева Ю.В. и её дочери Матвеева Д.Н. в данном доме осуществляется на условиях заключенного с собственником договора коммерческого найма. При этом как пояснила в судебном заседании заявительница, её мать проживает вместе с ними, каких-либо возражений о дальнейшем проживании семьи в доме не возникает. Супруг заявительницы Матвеев Н.М. является собственником 1/2 доли <адрес> в <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м., т.е. его доля в этом жилом помещении соответствует 21,0 кв.м. Таким образом, после приобретения квартиры по адресу <адрес>, <адрес>, семья Матвеева Ю.В. улучшила свои жилищные условия и перестала быть нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Размер общей площади жилых помещений, приходящийся на каждого члена семьи, увеличился и стал составлять 17,1 кв.м. (30,50 + 21,0 = 51,5 / 3), что превышает установленный в г.о.Чапаевск размер учетной нормы площади жилых помещений установленной в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма - 12 кв.м. на одного человека. Доводы заявительницы о том, что приобретенная квартира не может учитываться при принятии оспариваемого решения, т.к. семья не получила социальную выплату предусмотренную целевой программой, а сделка купли-продажи квартиры совершена исключительно при условии предоставления семье субсидии в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, являются несостоятельными. В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вместе с тем, в материалах учетного жилищного дела семьи Матвеева Ю.В. отсутствуют сведения об обращении данной семьи в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, сведения о выдаче свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения, тогда как механизм реализации ныне действующей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусматривает использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам. Изменение механизмов реализации государственной жилищной политики повлекло за собой прекращение реализации подпрограммы, действовавшей в период 2002-2010 г.г.

Таким образом, снятие семьи Матвеева Ю.В. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ основано на законе, поскольку семья заявительницы утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, т.к. улучшила жилищные условия. В оспариваемом постановлении согласно требованиям ч.2 ст.56 ЖК РФ содержаться основания снятия семьи с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 указанной статьи. Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что оспариваемое постановление главы городского округа Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ № не нарушает права и свободы заявительницы, принято должностным лицом органа местного самоуправления в пределах предоставленной ему компетенции, его содержание соответствует требованиям закона, регулирующих данные правоотношения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Матвеева Ю.В. о признании незаконным постановления Главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семьи Матвеева Ю.В., обязании восстановления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий судья В.В.Соковых