По иску прокурора г.о. Чапаевска в интересах Лодейщикова С.А. к Администраци г.о. Чапаевск о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2011 года                                                                                  г.Чапаевск

     Чапаевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Кудрявовой Е.В., при секретаре Сумбаевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Чапаевска в интересах Лодейщикова Сергея Алексеевича к Администрации г.о. Чапаевск о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Чапаевска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Лодейщикова Сергея Алексеевича к Администрации г.о. Чапаевск о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.о. Чапаевска Сухорукова С.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что Прокуратурой г.о. Чапаевска проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения вне очереди жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно Лодейщикова Сергея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в <данные изъяты> Согласно Постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лодейщиков С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Основанием для постановки на учет послужило то обстоятельство, что постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О сохранении права пользования жилым помещением за подопечным Лодейщиковым С.А., которым за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> признано утратившим силу постановлением главы администрации г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный жилой дом, согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для постоянного проживания. Лодейщиков С.А. является ребенком одинокой матери - Лодейщиковой С.А., которая скончалась ДД.ММ.ГГГГ, то есть Лодейщиков с.А. является ребенком оставшимся без попечения родителей.

В нарушение требований норм ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Лодейщиков С.А., несмотря на признание утратившим силу постановления о закреплении за ним жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Прокурор просит обязать администрацию г.о. Чапаевск за счет средств областного бюджета предоставить Лодейщикову С.А.,ДД.ММ.ГГГГ г. рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Истец Лодейщиков С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд об их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации г.о. Чапаевск в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, пояснила, что согласно постановлению администрации г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г.о. Чапаевске» Лодейщиков С.А. числится в названном списке под № 29. По мере поступления финансовых средств в бюджет г.о. Чапаевск на предоставление социальных выплат детям-сиротам ( при отсутствии жилых помещений по договору социального найма в городском округе ) указанные денежные средства распределяются среди лиц из числа детей-сирот согласно списку очередности исходя из времени принятия их на учет. Предоставление Лодейщикову С.А. социальной выплаты ранее лиц, состоящих в списке детей-сирот и лиц из их числа, которые были признаны нуждающимися в жилых помещениях до момента постановки на учет Лодейщикова, не предоставляется возможным, и будет противоречить требованиям действующего законодательства, поскольку ограничивает в правах лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и принятых на соответствующий учет ранее Лодейщикова С.А.

Представитель третьего лица - Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из предоставленного суду отзыва на исковое заявление, с заявленными исковыми требованиями не согласен, просил суд в иске отказать.

Представитель третьего лица - Министерство управления финансами Самарской области в судебное заседание так же не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Из предоставленного суду отзыва на исковое заявление, с заявленными исковыми требованиями не согласен, просил суд в иске отказать.

Суд, выслушав представителя истца, Лодейщикова С.А., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч.1 ст.11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Разрешая настоящий спор суд учитывает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный Кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие законы, а также изданные в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления ( ч.2 ст.5 ЖК РФ). При этом, наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный Кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных правовых актов жилищного законодательства положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( ч.8 ст. 5 ЖК РФ).

      Судом установлено, что Лодейщиков Сергей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения законодательством отнесен к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лодейщиков С.А. является сыном одинокой матери - ФИО2 ( вследствие заключения брака присвоена фамилия - ФИО2 решением Чапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена в отношении него родительских прав. Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ в соответсиве с дипломом Лодейщиков С.А. окончил обучение в ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в <данные изъяты>

Согласно Постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лодейщикв С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Основанием для постановки на учет послужило то обстоятельство, что постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О сохранении права пользования жилым помещением за подопечным Лодейщиковым С.А.», которым за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, признано утратившим силу постановлением главы администрации г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный жилой дом, согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признан непригодным для постоянного проживания.

Лодейщиков С.А. подпадает под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей « ( в редакции от 22.08.2004 года).

      Статьей 1 указанного Закона к детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав в установленном законом порядке.

      Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав, названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в жилищных отношениях. Дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после освобождения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм.

       Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

      Дела по жилищным спорам возбуждаются на основании заявлений заинтересованных лиц, а также прокурором. Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 24.07.2007 года), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяется процессуальным законодательством РФ.

     В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Право на обращение прокурора в суд с заявлением предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

     Объектами отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящиеся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства ( ч.2 ст. 15 ЖК РФ).

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Согласно постановлению администрации г.о. Чапаевск от 27.01.2011 г. № 73 «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г.о. Чапаевске» Лодейщиков С.А. числится в названном списке под № 29.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствие со ст. 5, Закон Самарской области от 07.07.2005 N 152-ГД (ред. от 06.05.2010) "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Самарской Губернской Думой 21.06.2005 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Из положений нормы абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечиваются жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных норм. Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Исходя из сложившейся практики определения места рассмотрения спора, суд приходит к убеждению, что спор должен быть рассмотрен по месту жительства.

На территории Самарской области государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления (Закон Самарской области от 05.03.2007 года № 77-Д «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения»).

В соответствии с поименованным законом и Порядком обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421, средства областного бюджета на приобретение жилья для указанной категории граждан выделяются ежегодно через соответствующего главного распорядителя средств областного бюджета (министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области) органам местного самоуправления. Согласно п.3 Порядка списка детей-сирот, сформированные органами местного самоуправления, ежегодно не позднее 15 февраля представляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В соответствии со ст.8 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» ( Закон «77-ГД) органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения лицам из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Расчет производится в соответствии с установленной методикой.

Суд учитывает, что закон не ставит в зависимость реализацию права рассматриваемой категории лиц от наличия либо отсутствия средств в областном бюджете.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Исходя из выше изложенного, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,55,56, 258,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования прокурора г. Чапаевска в интересах Лодейщикова Сергея Алексеевича к Администрации г.о. Чапаевск о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Обязать Администрацию г.о. Чапаевск предоставить Лодейщикову Сергею Алексеевичу социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней.

Судья Чапаевского городского суда                                                  Кудрявова Е.В.