прокурор в интересах неопределенного круга лиц о признании действий Думы г.о. Чапаевск незаконными и возложении обязанности внести изменения в муниципальный правовой акт



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            <адрес>                                                                                    ДД.ММ.ГГГГ          

     

            Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

            Председательствующего судьи                                                               Зеленцовой О.А..

          при секретаре                                                                                    Блиновой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда Самарской области гражданское дело по иску прокурора г.о. Чапаевск Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Думы г.о. Чапаевск незаконным и возложении обязанности внести изменения в муниципальный правовой акт, суд

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.о. Чапаевск Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании действий Думы г.о. Чапаевск незаконным и возложении обязанности внести изменения в муниципальный правовой акт.

В судебном заседании помощник прокурора Сухорукова С.А. исковые требования поддержала и пояснила, что постановлением Чапаевской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об Уставе г.о. Чапаевск» принят Устав муниципального образования г.о. <адрес>. Однако отдельные положения устава г.о. Чапаевск не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства и подлежат изменению. Функции по организации подготовки и проведению муниципальных выборов, местного референдума выполняют избирательные комиссии муниципального образования. При этом установлено, что порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливается федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ, а так же уставами муниципальных образований. Устав муниципального образования должен включать в себя и положение об избирательной комиссии муниципального образования, обеспечивающей реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и осуществляющей подготовку и проведении муниципальных выборов и референдумов. Аналогичные положения содержатся и в части 3 ст.20 и части 1 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. В уставе г.о. Чапаевск положения об избирательной комиссии муниципального образования, порядке их формирования и полномочиях избирательной комиссии г.о. Чапаевск не предусмотрены, что является нарушением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Просит суд признать действия Думы г.о. Чапаевск по отклонению протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ на Устав г.о. Чапаевск незаконным. Обязать Думу устранить препятствия к осуществлению гражданами избирательного права, возвратившись к рассмотрению протеста прокурора.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Бехер А.А. исковые требования не признала и пояснила, что Постановлением Чапаевской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об Уставе уродского округа Чапаевск» принят Устав муниципального образования городского округа <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> на данный муниципальный правовой акт принесен протест, выразившийся в том, что отдельные положения Устава противоречат требованиям действующего законодательства      в части отсутствия в Уставе норм об избирательной комиссии муниципального образования, порядке ее формирования и полномочиях. ДД.ММ.ГГГГ решением Думы городского округа Чапаевск указанный протест отклонен. В своем заявлении прокурор указывает на тот факт, что Устав городского округа отдельные его положения не содержат норм об избирательной комиссии муниципального образования, порядке ее формирования и полномочиях, что тем самым      не      соответствуют      требованиям      действующего      федерального законодательства. Дума городского округа Чапаевск с заявленными требованиями прокурора не согласна по следующим основаниям. В соответствии с законодательством к исключительной компетенции Думы городского округа Чапаевск отнесено утверждение Устава, внесение в него изменений и дополнений. Статьей 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены требования, предъявляемые к содержанию Устава муниципального образования. Среди которых отсутствуют обязательные требования к включению в устав муниципального      образования     положений     об      избирательной     комиссии муниципального образования, порядке ее формирования и полномочиях. Следовательно, законодательство РФ не устанавливает обязанность отображения возложений об избирательной комиссии муниципального образования, порядка ее нормирования в Уставе городского округа <адрес>, а предоставляет муниципальным образованиям возможность (право) включать в содержание своих уставов помимо основных, другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, следует отметить, что Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. В рамках проведения процедуры государственной регистрации все положения Устава проходят проверку на соответствие их требованиям действующего законодательства. Соответственно, в случае выявления несоответствий отдельных положений Устава городского округа <адрес>, в том числе и в случае отсутствия в Уставе норм об избирательной комиссии муниципального образования, порядке ее формирования и полномочиях, требованиям действующего законодательства, в регистрации Устава городского округа Чапаевск в действующей редакции было бы отказано. Исходя из норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательная комиссия субъектов РФ; избирательная комиссия муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие) и участковые комиссии. Территориальные избирательные комиссии выступают территориальным органом системы избирательных комиссий, обеспечивающим на соответствующей территории проведение выборов, и их положение в системе государственных органов определяется законами субъектов РФ. Согласно ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. В городском округе Чапаевск такая практика нашла свое отражение. На территории городского округа Чапаевск осуществляет деятельность территориальная избирательная комиссия городского округа, полномочия и порядок формирования которой определяются <адрес>. Выводы прокурора о том, что отсутствие в Уставе городского округа норм об избирательной комиссии муниципального образования, порядке ее формирования и полномочиях, влечет за собой нарушение прав жителей городского округа Чапаевск, обладающих избирательным правом, при проведении муниципальных выборов, представляются необоснованными по следующей причине. Часть 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении (заявлении), предъявляемом прокурором, в данном случае в защиту неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В заявлении прокурора не приведены достаточные доводы, отображающие нарушение прав граждан. Кроме того, требование прокурора, содержащееся в заявлении, об обязании судом Думы городского округа Чапаевск о внесении изменений в нормативный правовой акт в части дополнения его нормами об избирательной комиссии муниципального образования также представляется несостоятельным и противоречит требованиям Конституции РФ. Так, согласно Определению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС08-240, в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статьях 10, 12 Конституции РФ, суды не вправе вмешиваться в полномочия соответствующих органов государственной власти и предписывать им совершать те или иные действия, принимать какие-либо нормативные правовые акты в той или иной редакции.

Просит суд в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании третье лицо - представитель «ТИК» г.о. Чапаевск Краснова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований мотивируя тем, что в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и участия в референдуме», «ТИК» г.о. Чапаевск является органом, который организует выборы. В законе указан порядок и срок проведения выборов. А так же полномочия органов, осуществляющих выборы и их состав. В целях избежание дублирования, п. 4 ст. 24 данного закона предусмотрено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта РФ, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Данные полномочия всегда были возложены на «ТИК» г.о. Чапаевск. Жалоб от избирателей не поступало. Те, жалобы, которые были рассмотрены, по ним вынесено решение суда, вступившее в законную силу. На данный момент нарушений не выявлено. Основной задачей является подготовка, проведение выборов, а также подведение итогов выборов. Отсутствие в уставе полномочий муниципальной комиссии не является нарушением прав граждан. Полномочиями «ТИК» г.о. Чапаевск является подготовка и проверка выборов любого уровня. Дума г.о. Чапаевск выносит обращение о возложении обязанностей на «ТИК» г.о. Чапаевск. Так же имеется рекомендация Центральной избирательной комиссии РФ о необходимости возложения обязанностей по проведению выборов на «ТИК» г.о. Чапаевск и не дублированию избирательных комиссий.

Просит суд в иске отказать.

           Суд выслушав представителя истца, ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 п.1 ст. 43 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Согласно ч. 6 ст. 44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Согласно материалам дела Устав городского округа Чапаевск зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу за № Ru633100002006001, (изменения в Устав зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ № Ru633100002007003) в Главном правом управлении аппарата <адрес>- свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ . (л.д. 16-81)

             ДД.ММ.ГГГГ год прокурором г.о. Чапаевск принесен Протест на постановление Чапаевской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об Уставе городского округа Чапаевск», выразившийся о в том, что отдельные положения Устава противоречат требованиям действующего законодательства в части отсутствия в Уставе норм об избирательной комиссии муниципального образования, порядке ее формирования и полномочиях. (л.д. 7-9)

            Решением Думы г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора г.о. Чапаевск отклонен (л.д. 10).

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и участия в референдуме» Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и участия в референдуме» в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и участия в референдуме» Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

        Как следует из Обращения Думы городского округа <адрес> в Территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес>, Дума просит возложить полномочия окружных избирательных комиссий городского округа Чапаевск на территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес>.

Согласно Решения Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении на территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес> полномочий избирательной комиссии городского округа <адрес>» на территориальную избирательную комиссию г.о. <адрес> возложены полномочия избирательной комиссией г.о. <адрес>. (л.д.110-114).

              Таким образом, судом установлено, что полномочия избирательной комиссии городского округа <адрес> (то есть муниципальной) возложены на территориальную избирательную комиссию городского округа <адрес>.

Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес>», сформирована территориальная избирательная комиссия <адрес> в составе 14 человек и действует в настоящее время (л.д. 111).

В соответствии с п. 2.2 Постановления Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий», в целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, целесообразно реализовывать положения пункта 4 ст. 24 Федерального Закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.

Таким образом, в судебном заседании не нашло своего подтверждения факт нарушения избирательных прав граждан при отсутствии формирования муниципальных избирательных комиссий на территории городского округа <адрес> и отсутствии в Уставе городском округе <адрес> норм об избирательной комиссии муниципального образования.

Более того, возложение на территориальную избирательную комиссию городского округа Чапаевск полномочий муниципальной избирательной комиссии подтверждает соблюдение прав граждан на избирательное право.

Кроме того, требование прокурора городского округа <адрес> об обязании Думы городского округа Чапаевск о внесении изменений в нормативный правовой акт в части дополнения его нормами об избирательной комиссии муниципального образования также является не обоснованным и противоречит действующему законодательству.

Согласно ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации, а также Определению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС08-240, суды не вправе вмешиваться в полномочия соответствующих органов государственной власти и предписывать им совершать те или иные действия, принимать какие-либо нормативные правовые акты в той или иной редакции.

Также суд считает, что отклоняя протест прокурора <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об Уставе городского округа Чапаевск», Дума городского округа <адрес> действовала в соответствии с действующим законодательством, оснований для возвращения к рассмотрению протеста прокурора не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора городского округа Чапаевск Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Думы г.о. Чапаевск незаконным и возложении обязанности внести изменения в муниципальный правовой акт - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано но течение 10 дней в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

Судья

Чапаевского городского суда                                                             О.А.Зеленцова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть решения)

            <адрес>                                                                                    ДД.ММ.ГГГГ          

     

            Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

            Председательствующего судьи                                                               Зеленцовой О.А..

           при секретаре                                                                                    Блиновой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда Самарской области гражданское дело по иску прокурора г.о. Чапаевск Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Думы г.о. Чапаевск незаконным и возложении обязанности внести изменения в муниципальный правовой акт, суд

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора городского округа Чапаевск Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Думы г.о. Чапаевск незаконным и возложении обязанности внести изменения в муниципальный правовой акт - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано но течение 10 дней в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

Судья

Чапаевского городского суда                                                             О.А.Зеленцова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.