по иску прокурора в интересах Сержантова к администрации г.о. Чапаевск о предоставлении социальной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                   <адрес>

     Чапаевский городской суд <адрес> в составе:

          председательствующего судьи                                                    Зеленцовой О.А.,

          с участием помощника прокурора <адрес>                        Устиновой М.Н.,        

            при секретаре                                                                                        Краснослободцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Чапаевска в интересах Сержантова ФИО6 к Администрации городского округа Чапаевск Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Чапаевска обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО2 к Администрации г.о. Чапаевск Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.о. Чапаевска Устинова М.Н. заявленные требования поддержала и пояснила, что прокуратурой г.о. Чапаевска проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения вне очереди жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в ГОУ СПО Хворостянский государственный техникум. Согласно Постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Основанием для постановки на учет послужило то обстоятельство, что ФИО2 является ребенком одинокой матери - ФИО1. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный за ФИО1, согласно справки ГУП «ЦТИ» <адрес>, снесен в 2002 году. То есть ФИО2 является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В нарушение требований норм ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Просит суд обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить Сержантову ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании Сержантов А.А. исковые требования поддержал и пояснил, что относится к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался в государственных учреждениях. На данный момент проживает у друга, своего жилья нет, также как нет регистрации по месту жительства. В 2011 году окончил обучение в ГОУ СПО «Хворостянский государственный техникум». До настоящего времени не предоставлено ни жилье, ни социальная выплата.

Просит суд обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить ему социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Представитель ответчика Администрации городского округа Чапаевск Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования не признают.

Третье лицо - представитель Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации городского округа <адрес> исковые требования не признала и показала, что социальная выплата предоставляется лицам, состоящим на очереди в порядке очередности. В случае предоставления социальной выплаты Сержантову ФИО8 нарушаются права ранее стоящих на очереди очередников.

Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо - Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из предоставленного суду отзыва на исковое заявление, с заявленными исковыми требованиями не согласен, просил суд в иске отказать.

Третье лицо - Министерство управления финансами <адрес> в судебное заседание так же не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Суд, выслушав представителя истца, Сержантова ФИО9 третье лицо, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Разрешая настоящий спор, суд учитывает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный Кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие законы, а также изданные в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). При этом, наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный Кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных правовых актов жилищного законодательства положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ).

Судом установлено, что Сержантов ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения законодательством отнесен к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО2 является ребенком одинокой матери - ФИО12 ФИО11 которая в соответствии с решением Чапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении ФИО2 В соответствие с дипломом регистрационный номер 54 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 окончил обучение в ГОУ СПО «Хворостянский государственный техникум».

Согласно Постановлению главы г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справки МУ «БТИ2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по картотеке <адрес> снесен в 2002 году неустановленными лицами.

Согласно Постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

ФИО2 подпадает под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Статьей 1 указанного Закона к детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав в установленном законом порядке.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав, названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в жилищных отношениях. Дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после освобождения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Дела по жилищным спорам возбуждаются на основании заявлений заинтересованных лиц, а также прокурором. Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяется процессуальным законодательством РФ.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Право на обращение прокурора в суд с заявлением предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Объектами отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящиеся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Согласно постановлению администрации г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г.о. Чапаевске» ФИО2 числится в названном списке под № 7.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствие со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.

Из положений нормы абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечиваются жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Исходя из сложившейся практики определения места рассмотрения спора, суд приходит к убеждению, что спор должен быть рассмотрен по месту жительства.

На территории <адрес> государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Д «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения»).

В соответствии с поименованным законом и Порядком обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , средства областного бюджета на приобретение жилья для указанной категории граждан выделяются ежегодно через соответствующего главного распорядителя средств областного бюджета (министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>) органам местного самоуправления. Согласно п.3 Порядка списка детей-сирот, сформированные органами местного самоуправления, ежегодно не позднее 15 февраля представляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>. В соответствии со ст. <адрес> «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (Закон -ГД) органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения лицам из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Расчет производится в соответствии с установленной методикой.

Суд учитывает, что закон не ставит в зависимость реализацию права рассматриваемой категории лиц от наличия либо отсутствия средств в областном бюджете.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Исходя из выше изложенного, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,55,56, 258,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Сержантова ФИО13 к Администрации городского округа <адрес> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Чапаевск предоставить Сержантову ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней.

Судья

Чапаевского городского суда                                                                                   О.А.Зеленцова