по иску Вишняковой о признании постановления главы г.о.Чапаевск незаконным



                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чапаевск Самарской области                                                                  12 августа 2011 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Соковых В.В.,

при секретаре Петуховой Ю.В.,

с участием представителя заинтересованного лица - консультанта контрольно-правового Управления администрации г.о.Чапаевск Кищаевой Л.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вишнряков А.А. Вишняковой Е.А. о признании незаконным постановления Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании жилищную комиссию г.о.Чапаевск постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении,

    У С Т А Н О В И Л:

Вишнякова Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании жилищную комиссию г.о.Чапаевск поставить её и членов её семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ жилищным отделом администрации г.о.Чапаевск было вынесено заключение о признании молодой семьи Вишняковой Е.А. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., о чем ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена извещением № <адрес>.1-26/91. ДД.ММ.ГГГГ при посещении жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы г.о.Чапаевск она и члены её семьи исключены из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285. Заявительница считает, что оснований для принятия оспариваемого решения в соответствии со ст.56 ЖК РФ не имеется.

Вишнякова Е.А. извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.116). В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявительницы.

Представитель заинтересованного лица Кищаева Л.В. заявление не признала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы городского округа Чапаевск семья Вишняковой Е.А. с составом семьи 3 человека (она, муж- Вишнряков А.А. и сын- Вишняков З.А.) была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. ДД.ММ.ГГГГ семья Вишняковой Е.А. признана участницей указанной выше подпрограммы на основании постановления Главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ . Действующим законодательством определено, что основными принципами реализации подпрограммы являются: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз. В соответствии с паспортом подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В ходе проверки личного дела молодой семьи Вишнряков А.А., проведенной специалистами жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск в период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что семья заявительницы до ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы, установленной по муниципальному образованию. При расчете учитывались следующие жилые помещения, занимаемые членами семьи заявителя по договорам социального найма: квартира по адресу <адрес>69 и квартира по адресу <адрес>87. В соответствии с требованиями ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемыхпо договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи Вишняковой Е.А. составляет более учётной нормы, определенной постановлением Чапаевской городской Думы от 20.12.2005 г. № 60-ЧД. Решение об исключении указанной семьи из числа участников подпрограммы явилось следствием проверки личного дела молодой семьи Вишняковой Е.А., а именно, были выявлены в представленных заявителем в 2007 году документах, сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия на учет. В справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>69 указана площадь жилого помещения - 20,3 кв.м. В справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, представленной самим заявителем с аналогичного адреса указана общая площадь жилого помещения 59,1 кв.м., жилая площадь - 38,2 кв.м. Иных сведений семья Вишняковой Е.А. не предоставляла. Кроме того, семья Вишнряков А.А. фактически, с момента рождения ребенка, проживала по адресу <адрес>87 с родителями супруга. Таким образом, предоставление молодой семьей Вишнряков А.А. первоначально недостоверных сведений повлекло за собой ее постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. Статьей 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Следовательно, постановление администрации г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г.» в части снятия с учета и исключения из числа участников подпрограммы молодой семьи Вишняковой Е.А., было принято правомерно и основано не требованиях действующего законодательства. Также заявительницей нарушен предусмотренный ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, т.к. о вынесении оспариваемого постановления ей стало известно из извещения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии семьи Вишнряков А.А. с соответствующего учета, направленного данной семье в установленный законом срок. Семья Вишнряков А.А. была извещена надлежащим образом о снятии с учета и исключении из списка участников подпрограммы.

Изучив доводы заявления, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования заявительницы обоснованы и подлежат удовлетворению.

Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Вишнряков А.А. и Лещенко Е.А. зарегистрировали брак, супругам присвоена фамилия Вишнряков А.А. (свидетельство о заключении брака, л.д.17).

ДД.ММ.ГГГГ у Вишнряков А.А. и Е.А. родился ребенок Вишняков З.А., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ Вишнякова Е.А. обратилась в администрацию г.о.Чапаевск с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, указав в качестве причины обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, в качестве членов своей семьи указала супруга Вишнряков А.А. и сына Вишняков З.А. (л.д.54, оборот).

Постановлением главы г.о.Чапаевска от 30.11.2007 г. № 1246 в соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» от 13.05.2006 г. № 285, рассмотрев материалы жилищной комиссии, молодая семья Вишняковой Е.А. в составе трех человек, зарегистрирована в квартире по <адрес>87, где на площади 41 кв.м. зарегистрировано 5 человек принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (л.д.53).

В соответствии с постановлением и.о.Главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31) молодая семья Вишняковой Е.А. признан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Согласно справки, выданной МУ «Управление ЖКХ г.о.Чапаевск» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28) Вишнякова Е.А. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>69, выписана ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи: Лещенко А.В., Лещенко Г.Н., общая площадь данного жилого помещения 59,1 кв.м., жилая - 38, 2 кв.м.

Из справки МУ «УЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28) следует, что Вишнякова Е.А. проживает по адресу <адрес>87 с составом семьи: Вишняков З.А. (сын), Вишнряков А.А. (муж), Вишняковы Н.Ю. и А.И. (свекровь и свекор), общая площадь жилого помещения 41,1 кв.м., жилая 22,4 кв.м.

В деле имеется справка МУ «Управление ЖКХ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61) из которой усматривается, что жилая площадь квартиры в которой ранее была зарегистрирована и проживала Вишнякова Е.А. (<адрес>69) составляет 20,3 кв.м., в данной квартире по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ был разделен лицевой счет.

Из сведений Чапаевского филиала ГУП «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55,56) Вишняков З.А., Вишнряков А.А. и Вигшнякова Е.А. не числятся владельцами частных домов и квартир, право бесплатной приватизации ими не использовано.

Согласно сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58-60) следует, что за Вишняковой Е.А. на праве собственности зарегистрировано нежилое здание, расположенное по адресу <адрес>, район <адрес>; в отношении Вишнряков А.А. и З.А. не имеется сведений о регистрации прав на объекты недвижимого имущества.

Из сообщения МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.121) следует, что на основании решения Чапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал собственника жилого фонда заключить отдельный договор найма на комнаты площадью 8,3 кв.м. и 12 кв.м. в <адрес> в <адрес> с Лещенко Е.А. и Лещенко А.В., а также обязал заключить договор найма на комнату 17,9 кв.м. в указанной квартире с Лещенко Г.Н..

В подтверждение данных сведений суду представлена копия поквартирной карточки на жилое помещение по адресу <адрес>69 и решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122,123).

Постановлением главы городского округа Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26, оборот) Вишнряков А.А. Екатерина Александровна с составом семьи 3 человека снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и исключена из списков участников данной подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285.

В деле имеется извещение Вишняковой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении оспариваемого постановления главы г.о.Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29).

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЧД (л.д.79) утверждена учетная норма и нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на территории <адрес>, в соответствии с которым учетная норма площади жилых помещений в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 14 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 256 ГПК РФ устанавливает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исчерпывающие основания для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены частью 1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.

В обоснование возражений на заявление Вишняковой Е.А. представитель заинтересованного лица - администрации г.о.Чапаевск сослалась на то, что в представленных заявительницей в 2007 году документах были выявлены несоответствующие действительности сведения послужившие основанием для принятия на учёт, а именно в справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>69 указана площадь жилого помещения 20,3 кв.м., а в справке от ДД.ММ.ГГГГ по этому же адресу указана общая площадь жилого помещения 59,1 кв.м. По мнению заинтересованного лица, предоставление Вишняковой Е.А. недостоверных сведений повлекло за собой незаконную постановку её семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 года. Вместе с тем, такой довод администрации сделан без проверки всех юридически значимых обстоятельств и является несостоятельным по следующим основаниям.

Судом установлено, что до регистрации в квартире по адресу <адрес> Вишнякова Е.А. (до брака Лещенко) проживала и имела регистрацию в 3-х комнатной квартире по адресу <адрес>, общей площадью 59,1 кв.м., жилой площадью 38,2 кв.м. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел лицевых счетов на <адрес>, на собственника жилого фонда возложена обязанность заключения отдельного договора найма на комнаты площадью 8,3 кв.м. и 12 кв.м. в указанной квартире с Лещенко Е.А. и Лещенко А.В. Таким образом, проживая в <адрес>.83 по <адрес> на Вигшнякова Е.А. и её отца Лещенко А.В. приходилось по 10,15 кв.м. (8,3 + 12 = 20,3/2), что составляет меньше учётной нормы площади жилых помещений в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (12 кв.м.). ДД.ММ.ГГГГ, то есть до постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, Вишнякова Е.А. была снята с регистрационного учета из жилого помещения по адресу <адрес>69 и зарегистрировалась по адресу <адрес>87, общей площадью 41,1 кв.м. с составом семьи 5 человек. На каждого члена семьи Вишнряков А.А. в данной квартире приходится по 8 кв.м. (41,5/5), что также менее учетной нормы предоставления жилья.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовых оснований снятия семьи Вишняковой Е.А. с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. у администрации г.о.Чапаевск не имелось. Доказательств совершения Вишняковой Е.А. действий направленных на ухудшение жилищных условий суду не представлено.

В силу ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из постановления главы городского округа Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что решение о снятии семьи Вишняковой Е.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий принято в соответствии со ст.56 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. Вместе с тем, из содержания данного постановления не видно, по какому конкретно основанию должностное лицо органа местного самоуправления пришло к выводу о необходимости снятия семьи Вишняковой Е.А. с учёта, в нём отсутствует ссылка на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ. Вместе с тем ссылка на данные обстоятельства является обязательной в силу прямого указания закона.

Таким образом, оспариваемое постановление по содержанию издано с нарушением ст.56 ЖК РФ, а именно его содержание не соответствует требованиям закона регулирующего правоотношения, возникающие в связи со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Довод заинтересованного лица о пропуске Вишняковой Е.А. срока на обращение в суд также нельзя признать обоснованным, поскольку данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в судебном заседании. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Вишняковой Е.А. вынесено извещение о снятии её семьи с соответствующего учёта. Однако сведения о получении Вишняковой Е.А. этого извещения в материалах дела отсутствуют, доказательств уведомления заявительницы о вынесении оспариваемого постановления суду не представлено в связи с чем довод Вишняковой Е.А. о том, что она узнала о принятом постановлении только ДД.ММ.ГГГГ ничем не опровергнут и срок её обращения в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ нельзя признать пропущенным.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять (среди прочего) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно пункту 28 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что оспариваемое постановление главы городского округа Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и свободы заявительницы, поскольку влечет к необоснованному отказу в улучшении жилищных условий. Кроме того, решение органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует закону, а именно части 2 ст.56 ЖК РФ, устанавливающей обязательные требования к таким решениям.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Вишняковой Е.А. удовлетворить частично.

Признать несоответствующим закону постановление Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Вишнряков А.А. Екатерины Александровны в составе семьи 3-х человек с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать жилищную комиссию г.о.Чапаевск поставить Вишнякову Е.А. и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий судья                                         В.В.Соковых

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ