прокурор в интересах КУпкиной к адимнистрации о предоставлении социальной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                      <адрес>

     Чапаевский городской суд <адрес> в составе:

            председательствующего судьи                                                            Зеленцовой О.А.,

            с участием помощника прокурора г. Чапаевска                                Устиновой М.Н.,        

            при секретаре                                                                                        Блиновой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Купкиной ФИО8 к Администрации г.о. Чапаевск Самарской области, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Чапаевска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Купкиной О.В. к Администрации г.о. Чапаевск Самарской области, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.о. Чапаевска Устинова М.Н. заявленные требования поддержала и пояснила, что прокуратурой г.о. Чапаевска проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения вне очереди жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в ГОУ СПО Чапаевский губернский колледж. Согласно Постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Основанием для постановки на учет послужило то обстоятельство, что ФИО1 является ребенком одинокой матери - ФИО2, которая не имела своего жилья, скончалась ДД.ММ.ГГГГ, то есть ФИО1 является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В нарушение требований норм ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Просит суд обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала и пояснила, что является сиротой, ее мама умерла в <данные изъяты> опекуном являлся брат. На данный момент проживает по адресу: <адрес>, своего жилья нет. В 2010 году после окончания обучения обратилась в КСМиД администрации г.о. Чапаевск, где после оформления документов была поставлена на очередь в получении жилого помещения. До настоящего времени не предоставлено ни жилье, ни социальная выплата.

Просит суд обязать администрацию г.о. Чапаевск предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Представитель ответчика Администрации г.о. Чапаевск Мордашова В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, Администрацией г.о. Чапаевск не отрицается тот факт, что у Купкиной О.В. возникло право на получении жилого помещения, но законодательством определены порядок обеспечения граждан и их категория. От Купкиной О.В. необходимо заявление о предоставлении жилого помещения либо социальной выплаты, которое на данный момент отсутствует. Финансирование поступает из средств областного бюджета и в последствии перечисляются КСМиД администрации г.о. Чапаевск. В этом году поступили денежные средства для обеспечения выплатами четверых детей сирот. ФИО1 стоит по очереди под номером 26. Имеется Постановление <адрес> «О порядке обеспечения жильем», <адрес> ГД «Об обеспечении жилым помещением гражданина, находящегося на территории <адрес>», <адрес> ГД «О наделении органов местного самоуправления полномочиями распоряжаться жилыми помещениями». Жилое помещение предоставляется в порядке очередности, имеются лица, стоящие на очереди впереди ФИО1, следовательно, отсутствуют основания в предоставлении ФИО1 жилого помещения либо социальной выплаты. Так же ФИО1 необходимо было написать заявление в прокуратуру, что ФИО1 сделано не было, поскольку для защиты прокурором в суде интересов ФИО1, необходимо ее письменное заявление.

Просит суд в иске отказать.

Представитель ответчика - Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из предоставленного суду отзыва на исковое заявление, с заявленными исковыми требованиями не согласен, просил суд в иске отказать.

Представитель ответчика - Министерство управления финансами <адрес> в судебное заседание так же не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Из предоставленного суду отзыва на исковое заявление, с заявленными исковыми требованиями не согласен.

Просит суд в иске отказать.

Третье лицо - представитель Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации городского округа <адрес> исковые требования не признала и показала, что социальная выплата предоставляется лицам. состоящим на очереди в порядке очередности. В случае предоставления социальной выплаты ФИО1, нарушаются права ранее стоящих на очереди очередников.

Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав представителя истца, ФИО6, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Разрешая настоящий спор, суд учитывает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный Кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие законы, а также изданные в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). При этом, наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный Кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных правовых актов жилищного законодательства положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ).

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения законодательством отнесена к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 является ребенком одинокой матери - ФИО2, Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ В соответствие с дипломом <адрес>1 регистрационный номер 419 ФИО1 окончила обучение в ГОУ СПО «Чапаевский губернский колледж» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно адресной справки ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 6-11).

Согласно Постановлению главы г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята а учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот, зарегистрирована в специализированном (служебном) жилом фонде по адресу: <адрес>, в собственности и закрепленного жилого помещения не имеет (л.д. 81-83).

Согласно справки Чапаевского филиала ГУП СО «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Процент износа по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ составляет 85% (л.д. 85, 87).

Согласно Постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (л.д. 12-14).

ФИО1 подпадает под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Статьей 1 указанного Закона к детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав в установленном законом порядке.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав, названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в жилищных отношениях. Дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после освобождения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Дела по жилищным спорам возбуждаются на основании заявлений заинтересованных лиц, а также прокурором. Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяется процессуальным законодательством РФ.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Право на обращение прокурора в суд с заявлением предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Объектами отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящиеся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Согласно постановлению администрации г.о. Чапаевск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г.о. Чапаевске» ФИО1 числится в названном списке под № 26.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствие со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.

Из положений нормы абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечиваются жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Исходя из сложившейся практики определения места рассмотрения спора, суд приходит к убеждению, что спор должен быть рассмотрен по месту жительства.

На территории <адрес> государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Д «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения»).

В соответствии с поименованным законом и Порядком обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , средства областного бюджета на приобретение жилья для указанной категории граждан выделяются ежегодно через соответствующего главного распорядителя средств областного бюджета (министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>) органам местного самоуправления. Согласно п.3 Порядка списка детей-сирот, сформированные органами местного самоуправления, ежегодно не позднее 15 февраля представляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>. В соответствии со ст. <адрес> «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (Закон -ГД) органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения лицам из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Расчет производится в соответствии с установленной методикой.

Суд учитывает, что закон не ставит в зависимость реализацию права рассматриваемой категории лиц от наличия либо отсутствия средств в областном бюджете.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Исходя из выше изложенного, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,55,56, 258,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Купкиной ФИО9 к Администрации г.о. <адрес>, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, Министерству управления финансами <адрес> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Чапаевск предоставить Купкиной ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней.

Судья

Чапаевского городского суда                                                                                 О.А.Зеленцова