Р Е Ш Е Н И Е г.Чапаевск Самарской области 22 июня 2011 года Чапаевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Одайкиной И.А. при секретаре Краснослободцевой Т.А. с участием помощника прокурора г.Чапаевска Сажиной Т.С., Енякина С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № по исковому заявлению прокурора г.Чапаевска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии об устранении нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Чапаевска обратился в Чапаевский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии об устранении нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе судебного разбирательства прокурор г.Чапаевска заявленные требования уточнил, просит суд признать бездействие Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений, администрации ГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы - интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Чапаевск по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил незаконным. Обязать Министерство образования и науки Самарской области осуществить финансирование работ по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности. Также просит обязать Министерство имущественных отношений Самарской области, администрацию ГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы - интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Чапаевск провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия по устранению следующих нарушений требований пожарной безопасности: Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) 2-ой этаж спальный корпус находится не в исправном состоянии. Основание: ППБ 01-03 п. 98; ППБ 101-89, п.2.5.3; НПБ 104-03 п. 3.9; Шлейф автоматической пожарной сигнализации (№4) в спальном корпусе находится в неисправном состоянии и постоянной готовности( ППБ 01-03, ППБ 101-89 п.2.5.3); Требований СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; п. 2.1.6. имеются деревья, высаженные на расстоянии ближе 10,0 метров от здания п. 2.2.2.6. Спальни для детей школьного возраста рассчитаны на 9 - 15 человек, а должны быть рассчитаны на 2 - 3 места. В составе жилой ячейки отсутствуют: комната для индивидуальных занятий со специалистами, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды, комната гигиены девочек; имеющиеся комнаты для приготовления уроков, комнаты для хранения личных и сезонных вешек (бытовки) недостаточной площади. Бытовки не оборудованы встроенными шкафами. В подготовительной группе № 5 отсутствует раздевалка, дети раздеваются в коридоре. Санитарные узлы на группу детей дошкольного возраста оборудованы недостаточным количеством умывальников, унитазов: в группах имеются 2 унитаза без перегородок, 3 раковины, 1 душевой поддон, при норме - 5 умывальников, 4 унитаза с перегородками, 2 душевых поддона; отсутствуют ногомойки. Недостаточное количество унитазов в туалетных для детей школьного возраста и душевых кабин: менее 2 унитазов на 5 детей, не оборудованы кабины с дверями; менее 1 рожка на 5 человек. Отсутствуют комнаты личной гигиены девочек, оборудованные биде, умывальником и унитазом. В имеющихся биде краны не функционируют. п. 2.3.1.2. стены учебных помещений не окрашены краской, а оклеены обоями. п.2.3.1.3. потолки в помещениях с влажным режимом (умывальные, туалетные) не окрашены масляной краской. п. 2.4.1. в бытовках-раздевалках не оборудованы шкафы с индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. п. 2.5.13. в спальнях не предусмотрено дежурное (ночное) освещение п. 2.6.8, отопительные приборы не ограждены съёмными деревянными решётками. нарушения требований СанПиН 2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы», а именно: п. 3.4. не соблюдается норма площади на одно рабочее место - менее 6,0 кв. м. В кабинете площадью 49 кв. м. установлено 10 компьютеров п.9.6, 9.7. конструкция рабочего стула не соответствует требованиям: не регулируется по высоте и углам наклона сиденья и спинки, не подъёмно-поворотное, не имеет полумягко покрытия сиденья и спинки. В обоснование исковых требований прокурор г.Чапаевска указал, что прокуратурой Самарской области совместно с прокуратурой г. Чапаевска с привлечением специалистов Роспотребнадзора по Самарскойобласти, инженера ОНТЛиС УНД ГУ МЧС России по Самарской области была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы - интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Чапаевск. В ходе обследования данного учреждения были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и требований СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Устранить имеющиеся нарушения требований пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно ГСКОУ не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми образовательное учреждение не располагает. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Собственником имущества данного образовательного учреждения является Самарская область, в лице Министерства имущественных отношений Самарской области, которое закрепляет за образовательным учреждением имущество на праве оперативного управления. Считает, что сложившееся положение создает опасные условия для нахождения в данном учреждении учеников, работников и других лиц, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц -как несовершеннолетних учащихся, работников образовательного учреждения, так и других граждан. В судебном заседании помощник прокурора г.Чапаевска Сажина Т.С. уточненные исковые требования поддержала, просит суд иск удовлетворить. Представитель Министерства образования и науки Самарской области в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в исковом заявлении прокурора не указано ни одного нарушения, допущенного Министерством образования и науки Самарской области, что могло бы свидетельствовать о неправомерном бездействии органа исполнительно власти. Министерство образования и науки выполняет обязанности по финансированию образовательных учреждений в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств, а не проводит мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм. Требований о признании незаконным бездействия Министерства в связи с недофинснированием образовательного учреждения прокурором не заявлены. Возложение на Министерство обязанности осуществить финансирование работ являются вмешательством в хозяйственную деятельность и противоречат бюджетному законодательству. Также пояснила, что прокуратура не является органом государственной власти уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный пожарный надзор. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). До настоящего времени ни одного приказа о проведении проверки директор учреждения не получил. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. До настоящего времени директору учреждения акт проверки по установленной форме не вручен. Считает, что представленные прокурором доказательства собраны с нарушением закона. Юридические факты выявления нарушений норм законодательства по обеспечению требований противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности органами Госпожнадзора и Роспотребнадзора не установлены, соответственно прокуратурой факты нарушения норм законодательства по обеспечению требований противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности учреждением в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не доказаны. В случае выявления нарушений при проведении проверки согласно требованиям действующего законодательства, учреждению вручается предписание для устранения нарушений в разумные сроки и при выполнении мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства учитывается презумпция добросовестности учреждения в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Указанные в исковом заявлении нарушения были выявлены впервые, срок для их устранения не предоставлялся. Ряд нарушений, отмеченных в иске, учреждением добровольно устранены, ряд нарушений находятся в процессе устранения. Отдельные нарушения требуют изменения конструктивных элементов здания. Рассмотрение требований прокурора о выполнении вышеуказанных работ по реконструкции допустимо только после определения возможности реконструкции, капитального ремонта и определения объема работ (видов ремонтных работ). Просит суд в иске отказать. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти субъекта РФ, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Являясь учредителем и собственником имущества ГСКОУ, министерство не решает вопросы капитального и текущего ремонта зданий, находящихся в собственности субъекта и переданных в оперативное управление государственным учреждениям. В полномочия министерства входит управление и распоряжение имуществом Самарской области. Полномочий на выполнение работ по устранению нарушений пожарной безопасности и санитарных норм Министерство имущественных отношений не имеет. Более того собственник имущества не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения. По существу заявленных требований представитель Министерства имущественных отношений пояснила, что здание школы-интерната находится в сложившейся застройке города, было принято в эксплуатацию в 1963г, были подписаны акты приемки. Требования прокурора связаны с планировочными решениями, изменениями конструктивных элементов здания и требуют проведения технической экспертизы для определения возможности реконструкции здания с целью исключения угрозы обрушения здания и жизни людей. Также пояснила, что результаты проверки оформлены с нарушением закона и не могут являться доказательствами по гражданскому делу. Просит суд в иске отказать. Представитель ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что указанные в исковом заявлении нарушения были выявлены впервые в ходе проверки в марте 2011 года. Большая часть нарушений были устранены. Но некоторые нарушения не могут быть устранены без изменения конструктивных элементов здания и проведения реконструкции. Здание постройки 1962 года, ввод в эксплуатацию 1963 год. Деревья около здания высажены давно. Только одно дерево посажено ближе 10 метров от здания. Оно находится с торца здания напротив окон хозяйственного помещения. Режим освещения не нарушается. Спальные помещения в школе-интернат выполнены в 1962 году. Площадь комнат составляет 60-62 кв. м. С 1963 года в помещении школы-интернат перепланировка не проводилась. В составе жилой ячейки, действительно, отсутствует комната для глажки белья. Но у каждой группы имеются бытовые комнаты. Они расположены на первом этаже. В ней находятся шкафы, раздевалка, возвели перегородку. По площади здания установлено определенное количество умывальников, унитазов, установление их в большем количестве не представляется возможным без перепланировки помещения. В комнате, где расположены умывальники, потолок побелен. На стенах в здании наклеены обои, на них имеется сертификат качества. Ночное дежурное освещение в помещениях не предусмотрено, необходимо менять полностью систему электроснабжения. В настоящее время к каждому компьютеру приобрели кресла, часть компьютеров из кабинетов убрали. Система была СОУЭ испорчена воспитанниками, в настоящее время неисправности устранены. Просит в иске отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что прокуратурой Самарской области совместно с прокуратурой г. Чапаевска с привлечением специалистов Роспотребнадзора по Самарскойобласти, государственного пожарного надзора УНД ГУ МЧС России по Самарской области была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы - интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Чапаевск. В ходе обследования данного учреждения были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и требований СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отраженные в справке ст.помощника прокурора г.Чапаевска от 25.03.2011 года (л.д.60-63). По результатам прокурорской проверки в адрес директора ГОУ СКОУ г.Чапаевска внесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д.84-89), директор ГОУ СКОУ привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (л.д.82-83). В ходе судебного разбирательства часть выявленных прокурорской проверкой нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм ГОУ СКОУ школа-интернат устранены, о чем имеется Информация о выполнении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства от 19.05.2011 года (л.д.68-78), акт проверки от 09.06.2011 года (л.д.179), акт проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре от 10.06.2011 года ООО «Гранит» (л.д.), осуществляющего техническое обслуживание АПС (л.д.180-186). Таким образом, на дату рассмотрения дела в здании ГОУ СКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, расположенном по адресу: Самарская область г.Чапаевск ул.Школьная,1 имеются нарушения требований СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно: п. 2.1.6. имеются деревья, высаженные на расстоянии ближе 10,0 метров от здания; п. 2.2.2.6. Спальни для детей школьного возраста рассчитаны на 9 - 15 человек, а должны быть рассчитаны на 2 - 3 места. В составе жилой ячейки отсутствуют: комната для индивидуальных занятий со специалистами, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды, комната гигиены девочек; имеющиеся комнаты для приготовления уроков, комнаты для хранения личных и сезонных вешек (бытовки) недостаточной площади. Бытовки не оборудованы встроенными шкафами. В подготовительной группе № 5 отсутствует раздевалка, дети раздеваются в коридоре. Санитарные узлы на группу детей дошкольного возраста оборудованы недостаточным количеством умывальников, унитазов: в группах имеются 2 унитаза без перегородок, 3 раковины, 1 душевой поддон, при норме - 5 умывальников, 4 унитаза с перегородками, 2 душевых поддона; отсутствуют ногомойки. Недостаточное количество унитазов в туалетных для детей школьного возраста и душевых кабин: менее 2 унитазов на 5 детей, не оборудованы кабины с дверями; менее 1 рожка на 5 человек. Отсутствуют комнаты личной гигиены девочек, оборудованные биде, умывальником и унитазом. В имеющихся биде краны не функционируют. п. 2.3.1.2. стены учебных помещений не окрашены краской, а оклеены обоями. п.2.3.1.3. потолки в помещениях с влажным режимом (умывальные, туалетные) не окрашены масляной краской. п. 2.4.1. в бытовках-раздевалках не оборудованы шкафы с индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. п. 2.5.13. в спальнях не предусмотрено дежурное (ночное) освещение п. 2.6.8, отопительные приборы не ограждены съёмными деревянными решётками, и нарушения требований СанПиН 2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы», а именно: п. 3.4. не соблюдается норма площади на одно рабочее место - менее 6,0 кв. м. В кабинете площадью 49 кв. м. установлено 10 компьютеров п.9.6, 9.7. конструкция рабочего стула не соответствует требованиям: не регулируется по высоте и углам наклона сиденья и спинки, не подъёмно-поворотное, не имеет полумягко покрытия сиденья и спинки. Нарушения Правил и норм пожарной безопасности ППБ 01-03, ППБ 101-89 учреждением устранены в полном объеме. Факт наличия нарушений санитарных норм представителем ГОУ СКОУ школа-интернат не оспаривается и подтверждается также представлением прокурора от 28.03.2011 года (л.д.84-89), информацией ОНТЛиС УНД ГУ МЧС России по Самарской области (л.д.64-65), иными собранными по делу доказательствами. Суд находит необоснованными утверждения представителей ответчика Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области о недопустимости представленных прокурором доказательств, нарушении требований закона при их собирании. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в случае установления факта нарушения закона, нарушения прав и свобод гражданина прокурор вправе внести представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 5 ФЗ «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий, необходимых для получения образования. В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, независимо от форм собственности. Образовательные учреждения обязаны в своей деятельности неукоснительно соблюдать действующие санитарные нормы и правила. Вместе с тем, требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Судом установлено, что здание ГОУ СКОУ школа-интернат г.Чапаевска, расположенное по адресу Самарская область г.Чапаевск ул.Школьная,1, является собственностью субъекта Российской Федерации и закреплено за учреждением на праве оперативного управления на основании договора №266 от 27.08.1999 года (л.д.90), о чем имеются свидетельства о государственной регистрации права (л.д.39-44). Согласно Уставу ГОУ СКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии (л.д.13-33) учреждение является государственным образовательным учреждением, решающим задачи обучения, воспитания и коррекции отклонений в развитии обучающихся. Учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности самарской области. Деятельность учреждения регламентируется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Самарской области. Допрошенная в судебном заседании специалист ТУ Роспостребнадзора Ефремова Е.М. пояснила, что в соответствии СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во избежание снижения освещенности в помещениях деревья следует высаживать не ближе 10 метров от здания. Замеры соблюдения режима инсоляции производятся специалистом при проведении проверки. В соответствии с СанПиН 2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы», установлена норма площади на одно рабочее место - менее 6,0 кв. м. Конструкция рабочего стула должна соответствовать требованиям, регулироваться по высоте и углам наклона сиденья и спинки, не подъёмно-поворотное, иметь полумягкое покрытие сиденья и спинки. Также пояснила, что в соответствии с СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» спальни для детей школьного возраста должны быть рассчитаны на 2 - 3 места. В составе жилой ячейки должны присутствовать комната для индивидуальных занятий со специалистами, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды, комната гигиены девочек; имеющиеся комнаты для приготовления уроков, комнаты для хранения личных и сезонных вешек (бытовки) недостаточной площади. Санитарные узлы на группу детей дошкольного и школьного возраста должны оборудоваться по норме. Стены учебных помещений окрашиваются краской, потолки в помещениях с влажным режимом (умывальные, туалетные) окрашиваются масляной краской. В бытовках-раздевалках должны оборудоваться шкафы с индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. В спальнях следует предусматривать дежурное (ночное) освещение. Отопительные приборы ограждаются съёмными деревянными решётками. Однако из показаний специалиста Департамента строительства администрации г.о.Чапаевск Аникина А.А. суду известно, что здание спального корпуса школы-интерната с продольными несущими наружними стенами и одной внутренней стеной. Дверные проемы расположены в несущих стенах и перемычках, оконные проемы в несущих и самонесущих стенах. Для проведения работ по изменению конфигурации помещений будут затронуты перегородки и внутренняя несущая стена. Это изменение конструктивных элементов здания, реконструкция. Для проведения реконструкции здания требуется получение заключения о возможности её проведения, определения несущих способностей здания. Должен быть проект. Самостоятельное выполнение работ без предварительного обследования может повлечь угрозу обрушения здания. В ходе судебного разбирательства суду не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих, что выполнение мероприятий по устранению нарушений, связанных с размещением детей по принципу жилой ячейки, изменению системы электроснабжения является возможным и не создаст угрозы безопасности жизни и здоровью детей, а также угрозы обрушения здания. Также суду не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что высаженное на расстоянии ближе 10 метров от здания дерево нарушает режим инсоляции, снижает уровень освещенности в помещениях ГСКОУ. В соответствии со ст.45 ГПК РФ. При отсутствии достаточных доказательств возможности устранения выявленных нарушений капитального характера в удовлетворении требований прокурора о возложении на ГОУ СКОУ школа-интернат обязанности устранить нарушения п. 2.1.6. ; п. 2.2.2.6.; п. 2.5.13 СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах- интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует отказать. Также следует отказать прокурору в удовлетворении требований о возложении обязанности по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности и санитарных норм на Министерство имущественных отношений Самарской области. На основании Положения Министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Выполнение мероприятий по устранению нарушений санитарных правил в здании ГОУ СКОУ школа-интернат не отнесено к полномочиям Министерства имущественных отношений Самарской области. Согласно ч. 1 ст. 41, ч.3 ст. 44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. В соответствии с Положением О министерстве образования и науки Самарской области на Министерство возложены обязанности по финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств. Вместе с тем, требований о возложении на Министерство обязанности профинансировать выполнение мероприятий по устранению образовательным учреждением выявленных нарушений санитарных норм прокурором не заявлены. Нарушения правил пожарной безопасности на момент рассмотрения дела устранены. Оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на Министерство образования и науки Самарской области обязанности осуществить финансирование работ по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности не имеется. По тем же основаниям не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г.Чапаевска о признании бездействия Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений, администрации ГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы - интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Чапаевск по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил незаконным. Судом установлено, что изложенные в исковом заявлении прокурора нарушения требований пожарной безопасности и санитарных норм выявлены в ходе прокурорской проверки в марте 2011 года. Ранее требований об устранении таковых нарушений учреждению не предъявлялись, о чем имеются Санитарно-эпидемиологическое заключение от 30.03.2006 года (л.д.144), заключение о соответствии требований пожарной безопасности объекта от 01.02.2006 года (л.д.145), представление от 28.04.2010 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (л.д.146), акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 27.08.2010 года (л.д.147). Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии в кратчайшие сроки приняты необходимые и возможные меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм. Обстоятельств, свидетельствующих о неправомерном бездействии образовательного учреждения и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм, судом не установлено. При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований прокурора г.Чапаевска о признании бездействия Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений, администрации ГСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы - интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Чапаевск по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил незаконным следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.2 Конституции РФ, Федеральным законом РФ «Об образовании», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Чапаевска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично. Обязать ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: - стены учебных помещений не окрашены краской, а оклеены обоями. - потолки в помещениях с влажным режимом (умывальные, туалетные) не окрашены масляной краской. - в бытовках-раздевалках не оборудованы шкафы с индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. - отопительные приборы не ограждены съёмными деревянными решётками. - не соблюдается норма площади на одно рабочее место - менее 6,0 кв. м при организации работы с персональным ЭВМ, конструкция рабочего стула не соответствует требованиям: не регулируется по высоте и углам наклона сиденья и спинки, не подъёмно-поворотное, не имеет полумягко покрытия сиденья и спинки. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Чапаевского городского суда И.А.Одайкина Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.