Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Чапаевск Самарской области <Дата обезличена> Чапаевский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Соковых В.В., при секретаре Краснослободцевой Т.А., с участием истца Пономаревой С.В., представителя ответчика-консультанта контрольно-правового Управления администрации г.о.Чапаевск Мордашовой В.В., действующей по доверенности от <Дата обезличена>, представителя третьего лица Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации г.о.Чапаевск Ратмановой О.В., помощника прокурора г.Чапаевска Сажиной Т.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску прокурора г.Чапаевска в интересах Пономаревой Светланы Петровны к администрации г.о.Чапаевск об обязании предоставлении за счёт средств областного бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Чапаевска в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Пономаревой С.П. к администрации г.о.Чапаевск об обязании предоставления за счёт средств областного бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства, сославшись на то, что прокуратурой г.Чапаевска проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения вне очереди жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Пономарева С.П., <Дата обезличена> года рождения, <Дата обезличена> была отчислена из ГОУ СПО Чапаевский губернский колледж. Согласно постановлению <Данные изъяты> <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Пономарева С.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Постановлением <Данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Пономарева С.П. была снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что в представленных ей документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия её на учёт, а именно не был подтвержден статус заявителя. Однако на основании постановления <Данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Пономарева С.П. была вновь принята на указанный учёт и включена в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Основанием принятия такого решения явилось то, что одинокая мать Пономаревой С.П. - ФИО2 умерла <Дата обезличена>, при жизни собственного жилья на территории г.о.Чапаевска не имела. Таким образом, Пономарева С.П. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В нарушении норм действующего законодательства, а именно ст.57 Жилищного кодекса РФ, Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Пономарева С.П. несмотря на окончание обучения до настоящего времени не обеспечена жилым помещением. Действиями администрации г.о.Чапаевск нарушены жилищные права Пономаревой С.П. Самостоятельное обращение Пономаревой С.П. в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно вследствие нахождения её в сложной жизненной ситуации и отсутствием материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и интересов в суде. В судебном заседании Пономарева С.П. и помощник прокурора Сажина Т.С. поддержали заявление. Представитель ответчика Мордашова В.В. заявление не признала, сославшись в отзыве на то, что на основании ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В соответствии со ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. При этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пономарева С.П. на основании постановления <Данные изъяты> от <Дата обезличена> принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан (лицо из числа детей сирот). Согласно постановлению администрации г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г.о.Чапаевск» Пономарева С.П. числится в указанном списке по<Адрес обезличен>. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования городского округа лицам из числа детей - сирот может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Предусмотренные настоящим Законом меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставляемых из бюджета субъекта РФ. По мере поступления финансовых средств в бюджет г.о.Чапаевск на предоставление социальных выплат детям-сиротам (при отсутствии жилых помещений по договору социального найма в городском округе) указанные денежные средства распределяются среди лиц из числа детей-сирот согласно списку очередности исходя из времени принятия их на учет. Предоставление Пономаревой С.П. социальной выплаты ранее, чем лицам, состоящим в списке детей-сирот и лицам из их числа, которые были признаны нуждающимися в жилых помещениях до момента постановки на учет Пономаревой, не предоставляется возможным и будет противоречить требованиям действующего законодательства, поскольку ограничивает в правах лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и принятых на соответствующий учет ранее Пономаревой С.П. Пономарева С.П. в администрацию г.о.Чапаевск с соответствующим заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма либо предоставления социальной выплаты, в период с <Дата обезличена> по настоящее время не обращалась. До <Дата обезличена> Пономарева С.П. обучалась Чапаевском губернском колледже. Приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> она отчислена из образовательного учреждения за академическую неуспеваемость. В адрес администрации г.о.Чапаевск также не поступало за аналогичный период и актов прокурорского реагирования по вопросу предоставления жилого помещения, социальной выплаты Пономаревой С.П. (л.д.48-51). Представитель третьего лица Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации г.о.Чапаевск Ратманова О.В. считала, что иск прокурора удовлетворению не подлежит, поскольку в случае предоставления Пономаревой С.П. социальной выплаты на приобретение жилья нарушается очередность предоставления жилья другим лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в списке. Представители третьих лиц Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились (л.д.134,135). Министерство управления финансами Самарской области представило отзыв на заявление, в котором просило в заявлении прокурора отказать, рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л.д.125,126). В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц. Выслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон). В силу ст.4 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ. На основании пунктов 4, 5 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области №-77 ГД от 05.03.2005 г. «О наделении органом местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области). Согласно ст.3 Закона Самарской области государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок. В статье 2 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. №-152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. В соответствии с п.1 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. №-87 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от 11.07.2006 г. № 87 ГД) обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: -субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; -субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях. В силу ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87 ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, -33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Согласно пункту 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из материалов дела видно, что Пономарева Светлана Петровна родилась <Дата обезличена>, её родителями приходятся ФИО4 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о её рождении (л.д.44). ФИО2 умерла <Дата обезличена> (свидетельство о смерти, л.д.7). В соответствии с постановлением <Данные изъяты> от <Дата обезличена> (л.д.41), над несовершеннолетней Пономаревой Светланой Петровной установлена опека, обязанности опекуна возложены на ФИО11 (л.д.41). Пономарева Светлана Петровна включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (л.д.10,11). Дата её постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении - <Дата обезличена> Указанный Список утвержден постановлением <Данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (л.д.9). На основании постановления <Данные изъяты> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (л.д.40) Пономарева С.П. (лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно постановлению <Данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Пономарева С.П. снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилым помещением (л.д.114). Основанием принятия данного решения послужило то, что в представленных заявителем документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия на учёт - не подтвержден статус заявителя. Вместе с тем, <Дата обезличена> <Данные изъяты> было принято постановление <Номер обезличен> (л.д.137) на основании которого Пономарева С.П. вновь принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в вышеуказанные списки. Из справки, выданной Чапаевским губернским колледжем <Дата обезличена> <Номер обезличен> (л.д.39) следует, что Пономарева Светлана Петровна действительно обучалась в указанном учебном заведении с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> по специальности «Программное обеспечение ВТ и АС», отчислена за академическую неуспеваемость. Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (л.д.58) следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Пономаревой Светланы Петровны на объекты недвижимого имущества. Таким образом, в процессе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения прокуратурой г.Чапаевска проверки исполнения органом местного самоуправления г.о.Чапаевск требований законодательства регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях, было выявлено, что Пономарева С.П., <Дата обезличена> года рождения, не имеющая собственного жилья, поставлена на соответствующий учёт как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (сирота). До настоящего времени Пономарева С.П. не обеспечена жильем. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления нарушаются нормы Жилищного кодекса РФ и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При таких обстоятельствах, заявленные прокурором г.Чапаевска в интересах Пономаревой С.П. требования об обязании администрации г.о.Чапаевск предоставления Пономаревой С.П. социальной выплаты на приобретение жилого помещения основаны на законе и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования прокурора г.Чапаевска Самарской области в интересах Пономаревой Светланы Петровны к администрации г.о.Чапаевск. Обязать администрацию г.о.Чапаевск Самарской области предоставить Пономаревой Светлане Петровне, <Дата обезличена> года рождения социальную выплату за счет средств бюджета Самарской области на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий судья В.В.Соковых