Максимов В.А.- Постановление мирового судьи отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в мировой суд.



Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

об ответственности за административное правонарушение

           г. Чапаевск Самарской области                                                                <Дата обезличена>

Судья Чапаевского городского суда Самарской области Законов М.Н.,

при секретаре Бажановой А.Ю.,

с участием представителей Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Игнатьевой Е.М., действующей на основании доверенности от <Дата обезличена>, Полухиной И.А., действующей на основании доверенности № Д-14 от <Дата обезличена>,

представителей Генерального директора ОАО «Промсинтез» Максимова В.А. - Славкиной Е.В., действующей на основании доверенности от <Дата обезличена>, Лопатина Э.М., действующего на основании доверенности от <Дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <Номер обезличен> по жалобе Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление об ответственности за административное правонарушение от <Дата обезличена> мирового судьи судебного участка № <Адрес обезличен>, которым Максимов В.А. генеральный директор ОАО «Промсинтез», признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1,3 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от <Дата обезличена> мирового судьи судебного участка № <Адрес обезличен> Максимов В.А. признан виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частями 1,3 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей. Не согласившись с принятым решением мирового судьи, представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обжаловал его в Чапаевский городской суд.

Представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Игнатьева Е.М. в судебном заседании пояснила, что Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были возбуждены два административных дела в отношении генерального директора ОАО «Промсинтез» Максимова А.В. по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ и направлены по подведомственности в Мировой суд судебного участка № <Адрес обезличен>. В заявлениях, Управление просило привлечь Максимова В.А. В.А., генерального директора ОАО «Промсинтез», к административной ответственности по части ч.1 статьи 9.1 КоАП РФ и по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде дисквалификации.Мировым судьей судебного участка № <Адрес обезличен>, согласно ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, два административных дела были объединены в одно производство по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде - административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.Постановлением Мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> установлено, что генеральным директором ОАО «Промсинтез» Максимовым А.В. были нарушены требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, но были учтены обстоятельства смягчающие административную ответственность, также суд не нашел оснований для применения административного наказания в виде дисквалификации и счел достаточным ограничиться административным наказанием в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.С решением Мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Управление несогласно по следующим основаниям:на основании распоряжения Врио руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Р" от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-рп «О проведении плановой выездной проверки Открытого акционерного общества «Промсинтез», комиссией Ростехнадзора выявлены нарушения обязательных требований безопасности при осуществлении деятельности ОАО «Промсинтез».ОАО «Промсинтез» эксплуатирует опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов на основании свидетельства о регистрации № А53-03132, выданного <Дата обезличена> Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. ОАО «Промсинтез» осуществляет деятельность в соответствии с лицензиями:

- № ВП-53-002284 (ЖКМС) на осуществление деятельности по эксплуатации
взрывопожароопасных производственных объектов. Лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Срок действия лицензии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;

- № ИВ-00-009302 (В) на осуществление деятельности по производству взрывчатых материалов промышленного назначения. Лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Срок действия лицензии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;

- № ПВ-00-009301 (В) на осуществление деятельности по применению взрывчатых материалов промышленного назначения. Лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Срок действия лицензии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;

- № РВ-00-009303 (В) на осуществление деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения. Лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Срок действия лицензии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В соответствии с подпунктом 19.1пункта 19 Устава Открытого акционерного общества «Промсинтез», генеральный директор ОАО «Промсинтез» осуществляет руководство текущей деятельностью Общества. Согласно подпункта 19.6 пункта 19 Устава ОАО «Промсинтез», в компетенцию генерального директора входят все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов отнесенных к компетенции Совета директоров и Общего собрания акционеров. <Дата обезличена> ею был составлен протокол <Номер обезличен>-рп/21д-х об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Промсинтез» Максимова А.В. по ч.1 ст. 9.1КоАП РФ. Комиссией Ростехнадзора установлено, что в действиях (бездействии) Максимова В.А., генерального директора ОАО «Промсинтез», выявлены 35 нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: Площадка производства тротила и нитробензола (регистрационный номер А53-03132-0001), Участок производства промышленных взрывчатых материалов (регистрационный номер А53-03132-0002), Площадка производства ТЭНа, шашек-детонаторов (регистрационный номер А53-03132-0003), Участок трубопроводов теплосети <Номер обезличен> (регистрационный номер А53-03132-0015), Площадка установки получения ацетилена методом взаимодействия карбида кальция с водой (регистрационный номер А53-03132-0016), и 16 грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

Также, <Дата обезличена> ею был составлен протокол <Номер обезличен>-рп/22д-х об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Промсинтез» Максимова А.В. по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, в ходе проверки комиссией Ростехнадзора выявлено 16 нарушений грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов: Площадка производства тротила и нитробензола (регистрационный номер А53-03132-0001), Участок производства промышленных взрывчатых материалов (регистрационный номер А53-03132-0002), Площадка производства ТЭНа, шашек-детонаторов (регистрационный номер А53-03132-0003), Участок трубопроводов теплосети <Номер обезличен> (регистрационный номер А53-03132-0015), Площадка установки получения ацетилена методом взаимодействия карбида кальция с водой (регистрационный номер А53-03132-0016), чем нарушены требования: части 1 статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599, Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 № 429, Методических указаний о порядке разработки плана локализации ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах, утвержденных постановлением     Госгортехнадзора     России от 18.04.2003г. №14, Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. № 1371, Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих      деятельность      в      области      промышленной      безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.10. 2002 № 61-А, Положения о порядке разработки и содержании раздела «Безопасная эксплуатация производств» технологического регламента, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 8.13.1998 № 77, Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 90, Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и консервации химически опасных промышленных объектов, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2003 № 64.

В ходе проверки, установлено, что генеральным директором ОАО «Промсинтез» Максимовым А.В. не выполняются должностные обязанности по организации безопасной работы иконтролю за соблюдением норм промышленной безопасности при производстве взрывчатых материалов. В Государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано 17 объектов ОАО «Промсинтез». На объектах: площадка производства тротила и нитробензола, участок производства промышленных взрывчатых материалов, площадка производства ТЭНа, шашек-детонаторов хранятся, используются, транспортируются опасные вещества в количествах, превышающих предельное количество веществ, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Так объем склада толуола - 1197,12т, бензола - 2506,2т, крепкой азотной кислоты - 787т, серной кислоты -2145т. Норма загрузки склада взрывчатых материалов №734 -5270кг, склада №111-4510 кг. В соответствии с п.6 Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением правительства от 12 августа 2008г. №599 - эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «ж» пункта 5настоящего Положения. а) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов; б) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов; г) наличие у лицензиата разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 8 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов; ж) наличие у лицензиата договора страхования ответственности за причинение вреда, жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов. В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. №429 - к грубым нарушениям лицензиатом лицензионных требований и условийпри эксплуатации химически опасных производственных объектов относятся нарушения, создавшие угрозу следующих действий или повлекшие: взрыв; выброс опасных веществ; разрушение технических устройств, зданий и сооружений; человеческие жертвы; причинение тяжкого вреда здоровью; причинение средней тяжести вреда здоровью (не менее 5 человек). Согласно вышеизложенному, нарушения указанные, в протоколе об административном правонарушении <Номер обезличен>-рп/22д-х от <Дата обезличена> являются грубыми. Профилактическая работа по предупреждению аварий на предприятии ОАО «Промсинтез» не ведется, что может привести к авариям более крупного масштаба.

Все перечисленные в протоколе об административном правонарушении <Номер обезличен>-рп/22д-х от <Дата обезличена> и в протоколе <Номер обезличен>-рп/21д-х от <Дата обезличена> нарушения создают угрозу взрыва, выброса опасных веществ, разрушению технических устройств, зданий и сооружений, причинению вреда здоровью людей.

Также обращает внимание суда, что при рассмотрении административных дел мировым судьей, не были учтены мнения сторон об объединении административных дел в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела. Следовательно, объединение дел в одно производство допустимо лишь в случае, если такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

Вменяемые обществу административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. В протоколе <Номер обезличен>-рп/21д-х от <Дата обезличена>, составленном по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, отражены нарушения требований промышленной безопасности, а в протоколе <Номер обезличен>д-х от <Дата обезличена> - выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах. В данном случае имеет место два самостоятельных правонарушения, так как ни один пункт нарушений, указанных в Протоколе об административном правонарушении <Номер обезличен>-рп/21д-х от <Дата обезличена>, не совпадает с нарушениями, указанными в Протоколе об административном правонарушении <Номер обезличен>-рп/22д-х от <Дата обезличена> В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом данная норма КоАП РФ не предусматривает возможность сложения или поглощения назначенных административных наказаний. Следовательно, по результатам одновременного рассмотрения нескольких административных дел не представляется возможным вынести одно общее решение о назначении лицу, совершившему эти правонарушения, одного административного наказания. Полагает, что наказание, назначенное должностному лицу, не соответствует материалам дела и полагает, что необходимо применить более строгое административное наказание в виде дисквалификации. На основании вышеизложенного и учетом неправильного применения норм материального права судом первой инстанции, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела и принять меры по устранению и предупреждению имеющейся угрозы жизни и здоровью людей, просит суд отменить постановление Мирового судьи судебного участка № <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> и назначить административное наказание в виде дисквалификации.

Представитель Средне-поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Полухина И.А. пояснила, что Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были возбуждены два административных дела в отношении генерального директора ОАО «Промсинтез» Максимова А.В. по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ и направлены по подведомственности в Мировой суд судебного участка №<Адрес обезличен>. В заявлениях, Управление просило привлечь Максимова В.А., генерального директора ОАО «Промсинтез» к административной ответственности по части ч.1 статьи 9.1 КоАП РФ и по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде дисквалификации.Мировым судьей судебного участка №<Адрес обезличен>, согласно ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, два административных дела были объединены в одна производство по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде - административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.Постановлением Мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> установлено, что генеральным директором ОАО «Промсинтез» Максимовым А.В. были нарушены требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, но были учтены обстоятельства смягчающие административную ответственность, также суд не нашел оснований для применения административного наказания в виде дисквалификации и счел достаточным ограничиться административным наказанием в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.С решением Мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Управление несогласно. Просит суд отменить постановление Мирового судьи судебного участка №<Адрес обезличен> от <Дата обезличена> и назначить административное наказание в виде дисквалификации.

Представитель Генерального директора ОАО «Промсинтез» Максимова В.А. - Славкина Е.В. пояснила, что с доводами апелляционной жалобы от <Дата обезличена> не согласна по следующим основаниям: <Дата обезличена> в ходе проведения плановой выездной проверки ОАО «Промсинтез» государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за ведением горных работ и объектами нефтегазодобычи Средне-Поволжского управления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Игнатьевой Е.М. были составлены протоколы №<Номер обезличен>-рп/21д-х и 43-рп/22д-х об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении генерального директора ОАО «Промсинтез». Указанные протоколы переданы для рассмотрения и вынесения постановления по делам об административных правонарушениях в мировой суд <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> Мировым судьей судебного участка № <Адрес обезличен> "Ж" дела рассмотрены, вынесено постановление об ответственности за административное правонарушение, в соответствии с которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. При рассмотрении дела мировым судьей представленные доказательства исследованы полностью, учтены пояснения лиц, в том числе пояснения Максимова, по административным делам. При рассмотрении дела об административном правонарушении судом учтены следующие дополнительные обстоятельства, имеющие значение для правильного и справедливого рассмотрения дела. После назначения на должность генерального директора ОАО «Промсинтез» им был проведен полный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, по результатам которого: Внесены изменения в структуру и штат технической службы предприятия. В управлении создана единая техническая служба - производственно-технический отдел, объединившая функции технологического отдела, отдела развития производства и отдела диспетчерского контроля производства. Создана единая служба производственного контроля и охраны труда. Разработано и утверждено новое Положение о производственном контроле в ОАО «Промсинтез», более детально регламентирующее порядок осуществления производственного контроля на предприятии, распределение контрольных функций и ответственности должностных лиц. Реорганизовано управление техническими службами и цехами предприятия. Сокращены должности исполнительного директора и главного инженера (основного должностного лица, ответственного за производственный контроль и соблюдение требований промышленной безопасности на заводе. Функции координации работы технических служб и цехов возложены на технического директора. По результатам анализа состояния производства, производственных мощностей и существующей системы производственного контроля и охраны труда, трудовой договор с предыдущим главным инженером "Т" расторгнут по соглашению сторон. С апреля 2011 года на предприятии разработана программа оптимизации производства снижения издержек, которая постоянно обновляется и дополняется. Создана специальная рабочая группа, заседания которой проводятся еженедельно. Проводимая группой работа ведется в направлениях: анализ соответствия действующего производства требованиям промышленной безопасности; оптимизация структуры управления и численности персонала; реализация мероприятий по снижению расходов сырья и материалов; повышение энергоэффективности производства; совершенствование внешней и внутренней логистики. В рамках мероприятий, разработанных рабочей группой, значительную часть составляют мероприятия, направленные на повышение безопасности производств, приведение оборудования в состояние, отвечающее требованиям промышленной безопасности. Результатом деятельности ОАО «Промсинтез» в 2010 году был чистый убыток в размере 118,5 млн. рублей. Результатом деятельности ОАО «Промсинтез» за 2011 год явилась чистая прибыль в размере 6,8 млн. рублей. С января 2012 года, впервые за 4 года, проведена индексация заработной платы. Практически весь персонал предприятия переведен на полную рабочую неделю. Проведенные мероприятия, включая оптимизацию производства, позволили увеличить среднюю заработную плату работников ОАО «Промсинтез» почти на 20 % (в сравнении <Дата обезличена> с 1 кварталом 2011 года). Достигнутый экономический эффект позволил предусмотреть в ежегодном Плане технического перевооружения затраты на общую сумму 36,8 млн. рублей. План предусматривает вложения в модернизацию всех основных направлений деятельности предприятия, включая основные производства тротила, нитробензола и смесевых ВВ (с объемом кап. вложений - 4,5 млн. руб.), регенерацию отработанных кислот (8,5 млн. руб.), энергохозяйства (8,4 млн. руб.), железнодорожной инфраструктуры (4,4 млн. руб.), автоматической пожарной сигнализации (5,5 млн. руб.), и т.д. Данные мероприятия позволят повысить уровень безопасности действующих производств, обеспечить их соответствие требованиям и нормам промышленной безопасности. Внедренные мероприятия по оптимизации производства позволили сократить количество несчастных случаев на производстве (в 2,7 раза по сравнению с 2010годом; в 1,7 раза по сравнению с 2009 годом). При этом увеличились случаи, произошедшие из-за грубой неосторожности пострадавших (два из трех) (анализ несчастных случаев за 2009-2011 г.г. ОАО «Промсинтез» ежегодно проверяется органами Ростехнадзора по вопросам соблюдения норм и требований промышленной безопасности. Многие из указанных в протоколе нарушений возникли до моего назначения на должность генерального директора ОАО «Промсинтез». Тем не менее, ни одной из проводимых проверок данные нарушения выявлены не были. Довод инспектора о том, что «на объектах хранятся, используются, транспортируются опасные вещества в количествах, превышающих предельное количество веществ, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» -
некорректен и направлен на запутывание при рассмотрении дела. Нормы веществ, указанные в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ применяются для обоснования необходимости наличия декларации промышленной безопасности. Данная декларация в ОАО «Промсинтез» - надлежащим образом разработана, утверждена и согласована.. Кроме того, на сегодняшний день фактическое количество хранимых опасных веществ исходя из фактической загрузки производственных мощностей - гораздо ниже установленных Декларацией.Таким образом, никакого нарушения в описанных обстоятельствах - нет. Довод о том, что «профилактическая работа по предупреждению аварий на предприятии ОАО «Промсинтез» не ведется, что может привести к авариям более крупного масштаба» - являются личным мнением инспектора, документально не
подтвержден и не основан на материалах дела. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ вина лица в совершении правонарушения должна быть доказана в порядке, предусмотренном Кодексом. Считаю, что представленные в дело документы являются доказательством надлежащей организации в ОАО «Промсинтез» работ по ведению производственного контроля, а также проведению мероприятий, позволяющих выявить и устранить нарушения требований промышленной безопасности, с целью обеспечения безопасности производства и условий труда. В апелляционной жалобе инспектор неправомерно ссылается на то, что при рассмотрении административных дел судом не были учтены мнения сторон об объединении административных дел в одно производство» - не соответствует
обстоятельствам дела. Первое судебное заседание по рассмотрению административных дел состоялось <Дата обезличена>. Судебное заседание было отложено до <Дата обезличена> для представления инспектором своего мнения по представленным ею письменным пояснения по делу, а также с целью представления представителями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору мнения относительно применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. На судебном заседании, состоявшемся <Дата обезличена> представители Ростехнадзора возражений относительно применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ - не представили. Кроме того, считает применение части 2 статьи 4.4 КоАП РФ - правомерным. В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Нарушения выявлены в ходе одной проверки, одним инспектором Ростехнадзора, в одно и то же время. Просит суд оставить постановление об ответственности за административное правонарушение, вынесенное Мировым судьей судебного участка № <Адрес обезличен> <Дата обезличена> - без изменения, а апелляционную жалобу государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за ведением горных работ и объектами нефтегазодобычи Средне-Поволжского управления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Игнатьевой Е.М. от <Дата обезличена> - без удовлетворения.

Представитель Генерального директора ОАО «Промсинтез» Максимова В.А. - Лопатин Э.М. доводы представителя Славкиной Е.В. поддержал.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с ч.3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 682 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 04.07.2012 N 682 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, имеющими высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, аттестованными в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, в соответствующей области аттестации;

б) проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

В соответствии с протоколом <Номер обезличен>-рп/22д-х от <Дата обезличена> об административном правонарушении от <Дата обезличена> в результате проверки комиссией Ростехнадзора установлено, что в действиях Максимова В.А., генерального директора ОАО «Промсинтез», выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов: Площадка производства тротила и нитробензола (регистрационный номер А53-03132-0001), Участок производства промышленных взрывчатых материалов (регистрационный номер А53-03132-0002), Площадка производства ТЭНа, шашек-детонаторов (регистрационный номер А53-03132-0003), Участок трубопроводов теплосети <Номер обезличен> (регистрационный номер А53-03132-0015), Площадка установки получения ацетилена методом взаимодействия карбида кальция с водой (регистрационный номер А53-03132-0016) - всего 16 нарушений, что предусмотрено ч.3 ст.9.1 КоАП РФ. При изучении данного протокола установлены нарушения требований ч.1 ст.9, ст. 10, ч.2 ст. 2, ч.1 ст. 8, ч.1 ст. 13, ст. 12, ч.6 ст. 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии с протоколом <Номер обезличен>-рп/21д-х от <Дата обезличена> об административном правонарушении от <Дата обезличена> в результате проверки комиссией Ростехнадзора установлено, что в действиях Максимова В.А., генерального директора ОАО «Промсинтез», имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ - всего 35 нарушений. При изучении данного протокола установлены нарушения требований ч.1 ст.9, ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от <Дата обезличена> N 116-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

В состав указанной комиссии также включаются:

представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;

представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

здания и сооружения на опасном производственном объекте;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Согласно приказу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Максимов В.А. приступил к выполнению обязанностей генерального директора ОАО «Промсинтез» <Дата обезличена> на основании решения Совета директоров ОАО «Промсинтез» от <Дата обезличена>.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Изучив представленные суду доказательства по делу, судья приходит к выводу о том, что виновность должностного лица Максимова В.А. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Однако, суд не может согласиться с позицией мирового судьи судебного участка№ <Адрес обезличен> об объединении в одно производство двух административных дел <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в соответствии с ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Как следует из протокола <Номер обезличен>-рп/22д-х от <Дата обезличена> об административном правонарушении от <Дата обезличена> и протокол <Номер обезличен>-рп/21д-х от <Дата обезличена> об административном правонарушении от <Дата обезличена> генеральному директору ОАО «Промсинтез» вменены два разных состава административного правонарушения, предусмотренных ч.1 ст. 9.1 и ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, вменено за нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации производственных объектов, административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.9.1 КоАП РФ, вменено за нарушения лицензионной деятельности и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

Для объединения двух административных дел в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ необходимо наличие идеальной совокупности совершенных правонарушений, то есть одним лицом должно быть совершено одно действие (бездействие), образующее несколько составов административных правонарушений.

Вменяемые генеральному директору ОАО «Промсинтез» административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности (а не одно действие), как следует из протоколов от <Дата обезличена> по ч.1 и ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, повлекли различные последствия в виде нарушения требования промышленной безопасности и грубого нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах. Действие (бездействие) не было единовременным, образующим несколько составов, а носило длительный характер и состояло в совокупности совершенных действий и бездействий, приведших к вышеуказанным последствиям.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Таким образом, за совершение административных правонарушений по ч.1 ст. 9.1 и по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ необходимо назначение наказаний за каждое совершенное правонарушение в отдельности, а затем - по совокупности правонарушений путем поглощения менее строгого более строгим.

Судом установлено, что все перечисленные в протоколе об административном правонарушении <Номер обезличен>-рп/22д-х от <Дата обезличена> и в протоколе <Номер обезличен>-рп/21д-х от <Дата обезличена> нарушения создают угрозу взрыва, выброса опасных веществ, разрушению технических устройств, зданий и сооружений, причинению вреда здоровью людей.

Таким образом, суд полагает, что постановление об ответственности за административное правонарушение от <Дата обезличена> мирового судьи судебного участка № <Адрес обезличен>, которым Максимов В.А., генеральный директор ОАО «Промсинтез», признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1,3 ст.9.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку мировым судьей существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания.

                  На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

    

Постановление мирового судьи судебного участка № <Адрес обезличен> от <Дата обезличена>, которым генеральный директор ОАО «Промсинтез» Максимов В.А. привлечен к административной ответственности по частям 1,3 ст. 9.1 КоАП РФ, - отменить, административное дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № <Адрес обезличен>.

     

               Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Чапаевского городского суда                                                                              Законов М.Н.