О признании бездействия незаконным и побуждению к действию



Дело №2-80/12

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Чаны Новосибирской области

Чановский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи     Н.И. Марченко

при секретаре             Н.Н. Дольчаниной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чановского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, обязании администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, суд

УCТАНОВИЛ:

Прокурор Чановского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Чановский районный суд с заявлением о признании бездействия администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, обязании администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. По утверждению прокурора Чановского района Новосибирской области в администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации сельсовета. Просит признать бездействие администрации Новопреображенского сельсовета в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать администрацию Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

В судебном заседании помощник прокурора Чановского района Новосибирской области С.С. Бармин требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и просит их удовлетворить, а также пояснил, что при проведении прокуратурой района антикоррупционных экспертиз нормативных актов, принятых Новопреображенским сельсоветом в ДД.ММ.ГГГГ, неоднократно выявлялись коррупциогенные факторы.

Представитель Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области Т.Н.А. заявленные требования признал, суду пояснил, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в ДД.ММ.ГГГГ не проводилась по причине отсутствия в штате администрации юриста, однако все нормативно правовые акта представлялись в прокуратуру и лишь после проверки прокуратурой нормативно правовые акты принимались.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ районный суд рассматривает и разрешает исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из земельных, экологических и иных правоотношений.

Кроме того, согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений.

В силу ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Ст. 3 Федерального закона №273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, и суд признает, что заявленный спор носит публично-правовой характер, поскольку администрация муниципального района и население, которое проживает на территории данного муниципального района, изначально не равны и находятся в отношениях власти и подчинения.

Суд рассматривает заявленный спор и дает ему оценку с учетом особенностей, предусмотренных главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).

При этом согласно ст. 256 главы 25 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска трехмесячного срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исследуя данный вопрос, суд пришел к выводу, что срок обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку оспариваемые действия ответчика являются длящимися и, как установлено в судебном заседании, об указанных обстоятельствах прокурору Чановского района стало известно в ДД.ММ.ГГГГ - после поступления информации в прокуратуру от главы Новопреображенского сельсовета, а ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах трехмесячного срока, прокурор обратился в суд с заявлением. Учитывая изложенное, суд признает, что срок обращения в суд по заявленному спору заявителем не пропущен.

Из представленных материалов следует, что прокуратурой Чановского района Новосибирской была проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления законодательства по противодействию коррупции, в ходе которой были выявлены нарушения данного законодательства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п. 2 ст. 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

Согласно п. 4 ст.3 указанного Закона определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. (пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Из представленных материалов установлено, что в администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации, что дает основание удовлетворить заявление прокурора в полном объеме.

Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Чановского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным.

Обязать администрацию Новопреображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной, апелляционного представления, через Чановский районный суд.

Председательствующий судья Н.И. Марченко