Дело №2-105/12
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Чаны Новосибирской области
Чановский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Н.И. Марченко
при секретаре Н.Н. Дольчаниной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чановского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, обязании администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, суд
УCТАНОВИЛ:
Прокурор Чановского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Чановский районный суд с заявлением о признании бездействия администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, обязании администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. По утверждению прокурора Чановского района Новосибирской области в администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации сельсовета. Просит признать бездействие администрации Матвеевского сельсовета в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать администрацию Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.
В судебном заседании помощник прокурора Чановского района Новосибирской области С.С. Бармин требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и просит их удовлетворить, а также просил для администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области в целях проведения антикоррупционной экспертизы всех действующих актов.
Представитель Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области П.М.А. заявленные требования признал, суду пояснил, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в ДД.ММ.ГГГГ не проводилась по причине отсутствия в штате администрации юриста, однако все нормативно правовые акты представлялись в прокуратуру, и лишь после проверки прокуратурой нормативно правовые акты принимались. Случаев принятия нормативно-правовых актов не отвечающих требованиям законодательства не имело место.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ районный суд рассматривает и разрешает дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из земельных, экологических и иных правоотношений.
Кроме того, согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений.
В силу ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Ст. 3 Федерального закона №273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, и суд признает, что заявленный спор носит публично-правовой характер, поскольку администрация муниципального района и население, которое проживает на территории данного муниципального района, изначально не равны и находятся в отношениях власти и подчинения.
Суд рассматривает заявленный спор и дает ему оценку с учетом особенностей, предусмотренных главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).
При этом согласно ст. 256 главы 25 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска трехмесячного срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Исследуя данный вопрос, суд пришел к убеждению, что срок обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку оспариваемые действия являются длящимися и, как установлено в судебном заседании, об указанных обстоятельствах прокурору Чановского района стало известно в ДД.ММ.ГГГГ - после поступления информации в прокуратуру от главы Матвеевского сельсовета, а ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах трехмесячного срока, прокурор обратился в суд с заявлением. Учитывая изложенное, суд признает, что срок обращения в суд по заявленному спору заявителем не пропущен.
Из представленных материалов следует, что прокуратурой Чановского района Новосибирской была проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления законодательства по противодействию коррупции, в ходе которой были выявлены нарушения данного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу п. 2 ст. 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
Согласно п. 4 ст.3 указанного Закона определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. (пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Из представленных материалов установлено, что в администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации, что дает основание удовлетворить заявление прокурора в полном объеме.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Чановского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным.
Обязать администрацию Матвеевского сельсовета Чановского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления, через Чановский районный суд.
Решение принято и изготовлено на компьютере в совещательной комнате и провозглашено в день его изготовления.
Председательствующий судья Н.И. Марченко