Дело № 11-4/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.п. Чамзинка 27 марта 2012 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего-судьи Смелковой Г.Ф.,
с участием в судебном заседании:
секретаря судебного заседания - Терентьевой О.А.,
истца – прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, его представителя старшего помощника прокурора Спириной Е.Н.,
истицы – ФИО1,
законного представителя истицы – ФИО2,
ответчика – Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Алексеевский индустриальный техникум», его законного представителя и.о. директора Шуваловой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление старшего помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спириной Е.Н. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Чамзинского района Республики Мордовия от 11 января 2012 года,
установил:
прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» о взыскании задолженности по выплате государственной социальной стипендии.
В обосновании требований указано, что приказом от 20 августа 2011 года №<данные изъяты> ФИО1 зачислена на первый курс ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум». Органом социальной защиты населения ФИО1 выдана справка для получения государственной социальной стипендии в 2011 году. Между тем социальная стипендия ФИО1 не выплачивалась, задолженность по социальной стипендии за период с сентября по ноябрь 2011 года составила 1800 рублей. За защитой нарушенного права на получение государственной социальной стипендии ФИО1 обратилась с соответствующим заявлением к прокурору.
По данным основаниям прокурор просил суд взыскать с ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» в пользу ФИО1 задолженность по государственной социальной стипендии в сумме 1800 рублей и государственную пошлину в местный бюджет в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Чамзинского района Республики Мордовия от 11 января 2012 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спирина Е.Н. с решением не согласна, просит его отменить. Она ссылается на то, что по состоянию на 01 ноября 2011 года у образовательного учреждения имелся остаток неиспользованных средств стипендиального фонда в размере 215 704 рублей, в связи с чем, полагает, что ФИО1 имела право на получение социальной стипендии.
В связи с наличием оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью пятой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
27 марта 2012 года старший помощник прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спирина Е.Н. подала заявление об уточнении исковых требований. Она просила суд возложить обязанность на ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» издать приказ о назначении государственной социальной стипендии ФИО1 и взыскать с пользу ФИО1 задолженность по государственной социальной стипендии в сумме 2400 рублей и государственную пошлину в местный бюджет в размере 400 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Спирина Е.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что законодателем приоритетность академической стипендии перед социальной стипендией не предусмотрена. Считает, что ответчиком незаконно в сентябре 2011 года не рассматривался вопрос о назначении социальных стипендий студентам, представившим справку для получения государственной социальной помощи.
В судебном заседании ФИО1 просила исковые требования удовлетворить и выплатить ей задолженность по государственной социальной стипендии за период с сентября по декабрь 2011 года.
В судебном заседании законный представитель ФИО1 – ФИО2 также просил исковые требования удовлетворить и взыскать в пользу его дочери задолженность по государственной социальной стипендии.
В судебном заседании законный представитель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» Шувалова Л.Ю. исковые требования не признала. Она пояснила, что денежные средства стипендиального фонда выплачены в полном объеме. Полагает, что в первую очередь должны быть назначены и выплачены академические стипендии, в том числе в повышенном размере за успехи в учебе. Считает, что государственные социальные стипендии выплачиваются только при наличии в стипендиальном фонде денежных средств, оставшихся после назначения академических стипендий. Указала, что на основании ходатайства руководства техникума о выделении дополнительных денежных средств на выплату стипендий в размере 300 000 рублей, учебному учреждению были выделены дополнительные средства в размере 30 000 рублей. Пояснила, что с января 2012 года решение о назначении и выплатах социальной стипендии принимается руководителем учебного учреждения ежемесячно.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что приказом от 20 августа 2011 года № 125 ФИО1 зачислена в состав студентов на дневное отделение на первый курс в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум».
Согласно сообщению Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» от 7 декабря 2011 года № <данные изъяты> ФИО1 8 сентября 2011 года была выдана справка на получение государственной социальной стипендии в 2011 году.
В декабре 2011 года ФИО1 в числе других студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» обратилась в прокуратуру Чамзинского района с заявлением о защите нарушенного права на получение государственной социальной стипендии.
Из сообщения ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» от 2 декабря 2011 года № 1517 следует, что задолженность по социальной стипендии ФИО1 за сентябрь-ноябрь 2011 года составляет 1800 рублей.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что размер социальной стипендии в техникуме составляет 600 рублей в месяц, размер академической стипендии - 400 рублей.
Согласно сообщению министерства образования Республики Мордовия лимиты на выплату стипендии в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» в 2011 году предусмотрены в 100 % объеме.
Из сообщений ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» следует, что на 2011 год в техникуме стипендиальный фонд определен министерством финансов Республики Мордовия в сумме 1 843 200 рублей. На 1 ноября 2011 года из стипендиального фонда выплачено 1 627 496 рублей, в том числе на академическую стипендию - 1181096 рублей и на социальную стипендию - 446 400 рублей.
В сентябре 2011 году в техникуме приказ по выплате социальной стипендии не издавался в связи с тем, что не было решения стипендиальной комиссии по причине отсутствия денежных средств в стипендиальном фонде на выплату социальной стипендии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что денежных средств в стипендиальном фонде образовательного учреждения было недостаточно для назначения ФИО1 социальной стипендии. При том, социальная стипендия может быть начислена при наличии денежных средств в стипендиальном фонде учебного заведения.
С данным выводом согласиться нельзя.
Формирование и использование стипендиального фонда образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 № 487; рекомендациями по применению Положения № 487, приведенными в Письме Минобразования Российской Федерации от 23.01.2002 N 35-55-35ин/02-07; Положением о порядке стипендиального обеспечения обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.08.2007 № 372.
Согласно указанным нормам права стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой учащимся государственных образовательных учреждений подразделяются, в том числе, на государственные академические стипендии и государственные социальные стипендии. Государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи.
Согласно указанным рекомендациям по применению Положения № 487, данное положение делает акцент именно на социальные стипендии как на средство, позволяющее оказывать адресную поддержку и решать проблемы малообеспеченных студентов за счет стипендиального фонда.
Указанными нормативными актами установлено, что государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий.
Право на получение государственной социальной стипендии, также имеет студент, представивший в вуз выдаваемую ежегодно органом социальной защиты населения по месту жительства (постоянной регистрации) справку для получения государственной социальной помощи.
Выплата стипендий обучающимся и студентам производится в пределах стипендиального фонда образовательного учреждения. Стипендиальный фонд предназначается для выплаты стипендий и определяется с учетом контингента обучающихся и студентов и размера государственной академической стипендии, установленного постановлением Правительства Республики Мордовия. Объем бюджетных средств, направляемых образовательным учреждениям на выплату государственных социальных стипендий, не может превышать 50 процентов бюджетных средств, предназначенных для выплаты государственных академических и социальных стипендий (пункт 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.08.2007 № 372).Распределение стипендиального фонда и процедура назначения государственной академической стипендии обучающимся и студентам регулируются в порядке, утвержденном педагогическом советом образовательного учреждения в соответствии с его уставом, и согласованном с профсоюзной организацией обучающихся и студентов (при ее наличии) и представителями обучающихся и студентов. Назначение государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии производится приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии (пункты 7, 8, 19 регионального Положения). Аналогичные положения закреплены и в положении о порядке стипендиального обеспечения студентов и обучающихся ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум». Согласно пункту 4.3 данного положения ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» назначение государственной социальной стипендии осуществляется приказом директора техникума по представлению стипендиальной комиссии в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что стипендиальный фонд в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» на 2011 год был установлен в сумме 1 843 200 рублей, данные денежные средства были выделены техникуму в полном объеме. На 1 ноября 2011 года из стипендиального фонда техникумом было выплачено 1 627 496 рублей, в том числе на академическую стипендию - 1181096 рублей и на социальную стипендию - 446 400 рублей. Соответственно, на 1 ноября 2011 года в стипендиальном фонде техникума имелись денежные средства в сумме 215 704 рубля.В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что на 1 сентября 2011 года остаток стипендиального фонда составлял 593 300 рублей.Таким образом, на момент заседания стипендиальной комиссии в сентябре 2011 года необходимые денежные средства для выплаты социальной стипендии у ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» имелись; объем средств на выплату социальных стипендий, не превышал 50 процентов средств, предназначенных для выплаты академических и социальных стипендий.Из протокола заседания стипендиальной комиссии ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» от 21 января 2011 года № 2 и приказа директора техникума от 22 января 2011 года № 10 следует, что на 2 семестр 2010-2011 года учебного года всем студентам, сдавшим экзаменационную сессию без троек, была назначена академическая стипендия в размере 400 рублей; студентам – отличникам была установлена надбавка в размере 75 %; студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично» была установлена надбавка на 40 %. При том поименованным студентам была назначена социальная стипендия в размере 600 рублей с января 2011 года на основании справок для назначения государственной социальной стипендии. При том, согласно протоколу заседания стипендиальной комиссии ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» от 22 сентября 2011 года № 1 и приказа директора техникума от 24 сентября 2011 года № 147 на 1 семестр 2011-2012 года учебного года всем студентам, сдавшим экзаменационную сессию без троек, была назначена академическая стипендия в размере 400 рублей; студентам – отличникам была установлена надбавка в размере 75 %; студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично» была установлена надбавка на 40 %. Между тем, в сентябре стипендиальной комиссией техникума представление на назначение социальной стипендии не выносилось, соответствующий приказ директора техникума не издавался.Следовательно, в нарушение выше указанных норм права вопрос о назначении социальной стипендии студентам, нуждающимся в социальной помощи, ответчиком в сентябре 2011 года не обсуждался, возможность перераспределения средств стипендиального фонда не исследовалось, оказание адресной поддержки малообеспеченным студентам за счет стипендиального фонда не рассматривалось. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что не обсуждение стипендиальной комиссией вопроса о назначении социальной стипендии и не издание соответствующего приказа директором техникума являются незаконными и противоречат требованиям выше указанных норм права. Следовательно, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности издать приказ о назначении государственной социальной стипендии ФИО1 с 1 сентября 2011 года являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.Доводы представителя ответчика о том, что денежные средства стипендиального фонда были направлены на выплату академических стипендий, не опровергают выводов суда о необходимости назначения и выплаты социальной стипендии студентам, нуждающимся в социальной помощи. Утверждения представителя ответчика о том, что выплата академических стипендий является приоритетной по сравнению с выплатой социальной стипендии студенту, представившему справку органа социальной защиты, основаны на неправильном толковании норм материального права. Согласно пункту 18 указанного Положения № 487 государственная академическая стипендия может быть назначена студентам, обучающимся на «отлично», или на «хорошо» и «отлично», или на «хорошо». Аналогичное положение закреплено и в указанном региональном Положении. При том указанным рекомендациям по применению Положения № 487 разъяснено, что понятие «...академическая стипендия может быть назначена...» означает, что студенту, отлично сдавшему сессию, может быть и не назначена академическая стипендия. Судом установлено и представителем ответчика не оспаривается, что студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично» выплачиваются повышенные академические стипендии. Вместе с тем невыплата социальной стипендии студентам, которые имеют на это право, за счет выплаты повышенной академической стипендии, является грубым нарушением выше указанного законодательства. В этой связи, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком правомерно не назначена и не выплачена государственная социальная стипендия ФИО1В силу части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
ФИО1 зачислена на первый курс ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» с 1 сентября 2011 года, справка органа социальной защиты населения представлена ей ответчику в сентябре 2011 года. Социальная стипендия установлена в техникуме в размере 600 рублей в месяц, следовательно, за период с сентября по декабрь 2011 года ФИО1 должна была быть выплачена государственная социальная стипендия в сумме 2400 рублей.
Поскольку обстоятельства дела установлены на основании имеющихся доказательств, суд апелляционной инстанции принимает по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 задолженности по государственной социальной стипендии в размере 2400 рублей.
Исходя из положений пункта 9 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор.
В силу пункта 10 части первой статьи 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, цена иска определяется исходя из каждого требования в отдельности.
В судебном заседании представитель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» заявил ходатайство о снижении размера государственной пошлины, в связи с тяжелым имущественным положением образовательного учреждения.
В этой связи, с учетом требований подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 333.19, пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым снизить размер подлежащей взысканию государственный пошлины до 400 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, пунктом 4 части первой и пунктом 2 части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
решением мирового судьи судебного участка № 2 Чамзинского района Республики Мордовия от 11 января 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение: «исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах ФИО1, к Государственному бюджетному образовательному учреждению Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Алексеевский индустриальный техникум» о взыскании задолженности по выплате государственной социальной стипендии и о возложении обязанности издать приказ о назначении государственной социальной стипендии ФИО1 с 1 сентября 2011 года удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Алексеевский индустриальный техникум», обязанность издать приказ о назначении государственной социальной стипендии ФИО1 с 1 сентября 2011 года.
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Алексеевский индустриальный техникум» в пользу ФИО1 задолженность по выплате государственной социальной стипендии за период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года в размере 2400 (одна тысяча восемьсот) рублей.
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Алексеевский индустриальный техникум» в доход бюджета Чамзинского муниципального района государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия.
На определение суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу может быть подана надзорная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия Г.Ф. Смелкова