о взыскании компенсации морального вреда



Дело №2-31/2010 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г.п. Чамзинка, Республика Мордовия 22 января 2010 года

Чамзинский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Клянчиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Терентьевой О.А.,

с участием истицы Кузнецовой Ю.Е.,

ответчика Догорова Н.И.,.

представителя ответчика адвоката МРКА Короткова И.И., представившего ордер <Номер обезличен> и удостоверение <Номер обезличен>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Юлии Евгеньевны к Догорову Николаю Ивановичу о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Ю.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Догорову Н.И. о взыскании компенсации морального вреда, указав, что <Дата обезличена> года примерно около 10 часов она проходила мимо дома <Номер обезличен> по ул. <...> <...>, в котором проживает ответчик. Из-за открытой калитки выбежала собака породы среднеазиатская овчарка, принадлежащая Догорову Н.И., которая набросилась на нее и стала кусать ей ноги. Когда она упала, собака стала кусать ей спину и руки. Минут через десять вышел ответчик, который с трудом оттащил от нее собаку. В результате нападения собаки ей были причинены укусы на правой ноге и правом боку, в связи с чем она в течение двух недель она посещала поликлинику из-за необходимых перевязок и прививок.

В результате нападения собаки ей причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в болевых ощущениях в местах укусов, нервном состоянии, потере аппетита, сильной боязни собак: при виде любой собаки у нее возникает сильный страх.

Просит взыскать с Догорова Н.И. в свою пользу денежную компенсацию в cчет возмещения причиненного ей морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истица Кузнецова Ю.Е. исковые требования поддержала и пояснила, что <Дата обезличена> года около 10 часов она шла от своей бабушки проживающей на ул. <...> <...>. Когда проходила мимо дома Догоровых, проживающих на этой же улицы, из-за забора слышала лай собаки и кашель мужчины. Неожиданно через открытую калитку выбежала среднеазиатская овчарка с цепью, прикрепленной к ошейнику и набросившись на нею стала кусать ей ноги, прокусив правый сапог, брюки, колготки, укусила за ногу. Она как могла, защищалась от укусов собаки сумкой, когда она упала вниз лицом, собака стала кусать ее за спину и руки. Затем она каким-то образом сумела встать на колени и в это время к ним подошел Догоров Н.И., которому она сказала, чтобы он забрал собаку и позвал свою жену. Когда ответчик с собакой ушел, она позвонила своей маме, сообщив о случившемся. Подошедшая к ней жена ответчика -Догорова Л.С. стала «охать» и «ахать» по поводу случившегося и ругать мужа за то, что он отпустил собаку. Через несколько минут к ней пришли дедушка с бабушкой и она ушла к ним. В этот же день она обратилась в Комсомольскую ЦРБ, где ей сделали перевязку и назначили 6 прививок против бешенства, но сделано ей было только 3 прививки. В результате укусов собаки у нее было 2 раны на ноге. На следующий день она увидела два кровоподтека на правом боку, которые образовались от зубов собаки.

В результате нападения и укусов собаки она перенесла стресс, который до настоящего времени испытывает при виде любой собаки. Она вынуждена. была четырежды являться на прием к врачу, в связи с чем 11 и 19 января вынуждена была отпрашиваться с работы в <...> и приезжать на прием по месту регистрации - в <...>. В области правой голени от укусов собаки остались шрамы, которые портят внешний вид ноги.

В связи с причиненными ей физическими и нравственными страданиями просит взыскать с Догорова Н.И. в счет компенсации причиненного ей морального вреда 100 000 рублей.

В судебном заседании ответчик Догоров Н.И. исковые требования признал частично и пояснил, что в <Дата обезличена> им была приобретена собака породы среднеазиатская овчарка, которой они дали кличку «Граф». В <Дата обезличена> года возраст собаки был 2 года. Поскольку в тот период специального помещения для нее не было, он содержал ее в сарае, дверь которого закрывал на запорное устройство.

<Дата обезличена> года он вышел расчищать снег около своего дома и решил выпустить собаку погулять на огражденную территорию около дома. К ошейнику собаки прицепил цепь с замком заводского изготовления и закрепил цепь с помощью этого замка за забор. Через какое-то время увидел, как собака пробежала мимо него, лапами открыла калитку, и выбежала на улицу. Он услышал женский крик и когда выбежал за калитку, увидел, что его собака находится рядом с Кузнецовой Ю.Е, которая стояла на коленях. Она сказала ему, чтобы он забрал собаку и позвал свою жену. Он не исключает, что его собака могла причинить телесные повреждения истице, но возможно когтями, так как если бы она ее кусала, учитывая физические данные собаки, Кузнецова Ю.Е. получила бы значительные телесные повреждения. Его собака здорова, на нее имеется ветеринарный паспорт, в котором указаны все прививки.

Исковые требования Кузнецовой Ю.Е. признает в сумме 10 000 рублей, считая, что данная сумма соразмерна тем моральным страданиям, которые ей причинила его собака.

Представитель ответчика - адвокат Коротков И.И. в судебном заседании поддержал мнение ответчика о признании исковых требований в сумме 10 000 рублей.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Кузнецовой Ю.Е. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что Догоров Н.И. является владельцем собаки породы «среднеазиатская овчарка» по кличке «Граф», возраст которой в <Дата обезличена> был 2 года.

Животные, имеющие владельца, как объект гражданских прав не могут быть в полной мере подконтрольны человеку. Все псовые являются хищниками и они могут причинить значительный вред здоровью или жизни человека.

Учитывая, что природа наделила собаку породы «среднеазиатская овчарка» острыми клыками, челюстями, позволяющими осуществить хороший захват жертвы, высокими скоростными характеристиками, суд считает необходимым признать принадлежащую Догорову Н.И. собаку источником повышенной опасности.

В силу части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В судебном заседании установлено, что <Дата обезличена> года около 10 часов собака по кличке «Граф», породы «среднеазиатская овчарка», принадлежащая Догорову Н.И., на дороге, возле дома последнего, расположенного по ул. <...> <...>, набросилась на проходившую мимо Кузнецову Ю.Е и покусала ее в связи с чем она вынуждена была обратиться в <...>.

Из пояснений свидетеля ФИО2 в судебном заседании следует, что он работает врачом ортопедом-травматологом в Комсомольской ЦРБ.

Согласно медицинской карты амбулаторного больного Кузнецова Ю.Е. <Дата обезличена> года обратилась на прием по поводу укуса собаки. В этот день ее принимал другой врач, в последующем <Дата обезличена> принимал ее он. У Кузнецовой на правой голени имелось две раны размерами 0,5 х 0,5 см и 1 х 1см.

Учитывая породу собаки, не исключается, что эти две раны произошли от одного захвата ноги челюстями собаки. Ей было назначено 6 прививок против бешенства, которые ставятся в дельтовидную мышцу плеча.

Истица приняла прививки не полностью, а только 4, так как пришло подтверждение от ветеринарной службы, что собака бешенством не страдает. Швы на раны не накладывались, была наложена повязка, назначен обезболивающий препарат «кеторол».

Явившись на прием <Дата обезличена> Кузнецова Ю.Е. предъявила также жалобы на укус собаки в области грудной клетки справа, где у нее имелась ссадина размером 1,5 х. 1,0 см.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3, Догорова Л.С., ФИО4 и ФИО4 Ю. подтвердили факт получения Кузнецовой Ю.Е. телесных повреждений в результате укуса собаки, принадлежащей Догорову Н.И., имевших место <Дата обезличена> года.

Согласно медицинской карты амбулаторного больного Кузнецовой Ю.Е., обозренной в судебном заседании, следует, что она <Дата обезличена> года обратилась на прием с жалобами на наличие ран на правой голени: <Дата обезличена> укусила собака, хозяин Догоров, <...>, <...>. При осмотре обнаружены 2 укушенные раны на правой голени размерами 1 см и 0,5 см.

<Дата обезличена> года кроме вышеуказанных телесных повреждений зафиксирована ссадина грудной слетки справа размером 1,5x1,0 см.

В последующем Кузнецова Ю.Е. в связи с вышеуказанными телесными повреждениями обращалась на прием 11 и <Дата обезличена> года.

Таким образом, вышеприведенными доказательствами установлено, что в результате ненадлежащего содержания собаки владельцем Догоровым Н.И. истице Кузнецовой Ю.Е. были причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в том, что в результате укусов собаки ей была причинена физическая боль, она перенесла сильный стресс, у нее появился страх при виде собак, она вынуждена была четырежды являться на прием к врачу в связи с чем дважды отпрашиваться с работы и приезжать из <...> в <...>, <...>, принимать прививки против бешенства, от укусов собаки на правой голени у нее остались шрамы, которые портят внешний вид ноги, в связи с чем она, молодая девушка, испытывает дискомфорт.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Учитывая характер и степень физических и нравственных страданий Кузнецовой Ю.Е, фактических обстоятельств происшедшего, материального " положения ответчика Догорова Н.И., который является инвалидом 3 группы, не работает, положений части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ о разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Кузнецовой Ю.Е.денежную сумму в счет компенсации причиненного ей морального вреда в размере 10 000 рублей, полагая, что данная сумма соразмерна причиненным ей физическим и нравственным страданиям.

Доводы Догорова Н.И. в судебном заседании об отсутствии его вины в происшедшем, так как собака вырвалась с цепи из-за поломки замка заводского изготовления, с помощью которого он прицепил цепь с собакой к забору, суд отвергает, так как, являясь владельцем собаки он должен содержать ее в надлежащих условиях, закрепляя цепь за забор с помощью замка, должен был убедиться в его прочности и надежности.

Кроме того, в силу статьи 1100 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, каковым является собака породы «среднеазиатская овчарка», владельцем которой является Догоров Н.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецовой Юлии Евгеньевны к Догорову Николаю Ивановичу о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Догорова Николая Ивановича в пользу Кузнецовой Юлии Евгеньевны в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Кузнецовой Юлие Евгеньевне отказать

Взыскать с Догорова Николая Ивановича в пользу Кузнецовой Юлии Евгеньевны государственную пошлину в сумме 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Судья Л.В. Клянчина

Копия верна.

Судья Л.В. Клянчина