Дело № 2- 204/2009г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г.п.Чамзинка 4 мая 2009 г.
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в лице судьи Баклановой Т.Н.,
при секретаре Пескаревой Е.А.,
с участием прокурора, помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ивашкина В.П.,
председателя Совета депутатов Кульминского сельского поселения Кильдяева Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия о признании недействующими пунктов 4.1, 9.4, 10.3 Правил благоустройства территории Кульминского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Кульминского сельского поселения №.... от ...
установил :
Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия П.Ю.Спиридонов обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4.1,9.4,10.3 Правил благоустройства территории Кульминского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Кульминского сельского поселения №.... от ... г. В обоснование указал, что решением Совета депутатов Кульминского сельского поселения №.... утверждены Правила благоустройства территории Кульминского сельского поселения. Указанное решение опубликовано в информационном бюллетене Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района №.... от ... Пункты 4.1, 9.4, 14.1, 10.3 данных Правил прокурор считал не соответствующими Закону.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил подготовка оснований и установка всех видов ограждений, киосков, палаток, ларьков, павильонов для ожидания транспорта, спортивных сооружений, фонтанов, объектов наружной рекламы, щитов для газет и объявлений производится на основании полученного в установленном порядке разрешения и согласований.
Прокурор указал, что под разрешением на строительство статьей 51 Градостроительного кодекса РФ понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и их капитальный ремонт. По мнению прокурора, ограждения, киоски, палатки, павильоны для ожидания транспорта, щиты для газет и объявлений не являются объектами капитального строительства, поэтому для их установки или возведения не требуется разрешения уполномоченных органов. В пункте 9.4. Правил указано, что в целях сохранения конструкции дорог с учетом дорожно-климатических условий местная администрация в весеннее-осенний период имеет право вводить временное ограничение движения транспортных средств с указанием срока действия ограничения и допустимой массы транспортных средств.
Указанный пункт Правил прокурор считал незаконным, поскольку Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения» установлено, что основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются Законами, иными нормативными правовыми актами РФ либо нормативными правовыми актами субъектов РФ о безопасности дорожного движения. Правовыми актами органов местного самоуправления основания ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаться не могут. Не соответствует законодательству и цель введения ограничений - сохранение конструкции дорог.
Как следует из пункта 14.1 Правил, деятельность в зоне мелкорозничной торговли может быть приостановлена или прекращена по решению местной администрации в соответствии с действующим законодательством.
По мнению прокурора, данный пункт Правил противоречит Федеральному Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статье 61 Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают основания прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, порядок ликвидации юридического лица.
Прокурор также полагал, что пункт 10.3 Правил, согласно которому установка памятников, памятных досок, знаков охраны памятников истории, культуры и природы на земельных участках, зданиях и сооружениях, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется с согласия собственников(владельцев недвижимости), а в спорных случаях- по решению суда, противоречит статье 56.1 Земельного кодекса РФ, ущемляет права собственников недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства прокурор, помощник прокурора Чамзинского района Ивашкин В.П. поддержал заявление по основаниям, изложенным в нем, уточнил, что просит признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 4.1, 9.4, 14.1 (включенного в раздел 13), 10.3 (раздела 15) Правил благоустройства территории Кульминского сельского поселения
Председатель Совета депутатов Кульминского сельского поселения Кильдяев Н.В. заявление прокурора считал обоснованным подлежащим удовлетворению, признал, что указанные прокурором пункты Правил не соответствуют действующему законодательству. Вместе с тем полагал, что целесообразно было бы предоставление права администрации сельского поселения - введения ограничения пользования автодорогами в зависимости от климатических условий. Выслушав прокурора, председателя Совета депутатов поселения, исследовав письменные материалы дела, суд находит рассматриваемое заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в зениту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, в защиту интересов которых выступил прокурор с рассматриваемым заявлением, является неопределенным.
Статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В ходе судебного разбирательства установлено, что пункты 4.1, 9.4, 14.1, 10.3 Правил благоустройства территории Кульминского сельского поселения, являющихся нормативным правовым актом, опубликованных в информационном бюллетене Кульминского сельского поселения, противоречат действующему законодательству.
Так пункт 4.1 Правил предусматривает следующее: подготовка оснований и установка всех видов ограждений, киосков, палаток, ларьков, павильонов для ожидания транспорта, спортивных сооружений, фонтанов, объектов наружной рекламы, щитов для газет и объявлений производится на основании полученного в установленном порядке разрешения и согласований.
Советом депутатов в данном пункте Правил не указывается, о каком разрешении и согласованиях идет речь в этой части нормативного правового акта.
Исходя из положений статей 51, 1 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается при возведении объектов капитального строительства. Пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ не относит к объектам капитального строительства временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки.
Следовательно, для возведения киосков, палаток, павильонов для ожидания транспорта, щитов для газет и объявлений, не требуется разрешения компетентных органов, выдающих разрешения на строительство.
Учитывая изложенное, указанный пункт Правил противоречит Закону.
Отсутствие в пункте 4.1. Правил указания на то, какой орган должен выдавать разрешение, какие согласования необходимы для возведения временных построек, создает двусмысленность толкования данного пункта и не исключает возможности органа местного самоуправления по своему усмотрению требовать от граждан, предпринимателей предоставления документов, не предусмотренных Законом.
Данный пункт Правил судом признается недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 9.4 Правил благоустройства предусмотрено: в целях сохранения конструкции дорог с учетом дорожно-климатических условий местная администрация в весенне-осенний период имеет право вводить временное ограничение движения транспортных средств с указанием срока действия ограничения и допустимой массы транспортных средств. В исключительных случаях движение транспортных средств, для которых введено ограничение, разрешается на основании специальных пропусков, выдаваемых в порядке, установленном местной администрацией.
Прокурором обоснованно указано, что правовыми актами органов местного самоуправления основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автодорогах устанавливаться не могут. Целью введения ограничений не может служить сохранение конструкции дорог, как указано в Правилах благоустройства, а лишь обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно статье 14 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 30 Федерального Закона от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Таким образом, действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность введения ограничений эксплуатации автомобильных дорог органами местного самоуправления. Поэтому пункт 9.4 Правил признается судом противоречащим законодательству и не подлежащим применению.
Согласно пункту 14.1 раздела 13 Правил деятельность в зоне мелкорозничной торговли может быть приостановлена или прекращена по решению местной администрации в соответствии с действующим законодательством, а также в связи с расторжением договора аренды земельного участка по предусмотренным в нем основаниям.
Исходя из положений Государственного стандарта РФ «Торговля. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г., Гражданского кодекса РФ, под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей -продажей товаров и оказанием услуг покупателям, данным видом деятельности вправе заниматься лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридические лица. Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что деятельность физического лица в качестве предпринимателя может быть прекращена в следующих случаях: по его заявлению, в связи со смертью, в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи со вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа.
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен статьей 61 ГК РФ. Оно может быть ликвидировано по решению учредителей либо уполномоченного органа, по решению суда, в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности прекращения либо приостановления деятельности мелкорозничной торговли по решению органа местного самоуправления. Исходя из изложенного, судом признается данный пункт Правил противоречащим законодательству и не подлежащим применению.
Пункт 10.3 раздела 15 Правил изложен в следующей редакции: «Установка памятников, памятных досок, знаков охраны памятников истории, культуры и природы на земельных участках, зданиях и сооружениях, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется с согласия собственников (владельцев) недвижимости, а в спорных случаях - по решению суда».
Согласно статье 56.1 Земельного Кодекса РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств РФ, размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии, объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность, объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы РФ, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного
значения; иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.
Исходя из изложенного, при отсутствии согласия собственника земельного участка на установку памятника на принадлежащем ему земельном участке, отсутствуют законодательные основания для принудительного его установления.
Пункт 10.3 Правил признается противоречащим законодательству и не подлежащим применению.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о таком решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Исходя из этого суд возлагает обязанность на Совет депутатов Кульминского сельского поселения - опубликовать сообщение о принятом судом решении в средстве массовой информации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 100 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в силу решения суда пункты 4.1, 9.4., 14.1 (раздела 13), 10.3(раздела 15) Правил благоустройства территории Кульминского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Кульминского сельского поселения №.... от ...
Обязать Совет депутатов Кульминского сельского поселения опубликовать сообщение о принятом судом решении в средстве массовой информации- информационном бюллетене Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Взыскать с Совета депутатов Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 (ста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья ...
...
...