о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса



Дело № 2-62/09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.п. Чамзинка Республики Мордовия 19 февраля 2009 года

Чамзинский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Волкова В.В.,

с участием помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ивашкина В.П.,

представителя Муниципального общеобразовательного учреждения«...» Шувалова В.И.,

при секретаре Маркиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании г.п. Чамзинка гражданское дело по иску прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «...» и Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором указывает, что прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия в октябре-ноябре 2008 года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования.

В ходе проверки установлено, что здание МОУ «...» (далее МОУ «...»), расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, передано в оперативное управление МОУ «...», согласно постановлению Главы Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия № от .... С указанного времени здание школой эксплуатируется для осуществления образовательной деятельности.

Проверкой, проведенной комиссией администрации района по поручению прокуратуры района, установлено, что эксплуатируемое нежилое помещение, принадлежащее МОУ «...» на праве оперативного управления, не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса (акт проверки от ...). Таким образом, МОУ «...» до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту образования, как объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.

На основании изложенного прокурор Чамзинского района Республики Мордовия просит возложить на МОУ «... обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении по адресу: <адрес>, занятом школой. Возложить на Администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанность профинансировать выполнение строительных работ по устройству пандуса в нежилом помещении по адресу: <адрес> занятом школой. Взыскать с МОУ «...» и Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ивашкин В.П. требования о возложении на МОУ «...» обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении по адресу: <адрес>, занятом школой, поддержал.

От исковых требований, касающихся возложения на Администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанности профинансировать выполнение строительных работ по устройству пандуса в нежилом помещении по адресу: <адрес>, занятом школой, в судебном заседании истец отказался, в связи с чем судом вынесено определение о прекращении производства по гражданскому делу в этой части.

Представитель МОУ «...» Шувалов В.И. в судебном заседании исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия признал и пояснил, что он является директором МОУ «...» и не возражает против устройства пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения, поскольку это предусмотрено законодательством.

Представитель Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Настина С.М. в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление, в котором просит гражданское дело по иску прокурора рассмотреть без участия представителя Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия. В заявлении указывает, что Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия исковые требования прокурора не признает.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Принимая во внимание, что к маломобильным группам населения относится не только категория социально незащищенных групп населения - инвалидов, но и иные категории граждан, круг этих лиц нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.

Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов определены в Указе Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Согласно Рекомендациям по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ, утвержденным письмом Минобрнауки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06, в общеобразовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). Создание подобных условий, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89)* «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89)* «Административные и бытовые здания» (СНиП 35-01-2001), «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (СП 35-105-2002), Ведомственных строительных нормах «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» (ВСН 62-91), которые содержат требования к устройству пандусов.

Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» СНиПы подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ.

Однако, как следует из Письма Минюста РФ от 28 апреля 2006 года № 01/3472-ЕЗ, учитывая важность вопроса применения строительных норм и правил при проектировании в строительстве до принятия соответствующих технических регламентов, Минюстом России было предложено решить указанный вопрос путем подготовки соответствующих изменений в Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В связи с этим, Минюстом России было принято решение не рассматривать СНиПы на предмет их государственной регистрации, с учетом их нормативно-технического характера и положений Федерального закона «О техническом регулировании».

Как следует из Письма Министерства промышленности и энергетики РФ от 29 ноября 2006 года № АР-6893/08 и Министерства Регионального развития РФ от 29 ноября 2006 года № 12325-ЮТ/08 «О результатах рассмотрения вопроса практического применения ряда СНиПов, принятых бывшим Госстроем России в 2001-2003 годах», указанные строительные нормы и правила подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Согласно пунктам 3.13, 3.14 и 3.29 Строительных норм и Правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 года № 73, обеспечение беспрепятственного доступа в общественные здания инвалидов, использующих кресло-коляску, производится путем устройства пандусов, максимальная высота одного подъема (марша) не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Наружные лестница и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Согласно постановлению Главы Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия № от ... в оперативное управление МОУ «...» переданы объекты движимого и недвижимого имущества, в том числе здание школы.

Как следует из Акта проверки зданий (помещений) Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на предмет доступности маломобильным группам населения от ..., комиссия в составе и.о. заместителя ФИО1 муниципального района Республики Мордовия по промышленности, строительству, транспорту и ЖКХ - начальника отдела архитектуры и градостроительства ФИО7, начальника отдела промышленности, строительства, транспорта и ЖКХ ФИО8, Главы администрации городского поселения Чамзинка ФИО9, главы Комсомольского городского поселения ФИО10 произвела осмотр зданий (помещений) Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на предмет доступности маломобильным группам населения. В результате осмотра установлено, что здание МОУ «...», расположенное по адресу: <адрес>, не имеет пандуса.

Из Устава МОУ «...», принятого на общем собрании трудового коллектива МОУ «... 2» ..., утвержденного Постановлением Главы Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия № от ... (С изменениями и дополнениями в устав МОУ «...» принятого на собрании трудового коллектива МОУ «...» от ..., утвержденными Постановлением Главы Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от ...), следует, что:

- учредителем МОУ «...» является Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, действующая через свои структурные подразделения в пределах их полномочий;

- учреждение является некоммерческой организацией, деятельность которой финансируется из средств бюджета Комсомольского городского поселения;

- МОУ «...» имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банковских и кредитных учреждениях;

- предметом деятельности МОУ «...» является общеобразовательный процесс;

- учреждение вправе от своего лица заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейских судах;

- учредитель закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество согласно акту приема-передачи;

- имущество Учреждения является муниципальной собственностью Чамзинского муниципального района;

- при осуществлении оперативного управления имуществом Учреждение обязано осуществлять по согласованию с Учредителем смете затрат на капитальный и текущий ремонт закрепленного за ним имущества.

Из Устава Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, зарегистрированного в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральном округу ..., следует, что:

- в состав Чамзинского муниципального района входит Комсомольское городское поселение с административным центром в рабочем поселке Комсомольский;

- к вопросам местного значения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Чамзинского муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

- Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от имени Чамзинского муниципального района Республики Мордовия самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.

В судебном заседании установлено, что МОУ «... не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа в школу инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей с детскими колясками и старшего возраста.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворив требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, возложить на МОУ «...» обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении, занятом школой, расположенном по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом требований ст. 103 ГПК РФ и статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ с МОУ «...» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «...» о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «... выполнить строительные работы по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении, занятом Муниципальным общеобразовательным учреждением «...», расположенном по адресу: <адрес>.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «...» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: В.В. Волков