о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2- 72/2009

П. Чамзинка Республики Мордовия 26 февраля 2009 года.

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе

председательствующего судьи Сорокиной Г.И.,

С участием помощника прокурора Чамзинского района РМ Ивашкина В.П.

Представителя МОУ « ...

...» Бабурова Н.Н.

Представителя Администрации Чамзинского муниципального района

Республики Мордовия Кулакова А.А.

При секретаре Ивашкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах

неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному

учреждению «...»,

Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

о возложении обязанности по выполнению строительных работ по

устройству пандуса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чамзинского муниципального района РМ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к МОУ «...1», Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса в нежилом помещении по адресу: РМ, <адрес>. В заявлении прокурора указано, что прокуратурой Чамзинского района РМ в октябре-ноябре 2008 года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования.

В ходе проверки установлено, что эксплуатируемое нежилое помещение, расположенное по адресу: РМ, <адрес>, принадлежащее МОУ «...», является муниципальной собственностью Чамзинского муниципального района РМ, передано в оперативное управление МОУ «...»» согласно постановлению главы Администрации района № от .... С указанного времени здание школы эксплуатируется МОУ ««...» для осуществления образовательной деятельности. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов определены в Указе Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Проверкой, проведенной комиссией администрации района по поручению прокуратуры района, установлено, что эксплуатируемое нежилое помещение, принадлежащее МОУ «..., не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса (акт проверки от ...).Таким образом, МОУ «...» до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту реализации лекарственных средств, как объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание, что к маломобильным группам населения относится не только категория социально незащищенных групп населения -инвалидов, но и иных категорий, упомянутых в СНиП 35-01-2001, круг этих лиц можно обозначить как неопределенный. В связи с этим прокурор Чамзинского района вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокурор Чамзинского района РМ просит возложить на МОУ«...1» обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения ((инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении по адресу: РМ, <адрес> Возложить на администрацию Чамзинского муниципального района РМ обязанность профинансировать выполнение строительных работ по устройству пандуса- средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении по адресу: <адрес>, занятом школой. Взыскать с МОУ «... №» и администрации Чамзинского муниципального района РМ в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 100 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Чамзинского района РМ Ивашкин В.П. требования, изложенные в заявлении, поддержал частично, в части возложения на администрацию Чамзинского муниципального района РМ обязанность профинансировать выполнение строительных работ по устройству пандуса- средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении по адресу: <адрес> занятом школой, от заявленных требований отказался, о чем судом вынесено определение о прекращении дела в связи с отказом от иска. В остальной части требования, изложенные в заявлении поддержал по тем же основаниям.

Представитель МОУ «...» Бабуров Н.Н. в судебном заседании требования прокурора Чамзинского района РМ признал полностью.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит требования прокурора Чамзинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов определены в Указе Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Согласно Рекомендациям по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, утвержденным письмом Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06, в образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). Создание подобных условий, предусмотренных ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечивать в обязательном порядке как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89), «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89), «Административные и бытовые здания» (СНиП 35-01-2001), «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (СП 35-105-2002). Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) относит к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

В соответствии с ФЗ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» СНиПы подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ.

Однако, как следует из Письма Минюста РФ от 28 апреля 2006 года №01/3472- ЕЗ, учитывая важность вопроса применения строительных норм и правил при проектировании в строительстве до принятия соответствующих технических регламентов, Минюстом России было предложено решить указанный вопрос путем подготовки соответствующих изменений в ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании». В связи с этим, Минюстом России было принято решение не рассматривать СНиПы на предмет их государственной регистрации, с учетом их нормативно-технического характера и положений ФЗ «О техническом регулировании».

Как следует из Письма Министерства промышленности и энергетики РФ от 29 ноября 2006 года №АР-6893/08 и Министерства Регионального развития РФ от 29 ноября 2006 года № 12325-ЮТ/08 «О результатах рассмотрения вопроса практического применения ряда СНиПов, принятых бывшим Госстроем России в 2001-2003 годах», указанные строительные нормы и правила подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Согласно пунктам 3.13, 3.14 и 3.29 Строительных норм и Правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации 16 июля 2001 года №73, обеспечение беспрепятственного доступа в общественные здания инвалидов, использующих кресло-коляску, производится путем устройства пандусов, максимальная высота одного подъема (марша) не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%. Наружные лестница и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Как следует из Акта проверки зданий (помещений) Чамзинского муниципального района РМ на предмет доступности маломобильным группам населения от ..., комиссия в составе и.о. заместителя Главы администрации Чамзинского муниципального района по промышленности, строительству, транспорту и ЖКХ - начальника отдела архитектуры и градостроительства ФИО6, начальника отдела промышленности, строительства, транспорта и ЖКХ ФИО7, Главы администрации городского поселения Чамзинка ФИО8, главы Комсомольского городского поселения ФИО9 произвела осмотр зданий (помещений) Чамзинского муниципального района РМ на предмет доступности маломобильным группам населения. В результате осмотра установлено, что здание МОУ «...», расположенное по адресу: РМ, <адрес>, не имеет пандуса.

Как следует из Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «...», утвержденного постановлением Главы администрации Чамзинского муниципального района РМ № от ..., МОУ является юридическим лицом: имеет в оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в финансово-кредитных организациях, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым, удовлетворив требования прокурора Чамзинского района РМ, возложить на МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса в нежилом помещении, занятом школой, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 года, №73.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом требований ст. 103 ГПК РФ и статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ с МОУ «...» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «...» о возложении обязанности по выполнению строительных работ по устройству пандуса удовлетворить. Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «...» обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса в нежилом помещении, занятом школой, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 года, №73.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «...» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: ...

...

...