о признании незаконными действий должностных лиц



Дело № 2-18/2011 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.п. Чамзинка, Республика Мордовия 27 января 2011 года

Чамзинский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Клянчиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Терентьевой О.А.,

с участием помощника прокурора Чамзинского района Ивашкина В.П.,

представителя муниципального предприятия ... Великанова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию ... о признании незаконными действий должностных лиц предприятия по сбросу вредных загрязняющих веществ в водный объект и возложении обязанности приведения сточных вод, сбрасываемых в водный объект, в соответствии с нормативами предельно допустимых сбросов вредных веществ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию ... В обосновании иска указывает, что прокуратурой района в ... года совместно с .... проведена проверка соблюдения ... законодательства об охране поверхностных водных объектов, при сбросе в них загрязняющих веществ. Предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект-..., в черте населенного пункта ... с превышением установленных нормативов предельно допустимого воздействия на водные объекты, что подтверждается протоколом № ... результатов производственного контроля, в соответствии с которым содержание солей аммония в сточных водах увеличено до 9,4 ПДК, фосфатов -до 26,5 ПДК, солей железа - до 1,7 ПДК, нефтепродуктов - до 1,76 ПДК, органических веществ (по величине БПК5)- с 6,8 ПДК до 8,8 ПДК для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение.

... нарушает требования законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляя сброс сточных вод в поверхностный водный объект - ... с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты, что недопустимо, так как может повлечь загрязнение и засорение водного объекта, негативно отразиться на здоровье населения, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.

Прокурор просит признать незаконными действия администрации ... по сбросу вредных загрязняющих веществ в водный объект - ... в черте населенного пункта ...;

обязать администрацию предприятия привести свои сточные воды, сбрасываемые в водный объект, в соответствии с нормативами предельно допустимых сбросов вредных веществ.

В судебном заседании помощник прокурора Чамзинского района Ивашкин В.П. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ... Великанов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что система очистных сооружений предприятия устаревшая, она не рассчитана на очистку сточных вод с существующими предельно допустимыми концентрациями вредных веществ. В настоящее время предприятие включено в программу реформирования .... и по поступлению денежных средств система очистных сооружений будет модернизирована.

Представители третьих лиц на стороне ответчика -.... в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чамзинского района в ... проведена проверка природоохранного законодательства ... Проверкой установлено что на протяжении нескольких лет и до настоящего времени несмотря на то, что в ... в отношении конкурсного управляющего указанного предприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и он был привлечен к административной ответственности, ... сбрасывает загрязненные сточные воды в водный объект - ..., в черте населенного пункта .... Так, согласно протоколу количественного химического анализа (КХА) сточных и природных вод №114 от 30. 09.2010 г. сточная вода предприятия загрязнена: солями аммония -6,8 ПДК; фосфатами -11,0 ПДК; солями железа - 1,8 ПДК; нитратами- 4,0 ПДК; органическими веществами (по величине БПК5) -10,2 ПДК. Значение окисляемости бихроматной -112,6 мг/л О2 (при критерии 30 мг/л О2. Предприятие оказывает влияние на качество воды в ...: соли аммония увеличиваются с 5,8 ПДК до 9,4 ПДК; соли железа - с 1,6 ПДК до 1,7 ПДК; фосфаты - с 10,5 ПДК до 26,5 ПДК; нефтепродукты - с 1,44 ПДК до 1,76 ПДК; органические вещества (по величине БПК5) -с 6,8 ПДК до 8,8 ПДК -согласно ПДК воды водоемов рыбохозяйственного значения.

Очистные сооружения находятся в муниципальной собственности .... На основании распоряжения главы администрации ... № ... от ... и согласно акту приема-передачи муниципального имущества от ... они переданы в хозяйственное ведение ....

Согласно п.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Осуществление сброса не очищенных сточных вод нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст.4 указанного выше Закона, к объектам охраны окружающей среды относятся поверхностные водные объекты, то есть ... является объектом охраны окружающей среды.

Согласно п.п. 1,2,4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинения вреда окружающей среде (ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ).

В силу п.6 ст.56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных, в рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Таким образом, несоблюдение ... природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в ... может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан, что недопустимо.

Учитывая изложенное, суд считает заявление прокурора Чамзинского района законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим, в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет Чамзинского муниципального района государственная пошлина в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского

процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию ..., удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального предприятия ... по сбросу вредных загрязняющих веществ в водный объект - ... в черте населенного пункта ...

Обязать администрацию муниципального предприятия ... привести свои сточные воды, сбрасываемые в водный объект, в соответствие с нормативами предельно допустимых сбросов вредных веществ.

Взыскать с муниципального предприятия ... в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере ....

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Судья Л.В. Клянчина .