о признании незаконным бездействия, обязании оградить территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин



Мотивированное решение суда составлено 31 августа 2010 г.Дело № 2-463/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. п. Чамзинка Республика Мордовия 26 августа 2010 г.

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Юркиной О.В.,

при секретаре Храмовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ивашкина В.П.,

ответчика <данные изъяты>, его представителя Великанова Е.В. по доверенности,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Администрации Чамзинского района Республики Мордовия, ее представителя Кулакова А.А. по доверенности,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Мордовия, его представителя Журавлевой С.П. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия к <данные изъяты> и Администрации Чамзинского района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия, обязании оградить территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин,

у с т а н о в и л:

Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в обоснование указав, что <данные изъяты> эксплуатирует артезианские скважины, расположенные на территории <адрес>. В нарушение федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей природной среды», Водного кодекса РФ, Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 территории зоны санитарной охраны первого пояса указанных артезианских скважин не ограждены, что может привести к засорению источников водоснабжения, вспышкам заболеваний населения. Просил признать бездействие <данные изъяты> незаконным, обязать оградить территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин: с паспортным номером № расположенной в южной части <адрес>, в <данные изъяты> юго-восточнее железнодорожной станции; с паспортным номером №, расположенной в южной части <адрес>, в <данные изъяты> юго-восточнее железнодорожной станции; с паспортным номером №, расположенной на северной окраине <адрес> в <данные изъяты> от железнодорожной станции; с паспортным номером №, расположенной на северной окраине <адрес> в <данные изъяты> от железнодорожной станции, в <данные изъяты> восточнее скважины №; с паспортным номером №, расположенной на северной окраине <адрес> в <данные изъяты> севернее железнодорожной станции, в <данные изъяты> севернее скважины №; с паспортным номером № расположенной на северной окраине <адрес>, в <данные изъяты> севернее железнодорожной станции, в <данные изъяты> южнее скважины №.

В судебном заседании помощник прокурора Чамзинского района Ивашкин В.П. заявление поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем. Дополнительно пояснил, что отсутствие регистрации права хозяйственного ведения артезианскими скважинами никоим образом не снимает с лица, эксплуатирующего скважины, ответственность за соблюдение санитарных правил и норм.

Представитель ответчика <данные изъяты> Великанов Е.В. требования прокурора не признал. Пояснил, что право хозяйственного ведения артезианскими скважинами за <данные изъяты> в установленном законом порядке не зарегистрировано, собственником скважин является администрация Чамзинского района, которая и должна нести бремя их содержания. Приведение скважин в соответствие с санитарными нормами и правилами требует значительных затрат, что с учетом финансового состояния МП «<данные изъяты>» невозможно. Кроме того, ограждению зон первого пояса артезианских скважин должны предшествовать мероприятия по разработке проекта зон санитарной охраны. Подобных мероприятий собственником скважин не проводилось. Просил в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, представитель Администрации Чамзинского района Республики Мордовия Кулаков А.А. заявление прокурора поддержал, пояснив, что артезианские скважины на основании постановления Главы Администрации Чамзинского района от 29 мая 2009 г. переданы в хозяйственное ведение <данные изъяты>, которое несет ответственность за надлежащую эксплуатацию указанных объектов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Мордовия Журавлева С.П. заявление прокурора поддержала, пояснив, что эксплуатацию артезианских скважин на территории <адрес> осуществляет <данные изъяты>. Указанное лицо ответственно за состояние питьевой воды в скважинах. Согласно п. 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов, назначение первого пояса (строгого режима) - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. До настоящего времени территории первого пояса ЗСО артезианских скважин не ограждены, что может способствовать как случайной, так и умышленной порче воды, создать угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> создано на основании постановления Главы администрации Чамзинского района от 22 марта 2004 г. №96 (п.1.1 Устава).

Согласно п. 2.1 Устава предприятие создано кроме прочего в целях добычи воды питьевого качества, ее транспортировки и передачи потребителям. Для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, предприятие осуществляет добычу подземных вод и их использование в системах хозяйственного и производственного водоснабжения населения и прочих потребителей, обеспечение бесперебойного снабжения водой соответствующего качества населения, предприятий, организаций и учреждений района и иные виды деятельности.

Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что имущество предприятия находится в муниципальной собственности Чамзинского района, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

На основании постановления Главы Администрации Чамзинского района от 29 мая 2009 г. №340 в собственность Чамзинского района принято муниципальное имущество, включая шесть артезианских скважин.

29 мая 2009 г. Администрацией Чамзинского района и <данные изъяты> подписан акт приема-передачи муниципального имущества, включая шесть артезианских скважин, из казны Чамзинского района в хозяйственное ведение <данные изъяты>

Согласно сведениям о скважинах <данные изъяты> (л.д. 12) и объяснениям представителя ответчика <данные изъяты> Великанова Е.В. в судебном заседании перечисленные в акте приема-передачи артезианские скважины совпадают с артезианскими скважинами, указанными в заявлении прокурора.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10 введены в действие Санитарные правила "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определили санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно п. 1.3 указанных СанПиН соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. п. 1.4, 1.5 СанПиН зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Согласно п. 1.15 указанных СанПиН санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В соответствии с п. 3.2.1.1 СанПиН территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной.

Проверкой прокуратуры Чамзинского района установлено, что территории первого пояса артезианских скважин, приведенных в заявлении прокурора, не ограждены.

Указанное обстоятельство подтвердили в судебном заседании представители ответчика и третьих лиц.

Как пояснила в судебном заседании представитель третьего лица Роспотребнадзора по Республике Мордовия Журавлева С.П., качество питьевой воды, поставляемой из артезианских скважин, зависит от наличия ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны, поскольку отсутствие такового может способствовать засорению источников водоснабжения, попаданию посторонних предметов, веществ, в том числе путем умышленных действий.

Доводы представителя ответчика Великанова Е.В. о том, что право хозяйственного ведения артезианскими скважинами за <данные изъяты> в установленном порядке не зарегистрировано, следовательно, ответственность за соответствие качества питьевой воды санитарным правилам несет собственник скважин - Администрация Чамзинского района, суд находит несостоятельными.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Согласно справкам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственного регистратора по Республике Мордовия сведения о правах на артезианские скважины с паспортными номерами №, №, №, №, №, №, расположенные на территории <адрес> Чамзинского района, отсутствуют.

Согласно справке Администрации Чамзинского района указанные скважины в реестре муниципального имущества не значатся.

Однако, как установлено в судебном заседании, артезианские скважины находятся в фактическом владении и эксплуатируются <данные изъяты> с момента подписания акта приема-передачи муниципального имущества, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Указанное обстоятельство полностью признается ответчиком.

При таких обстоятельствах формальное невнесение артезианских скважин в реестр муниципальной собственности и отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения артезианскими скважинами за <данные изъяты> по мнению суда, не освобождает последнее от обязанности обеспечивать соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам по следующим основаниям.

По смыслу ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарным правилам, к которым, как указано выше, относится и ограждение территорий первого пояса зон санитарной охраны, не ставится в зависимость от государственной регистрации вещного права на объект, и возлагается на лицо, эксплуатирующее систему.

Приведенное толкование соответствует и постановлению Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам.

Доводы представителя <данные изъяты> об отсутствии утвержденного проекта ЗСО, что, по его мнению, не позволяет оградить территории первого пояса, суд находит несостоятельными, поскольку согласно п. 1.17 вышеуказанных СанПиН отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

На основании изложенного суд считает доводы, изложенные в исковом заявлении, нашедшими свое подтверждение в судебном заседании.

Иск предъявлен прокурором к надлежащему ответчику и подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика.

С учетом п. 2 ст. 333.20 и ст. 333.41 НК РФ, исходя из имущественного положения ответчика, требований истца, суд считает разумным уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия к <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать <данные изъяты> оградить территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин: с паспортным номером №, расположенной в южной части <адрес>, в № юго-восточнее железнодорожной станции; с паспортным номером №, расположенной в южной части <адрес>, в <данные изъяты> юго-восточнее железнодорожной станции; с паспортным номером №, расположенной на северной окраине <адрес> в <данные изъяты> от железнодорожной станции; №, расположенной на северной окраине <адрес> в <данные изъяты> от железнодорожной станции, в <данные изъяты> восточнее скважины №; с паспортным номером №, расположенной на северной окраине <адрес> в <данные изъяты> севернее железнодорожной станции, в <данные изъяты> севернее скважины №; с паспортным номером №, расположенной на северной окраине <адрес>, в <данные изъяты> севернее железнодорожной станции, в <данные изъяты> южнее скважины №.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней.

Судья О.В. Юркина