о постановке на учет объектов бесхозного недвижимого имущества-общественных кладбищ, взыскании гос. пошлины



Дело № 2- 473/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. п. Чамзинка Республика Мордовия 19 августа 2010 г.

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Юркиной О.В.,

при секретаре Храмовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ивашкина В.П.,

главы Администрации <адрес> ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия к Администрации <адрес> о понуждении обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - общественных кладбищ, взыскании государственной пошлины,

у с т а н о в и л:

Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что на территории <адрес> находятся два общественных кладбища, предназначенных для погребения умерших: в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на северо-восток от <адрес>; в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на юго-восток от <адрес>. Собственник указанных кладбищ не определен. В силу ст. 225 ГК РФ указанное недвижимое имущество является бесхозяйным и подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. В связи с отсутствием собственника общественных кладбищ и бездействием администрации Кульминского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по их постановке на учет надлежащий контроль за состоянием общественных кладбищ никем не осуществляется.

В судебном заседании помощник прокурора Чамзинского района Ивашкин В.П. поддержал заявление по основаниям, изложенным в нем.

Глава Администрации <адрес> ФИО1 требования прокурора признал в полном объеме. Пояснил, что действительно на территории <адрес> находятся два общественных кладбища, расположенных в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на северо-восток от <адрес>; в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на юго-восток от <адрес>. В ближайшее время они намерены обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет указанных кладбищ.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, об отложении рассмотрения дела не просил.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения заявителя и заинтересованного лица, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Проверкой, проведенной прокуратурой Чамзинского муниципального района Республики Мордовия установлено, что на территории <адрес> находятся два общественных кладбища - в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на северо-восток от <адрес>; в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на юго-восток от <адрес>. Контроль за содержанием кладбищ Администрацией <адрес> не ведется. Захоронения происходят стихийно, без разрешений органов местного самоуправления, без учета норм и правил Сан Пин 2.1.1279 - 03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.04.2003, не определена санитарно-защитная зона кладбища, устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 22 ст. 6 Уставу <адрес> к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 года №128-З «Об установлении границ муниципальных образований Чамзинского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения» с изменениями и дополнениями от 12.03.2010 (приложение №17) указанные выше общественные кладбища учтены в административных границах <адрес>.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружении.

Общественные кладбища перечисленным признакам отвечают.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ являются бесхозяйным имуществом. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. п. 2, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2004 № 627), принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества, на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Законодательством установлено, что в целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний, процесс погребения умерших от инфекций неясной этиологии, а также особо опасных инфекций (умерших в лечебных учреждениях или поступивших в паталогоанатомические отделения для вскрытий) совершается в оцинкованных, герметически запаянных гробах непосредственно из паталогоанатомического отделения. Захоронение умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, допускается на специально отведенном участке кладбища, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности.

Указанное обстоятельство не оспаривается и представителем Администрации <адрес> ФИО1, который заявление прокурора признал в полном объеме, пояснил, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

С учетом приведенных обстоятельств и принимая признание заявления представителем заинтересованного лица, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Принимая признание заявления, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Приведенные нормы не исключают и принятие судом признания заинтересованным лицом заявления, поданного в порядке гл. гл. 23, 25 ГПК РФ.

Глава администрации <адрес> ФИО1 требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия признал добровольно.

Последствия признания заявленных требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.

Суд принимает признание заявления прокурора, поскольку оно является добровольным, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заявление прокурора в части взыскания с администрации <адрес> государственной пошлины удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 пп. 19 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - кладбищ, расположенных в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на северо-восток от <адрес>; в <адрес> примерно в <данные изъяты> по направлению на юго-восток от <адрес>.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Судья О.В. Юркина