о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Мотивированное решение суда составлено 31 января 2011 г.

Дело №2-37/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2011 г. п. Чамзинка Республика Мордовия

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Юркиной О.В.,

при секретаре Храмовой Н.Н.,

с участием истицы ФИО1,

представителя ответчика - ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Кузенковой О.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с уточненным в ходе судебного заседания иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (далее пенсионный орган) о признании незаконным решения пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в ее специальный стаж периода работы в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом Чамзинского района Республики Мордовия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика включить указанные периоды в ее специальный стаж, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска указывает, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан ответчиком в специальный стаж в связи с тем, что занимаемая ей в указанный период должность заведующей медицинским пунктом не была дополнена наименованием специальности. Однако в указанный период она одновременно исполняла обязанности медицинской сестры, оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям <адрес>, наблюдала беременных женщин и грудных детей, оказывала неотложную медицинскую помощь, выполняла другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией медицинской сестры. В ее специальный стаж необоснованно не включены и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в указанные периоды за ней сохранялись место работы и заработная плата в соответствии со ст. 187 ТК РФ.

В судебном заседании истица ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Кузенкова О.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа. Установлено, что стаж истицы составляет 23 года 10 месяцев 29 дней вместо требуемых 25 лет. В специальный стаж истицы не засчитаны: период работы в должности заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для установления досрочной пенсии, предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516, не имеется.

Согласно диплому ЖТ № в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончила Ардатовское медицинское училище по специальности акушерка, решением Государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 присвоена квалификация акушерки.

Из свидетельства о заключении брака I-ЖК № следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключила брак с ФИО3, ей присвоена фамилия ФИО3.

Согласно трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на работу в качестве заведующей <данные изъяты> медпунктом, ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой <данные изъяты> поликлиники.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по старости от 29.10.2002 г. №781 и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1066, предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается работа в должности заведующей медицинским пунктом - медицинской сестры (фельдшера).

Из объяснений истицы следует, что в спорный период она осуществляла обязанности медицинской сестры, вела больных на дому, выполняла врачебные назначения, оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям <адрес>, наблюдала беременных женщин и грудных детей, оказывала неотложную медицинскую помощь, выполняла другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией медицинской сестры.

Свидетели ФИО4, ФИО5 суду пояснили, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. ФИО1 работала заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом, одновременно выполняя обязанности медицинской сестры. ФИО1 осуществляла прием пациентов, делала обходы, наблюдала беременных женщин и грудных детей, оказывала все виды доврачебной медицинской помощи жителям <адрес>.

Свидетель ФИО4, кроме того, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ г.г. штатным расписанием медицинского пункта <адрес>, равно как и штатными расписаниями иных, небольших по численности населенных пунктов, предусматривались должности заведующей медицинским пунктом и санитарки, отдельной единицы медицинской сестры либо фельдшера не предусматривалось. Должностные обязанности медицинской сестры выполнялись заведующей.

Оснований сомневаться в приведенных показаниях у суда не имеется, поскольку показания свидетелей последовательны, в исходе дела они не заинтересованы.

Согласно справке главного врача МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Чамзинского района и акту документальной проверки факта льготной работы ФИО1 штатное расписание <данные изъяты> медпункта за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. не сохранилось.

Из расчетно-платежных ведомостей усматривается, что в спорный период штат <данные изъяты> медицинского пункта составляли две единицы - заведующая и санитарка. Отдельной должности медицинской сестры не предусматривалось.

Как следует из расчетно-платежной ведомости за май ДД.ММ.ГГГГ, в мае ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 начислена заработная плата за апрель в размере ДД.ММ.ГГГГ и за май в размере ДД.ММ.ГГГГ, что опровергает довод пенсионного органа об отсутствии начислений ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, судом установлено, что истица, работая заведующей медицинским пунктом, выполняла должностные обязанности медицинской сестры.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что фактически занимаемая истицей должность была указана в сокращенном варианте, что не может свидетельствовать об отсутствии оснований для включения этого периода в специальный стаж.

При этом суд исходит из того, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста обусловлено работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода).

Таким образом, период работы ФИО1 в должности заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в трудовой стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в специальный стаж ФИО1 не засчитаны периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Положениями ст. 112 КЗоТ РФ предусматривалось, что за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок).

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно справке МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», акту проверки, свидетельствам о прохождении курсов повышения квалификации, показаниям свидетеля ФИО6 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на курсах повышения квалификации. При этом за ней сохранялась заработная плата по месту работы и работодателями производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При таких обстоятельствах указанные периодыподлежат включению в ее специальный стаж, в связи с чем данная обязанность должна быть возложена на ответчика, неправомерно исключившего указанные периоды из специального стажа.

При этом суд исходит из того, что ограничение права на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно материалам пенсионного дела ФИО1 обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку специальный стаж работы ФИО1 с учетом спорных периодов на момент обращения за пенсией составил более 25 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истцу трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу ФИО1 подлежат взысканию с ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Чамзинскому району Республики Мордовия судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в должности заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом Чамзинского района Республики Мордовия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия включить в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности заведующей Новоселковским медицинским пунктом Чамзинского района Республики Мордовия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Юркина