об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления



                                                                                           Дело № 2-505 /2011 год

                                                        РЕШЕНИЕ

                                       Именем Российской Федерации

     13 октября 2011 года                      п. Чамзинка Республики Мордовия

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солодовникова В.Д., с участием прокурора - помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ивашкина В.П., при секретаре судебного заседания Филипповой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

                                                       УСТАНОВИЛ:

      Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванными требованиями к администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района. В обоснование указал, что прокуратурой Чамзинского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В обосновании заявленных требований в заявлении указано, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что требования вышеназванного Закона администрацией Большемаресевского сельского поселения не соблюдаются. А именно, соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица в целях организации доступа к информации о своей деятельности не определены; требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Большемаресевского сельского поселения не установлены.

Указал, что несоблюдение требований Закона приводит к нарушению основных принципов Закона: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Вследствие неисполнения требований Закона происходит нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение информации о деятельности органов местного самоуправления Большемаресевского сельского поселения.

Просил признать незаконным бездействие администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не определению в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения илиуполномоченных должностных лиц; не установлению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Болышемаресевского сельского поселения; обязать администрацию сельского поселения в месячный срок после вступления решения в силу определить в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц; установить требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Болышемаресевского сельского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Чамзинского района Ивашкин В.П. поддержал заявленные требования частично. Заявил отказ от требований в части признания бездействия администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не установлению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Большемаресевского сельского поселения и обязании администрации сельского поселения в месячный срок после вступления решения в силу определить в целях организации доступа к информации о своей деятельности установить требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечение пользования официальными сайтами. Решение по заявленному отказу от заявления в части принято судом в определении Чамзинского районного суда РМ от ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части заявленные требования поддержал по указанным основаниям.

      Глава администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Миронова Н.Б. заявление признала.

Выслушав помощника прокурора Чамзинского района Ивашкина В.П., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Подача прокурором данного заявления в суд является способом защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, нарушаемых в результате неисполнения обязанностей и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Из статьи 8 того же Закона следует, что пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации; требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно статье 9 Закона, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

В силу статьи 10 указанного Закона, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами.

В судебном заседании установлено, что администрация Большемаревского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия ненадлежащим образом выполняет требования законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Из ответа Главы сельского поселения Мироновой Н.Б. на запрос прокуратуры района следует, что уполномоченные должностные лица, организующие доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления Большемаресевсого сельского поселения, администрацией не определены; регламенты, определяющие их права и обязанности, не разработаны; информация о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» не размещается, состав данной информации не утвержден.

      Указанные нарушения обоснованно подтверждаются письменными материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства.

       Таким образом, несоблюдение требований вышеназванного Закона администрацией Большемаресевского сельского поселения создает препятствия для граждан в получении информации о деятельности органов местного самоуправления.

    Учитывая изложенное, заявленные прокурором района требования следует признать является обоснованным и подлежащими удовлетворению.

       Следует признать незаконным бездействие администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не определению в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц и обязать администрацию Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок после вступления настоящего решения в силу определить в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц.

В соответствие с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                РЕШИЛ:

      Заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия удовлетворить частично.

      Признать незаконным бездействие администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не определению в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения илиуполномоченных должностных лиц.

      Обязать администрацию Болышемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок после вступления решения в законную силу определить в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

        Судья                                                                 Солодовников В.Д.