о понуждении устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления



Дело №2-503/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г.п. Чамзинка Республики Мордовия 12 октября 2011 г.

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в лице судьи Баклановой Т.Н.

при секретаре Пескаревой Е.А.

с участием прокурора, старшего помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спириной Е.Н.,

главы администрации Мичуринского сельского поселения Степановой Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия о понуждении устранить       нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор Чамзинского района обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что проверкой установлено невыполнение администрацией Мичуринского сельского поселения требований Федерального Закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Указанным законом предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами. Размещение информации о деятельности органов местного самоуправления производится в сети «Интернет», в которой создаются официальные сайты с указанием адресов электронной почты. В случае, если орган местного самоуправления поселения не имеет возможности размещать информацию о совей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте муниципального района. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяется периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. Прокурор полагал, что несоблюдение требований вышеуказанного закона нарушает права неопределенного круга лиц на своевременное получение информации о деятельности органов местного самоуправления. Просил признать незаконным бездействие администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района по неопределению структурных подразделений или уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, неустановлению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения и неопределению порядка утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичности размещения информации в сети «Интернет»; обязать администрацию Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района в месячный срок после вступления решения в силу определить в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц; установить требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения; определить порядок утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичность размещения в сети «Интернет».

В судебном заседании старший помощник прокурора Чамзинского района Спирина Е.Н. поддержала рассматриваемый иск в части требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неопределению структурных подразделений или уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения, обязании администрации сельского поселения в месячный срок после вступления решения в законную силу определить структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию доступа к информации о деятельности администрации поселения. Полагала, что неопределением соответствующих должностных лиц или структурных подразделений нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органа местного самоуправления, поскольку нет лиц, ответственных за обеспечение доступа к указанной информации, можно предположить, что надлежащим образом информация о деятельности органа местного самоуправления не доводится до сведения граждан.

В остальной части прокурор Спирина Е.Н. отказалась от иска, производство по делу по иску прокурора к администрации Мичуринского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации по неустановлению требований к средствам обеспечения пользования сайтами органов местного самоуправления, неопределению порядка утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичности размещения информации в сети «Интернет», возложению обязанностей на администрацию сельского поселения - установить требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования сайтами органов местного самоуправления, определить порядок утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичность размещения информации в сети «Интернет» определением суда прекращено.

Глава администрации Мичуринского сельского поселения Степанова Л.А. признала заявленные требования. Пояснила, что в администрации поселения до настоящего времени не определено структурное подразделение или должностные лица, которые должны организовать доступ гражданам к информации о деятельности администрации.

Выслушав прокурора, главу администрации сельского поселения, исследовав письменные материалы дела, суд находит рассматриваемый иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

То есть, обращение прокурора с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправлению, заключающегося в невыполнении требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности этого органа, предусмотрено действующим законом, является одним из способов защиты прав граждан.

Как следует из материалов дела, объяснений представителя администрации сельского поселения в судебном заседании, администрацией Мичуринского сельского поселения соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица в целях организации доступа к информации о своей деятельности не определены.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии со статьей 4 указанного Закона являются:

1) открытость      и      доступность     информации      о     деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

  1. достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
  2. свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Пользователи информацией в силу статьи 8 Закона имеют право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Неопределение должностных лиц или структурных подразделений органа местного самоуправления, ответственных за организацию доступа к информации и, как следствие, ненадлежащая организация доступа к информации о деятельности данного органа нарушает права неопределенного круга лиц на информацию о деятельности администрации поселения.

Исходя из этого, суд признает незаконным указанное бездействие администрации Мичуринского сельского поселения, возлагает обязанность на администрацию поселения - в месячный срок после вступления решения в законную силу определить структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по неопределению структурных подразделений или уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения.

Обязать администрацию Мичуринского сельского поселения в месячный срок после вступления решения в законную силу определить структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Судья:          Т.Н. Бакланова