Мотивированное решение суда изготовлено 14 октября 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2 - 498/2011 г.п. Чамзинка Республики Мордовия 12 октября 2011 года Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Сорокиной Г.И. при секретаре судебного заседания Ивашкиной О.В., с участием прокурора, старшего помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спириной Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в ходе которой выявлены нарушения указанного Закона, допущенные администрацией Пичеурского сельского поселения. Как установлено проведенной прокуратурой проверкой, вышеуказанные требования Закона администрацией Пичеурского сельского поселения не соблюдаются: соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица в целях организации доступа к информации о своей деятельности не определены; требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Пичеурского сельского поселения не установлены, порядок утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичность размещения в сети «Интернет» не определены. Несоблюдение требований Закона приводит к нарушению основных принципов Закона: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом. В настоящее время необходимым является изменение характера информационного взаимодействия общества и государства, выражающееся в расширении прав граждан путем не только предоставления доступа к разнообразной информации, но и увеличения возможностей людей участвовать в процессе принятия решений. Центральной фигурой в процессах информатизации органов государственной власти должен быть человек как источник, потребитель информации и субъект гражданского общества, его интересы и потребности. Таким образом, вследствие не исполнения требований Закона происходит нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение информации о деятельности органов местного самоуправления поселения и право прокурора на предъявление заявления очевидно. В связи с изложенным, просит признать бездействие администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района РМ по не определению в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц; не установлению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Пичеурского сельского поселения и не определению порядка утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичности размещения информации в сети «Интернет» незаконным. Обязать администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района РМ в месячный срок после вступления решения в силу определить в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц; установить требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Пичеурского сельского поселения, определить порядок утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичности размещения информации в сети «Интернет». В судебном заседании старший помощник прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спирина Е.Н. требования, изложенные в заявлении, поддержала по тем же основаниям. Представитель Администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился. В письменном заявлении зам.Главы Администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Бурюкина И.И. просит рассмотреть дело без ее участия, исковые требования не признает. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая, что вследствие неисполнения требований закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» нарушаются права неопределенного круга лиц на своевременное получение информации о деятельности органов местного самоуправления поселения, обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, с требованием о признании незаконным бездействия администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, прокурор действовал в соответствии с вышеуказанной нормой Закона. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как следует из ст. 8 Закона пользователь информацией имеет право: получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации; требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно ст. 9 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. В силу ст. 10 Закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами. Согласно ст. 14 Закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, вышеуказанные требования закона администрацией Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не исполняются. Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не определению в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделений или уполномоченных должностных лиц, не установлению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Пичеурского сельского поселения и не определению порядка утверждения перечней информации о деятельности органа местного самоуправления и периодичности размещения информации в сети «Интернет» и обязать выполнить указанные мероприятия. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не определению в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, не установлению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Пичеурского сельского поселения, не определению порядка утверждения перечней информации о деятельности органа местного самоуправления и периодичности размещения информации в сети «Интернет». Обязать администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда определить в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, установить требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами органов местного самоуправления Пичеурского сельского поселения, определить порядок утверждения перечней информации о деятельности органа местного самоуправления и периодичности размещения информации в сети «Интернет». Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий: Г.И. Сорокина