об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя



     Мотивированное решение суда изготовлено 12 декабря 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2 - 597/2011

г.п. Чамзинка Республики Мордовия 07 декабря 2011года

Чамзинский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Сорокиной Г.И.

при секретаре Ивашкиной О.В.

с участием судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Чамзинскому району УФССП РФ по Республике Мордовия Чернова А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Чамзинскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. Указанное постановление поступило в Администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Чамзинского муниципального района РМ считает постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 вышеуказанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Судебный пристав-исполнитель пренебрег вышеуказанной нормой закона, а, соответственно, вынес оспариваемое постановление с нарушением норм действующего законодательства.

С ДД.ММ.ГГГГ у Администрации района приостановлены операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт является общеизвестным и в адрес ОСП по Чамзинскому району указанное уведомление направлялось неоднократно в рамках ряда исполнительных производств.

В соответствии со ст.122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления. Оспариваемое постановление вынесено приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для подачи настоящего заявления не пропущен.

В связи с изложенным, просит постановление о взыскании с Администрации Чамзинского муниципального района РМ исполнительского сбора в размере <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

В судебное заседание представитель Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Кулаков А.А. не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Чамзинскому району УФССП РФ по Республике Мордовия Чернов А.И. в судебном заседании заявленные требования администрации Чамзинского муниципального района Республики просил оставить без удовлетворения, так как вынесенное им постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение судебного акта правомерно и соответствует действующему законодательству об исполнительном производстве, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.

Представитель Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия Егорцева Н.И. просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, удовлетворение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Выслушав судебного пристава-исполнителя ОСП по Чамзинскому району УФССП РФ по Республике Мордовия Чернова А.И., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из части 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В соответствии с частью 3 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон), судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 2 статьи 33 Федерального закона, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры

принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

В силу положений части 11 статьи 30 Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов исполнительного производства , ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Чамзинскому району УФССП РФ по Республике Мордовия поступил исполнительный лист мирового судьи судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия по делу в отношении Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о взыскании госпошлины в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Чамзинскому району УФССП РФ по Республике Мордовия возбуждено исполнительное производство о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС №3 по Республике Мордовия указанной госпошлины. Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Чамзинскому району УФССП РФ по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ об объединении исполнительных производств в сводное, исполнительные производства , объединены в сводное исполнительное производство .

В соответствии с частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 3 статьи 112 Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 13-П от 30.07.2001 года, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры

его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Учитывая, что должник - Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не исполнил добровольно в течение пяти дней требования исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ без уважительных причин, судебным приставом-исполнителем ОСП по Чамзинскому району УФССП РФ по Республике Мордовия Черновым А.И. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.

Ссылка Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на уведомление Отделения по Чамзинскому району УФК по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не может быть принята судом во внимание в качестве обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, поскольку они таковыми не являются.

Кроме того, из уведомления Отделения по Чамзинскому району УФК по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с неисполнением Администрацией Чамзинского муниципального района РМ требований исполнительного документа , выданного ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом РМ на основании решения ДД.ММ.ГГГГ, , приостановлено осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия до момента устранения нарушений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.

Других доказательств того, что нарушение 5-дневного срока, предоставленного для добровольного исполнения исполнительного документа, вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд оставляет заявление Администрации Чамзинского муниципального района РМ об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя без удовлетворения, а оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя оставить без удовлетворения.

Постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Чамзинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства , оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий               Г.И. Сорокина