П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 июля 2011 г. г. п. Чамзинка Республика Мордовия
Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Юркина О.В.,
при секретаре Храмовой Н.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Мечта», его законного представителя ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Мечта», расположенного по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Мечта» совершило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в частности, в нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" около <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Мечта» по адресу: <адрес>, не осуществлялся производственный контроль на этапе производства молока пастеризованного 2,5 % жирности «Ясный луг», выработанного ДД.ММ.ГГГГ, партия №10:
- программа производственного контроля не содержала сведений, предусмотренных Техническим регламентом, а именно графиков и режимов проведения санитарной обработки, уборки, работ по дезинфекции, дезинсекции, деротизации производственных помещений, оборудования, инвентаря, графики и режимы технического обслуживания оборудования и инвентаря, контролируемые этапы (критическеи контрольные точки) процессов производства;
- программа производственного контроля не предусматривала сведений об объемах и периодичности мойки и дезинфекции оборудования посредством лабораторных испытаний;
- на этапе производства молока пастеризованного 2,5 % «Ясный луг», выработанного ДД.ММ.ГГГГ, увеличено время срока годности на 1 час, а всего до 6 суток, то есть до <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение санитарно-эпидемиологического заключения №13.01.04.922.П.000589.11.09 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым срок годности молока питьевого пастеризованного с массовой долей жира 2,5%, 3,2 % составляет 5 суток.
В судебном заседании законный представитель ООО «Мечта» ФИО1 фактические обстоятельства административного правонарушения, подтвердила частично, показав, что ДД.ММ.ГГГГ в журнале «Контроль технологического процесса производства молока питьевого пастеризованного, топленого» временем окончания технологического процесса указано <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, конечным сроком реализации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в журнале «Контроль технологического процесса при розливе пастеризованного молока» временем окончания фасовки указано <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что фактически привело к увеличению срока годности молока данной партии на сутки, однако вину по указанному эпизоду не признала, пояснив, что согласно технологической инструкции по производству молока питьевого пастеризованного производитель вправе устанавливать срок годности до <данные изъяты>
Относительно отсутствия графиков и режимов проведения санитарной обработки, уборки, работ по дезинфекции, дезинсекции, деротизации производственных помещений, оборудования, инвентаря, графиков и режимов технического обслуживания оборудования и инвентаря, контролируемых этапов процессов производства, а также отсутствия в программе производственного контроля периодичности эффективности мойки и дезинфекции оборудования посредством лабораторных испытаний пояснила, что программа производственного контроля молокоперерабатывающего предприятия ООО «Мечта» действительно не содержит таких сведений. Однако подобные работы производятся в ООО «Мечта» независимо от графиков исходя из общих требований, предъявляемых к санитарной обработке, уборке, работам по дезинфекции, дезинсекции, деротизации, на основании Инструкции по санитарной обработке оборудования, инвентаря и тары на предприятиях молочной промышленности, утвержденной заместителем председателя технического комитета по стандартизации № «Молоко и молочные продукты» ДД.ММ.ГГГГ, а также руководства по эксплуатации Tetra Alcip 10 TPOP-E.
Вопрос о наличии в действиях ООО «Мечта» вины по данным эпизодам полагала подлежащим разрешению по усмотрению суда.
Заслушав законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Факт совершения ООО «Мечта» административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями законного представителя ФИО1, выписками из журнала контроля технологического процесса при розливе пастеризованного молока, журнала контроля технологического процесса производства молока питьевого пастеризованного, топленого, журнала микробиологического контроля чистоты производственных цехов и оборудования предприятия ООО «Мечта», программой производственного контроля молокоперерабатывающего предприятия ООО «Мечта».
Так, согласно Уставу ООО «Мечта» основными видами его деятельности являются: производство, переработка и реализация агропромышленной продукции; производство и (или) реализация продуктов питания, организация пунктов общепита.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее Федеральный закон) технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона производственный контроль осуществляется в соответствии с программой, утвержденной частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Программа производственного контроля должна предусматривать, среди прочего:
графики и режимы проведения санитарной обработки, уборки, работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, оборудования, инвентаря;
графики и режимы технического обслуживания оборудования и инвентаря;мероприятия по обеспечению выполнения требований гигиены;
контролируемые этапы (критические контрольные точки) процессов производства.
Согласно ч. 5 ст. 10 указанного Федерального закона эффективность мойки и дезинфекции определяется посредством лабораторных испытаний в объеме и с периодичностью, которые установлены программой производственного контроля.
Согласно п. 11.2 "СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы", утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 N 23, для строгого выполнения установленной периодичности санитарной обработки оборудования и аппаратуры в каждом цехе должен быть ежемесячный график мойки и дезинфекции.
Перечисленных выше графиков и сведений об объемах и периодичности мойки и дезинфекции оборудования посредством лабораторных испытаний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представлено.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона молоко и продукты его переработки, реализуемые на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Федерального закона в форме принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) или обязательной сертификации по схемам, установленным настоящим Федеральным законом.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению (гигиеническому сертификату) №13.01.04.922.П.000589.11.09 от ДД.ММ.ГГГГ срок годности молока питьевого пастеризованного с массовой долей жира 2,5%, 3,2 % составляет 5 суток.
Из журнала контроля технологического процесса производства молока питьевого пастеризованного, топленого усматривается, что время окончания технологического процесса партии молока с массовой долей жира 2,5%, 3,2 %, выработанного ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, из журнала контроля технологического процесса при розливе пастеризованного молока следует, что время окончания фасовки данной партии молока с массовой долей жира 2,5% 04 час ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 4.13 Технологической инструкции ТИ ГОСТ Р 52090-003, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ, молоко питьевое пастеризованное, топленое после фасования, упаковывания и маркирования технологический процесс считается законченным и продукт готов к реализации.
Приведенные выше несоответствия записей о времени окончания технологического процесса и окончания фасовки молока привели к увеличению срока его конечной реализации, указанной на упаковке, на 1 час, а всего до 6 суток, то есть на сутки больше, чем предусмотрено указанным выше санитарно-эпидемиологическим заключением.
Довод законного представителя ФИО1 о том, что согласно технологической инструкции по производству молока питьевого пастеризованного предусмотрен срок годности молока питьевого пастеризованного до 7 суток, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Приведенным выше санитарно-эпидемиологическим заключением в качестве одного из условий использования, хранения, транспортировки и мер безопасности молока питьевого пастеризованного с массовой долей жира 2,5 и 3,2 %, производимого конкретной организацией-изготовителем ООО «Мечта», предусмотрен срок годности 5 суток.
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (ред. от 12.08.2010) "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (вместе с "Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок", "Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений", "Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации")).
С учетом изложенного суд считает фактические обстоятельства административного правонарушения, изложенные судом при описании административного правонарушения, нашедшими свое подтверждение в судебном заседании.
В то же время суд считает не нашедшими свое подтверждение в судебном заседании и, следовательно, не установленными, изложенные в протоколе об административном правонарушении факты несоответствия записей об аттестации в графе гигиеническое обучение в личных медицинских книжках главного инженера ФИО2, микробиолога ФИО1, технолога ФИО3, лаборанта ФИО4 их должностям.
Как пояснила в судебном заседании законный представитель ФИО1, результаты гигиенического обучения были истребованы Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия в ходе административного расследования. При ксерокопировании медицинских книжек были перепутаны лицевые страницы и страницы с результатами аттестации перечисленных выше работников. В действительности каждый из указанных работников аттестован согласно занимаемой должности.
Пояснения ФИО1 подтверждаются представленными ею подлинниками личных медицинских книжек главного инженера ФИО2, микробиолога ФИО1, лаборанта ФИО4, технолога ФИО3, согласно которым они прошли профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию как инженер молокоперерабатывающей промышленности, микробиолог молокоперерабатывающей промышленности, работник молокоперерабатывающей промышленности, технолог соответственно.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях ООО «Мечта» нарушения требований ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Указанное обстоятельство суд считает подлежащим исключению из объема предъявленного ООО «Мечта» обвинения.
Анализируя приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Мечта» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и назначает ООО «Мечта» наказание в виде штрафа в минимальных пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Мечта» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, по которой назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Реквизиты для уплаты штрафа: наименование получателя платежа Управление федерального казначейства по Республике Мордовия (Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия), <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья О.В. Юркина