ч. 1 ст.10.6 КоАП РФ



Чамзинский районный суд Республики Мордовия

431700 Республика Мордовия, Чамзинский муниципальный район, г.п.Чамзинка, ..., ...

Дело №5-7/2010 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Г.п.Чамзинка Республика Мордовия 1 марта 2010 г.

Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Бакланова Т.Н.

с участием представителя ЗАО «...» Наумова А.Г., представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Родина Н.И.

при секретаре Храмовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ в отношении закрытого акционерного общества «...»,

установила:

Как следует из протокола об административном правонарушении № 09 от 11 февраля 2010 г., составленного государственным инспектором отдела госветнадзора Управления Федеральной службы Россельхознадзора по Республике Мордовия Родиным Н.А., в производственных участках «...», «...», «...» ЗАО «...» выявлены нарушения обязательных требований «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий».

В производственном участке «...» отсутствует акт отвода земельного участка под строительство свиноводческого комплекса, согласованный с представителями государственной ветеринарной службы; отсутствует заключение органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения данного предприятия действующим ветеринарным нормам и правилам; территория производственной зоны не озеленена и огорожена изгородью не по всему периметру, что дает возможность бесконтрольному проходу людей и животных; на главном въезде свиноводческого комплекса приспособленный дезинфекционный барьер; не обеспечивается дезинфекция автотранспорта в зимнее время, отсутствует санитарный пропускник; на пункте сбора и временного хранения биологических отходов имеются павшие животные без паталогоанатомического вскрытия, то есть, не выполняются своевременно обязанности по доставке биологических отходов для переработки; лица, посещающие комплекс, не проходят санитарную обработку, отсутствует специальный журнал для их регистрации; отсутствует помещение для дезинфекции и сушки спецодежды и спецобуви, спецодежда не дезинфицируется; на свиноферме не оборудованы гардеробные для домашней и рабочей одежды, не оборудованы душевые кабины; работники фермы выносят за пределы предприятия спецодежду и спецобувь; оборудование, инвентарь, спецодежда, спецобувь, другие предметы ухода за животными не промаркированы; уборка фекальных стоков из производственных помещений производится путем, гидросмыва в овраг, что приводит к загрязнению окружающей природной среды; то есть, в производственном участке не соблюдается ветеринарно-санитарный режим, предприятие не работает по принципу предприятия закрытого типа.

В производственном участке «...», находящемся в ... района при проверке отсутствует акт отвода земельного участка под строительство свиноводческого комплекса, согласованный с представителями государственной ветеринарной службы; отсутствует заключение органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения данного предприятия действующим ветеринарным нормам и правилам; территория производственной зоны не озеленена и огорожена изгородью не по всему периметру, что дает возможность бесконтрольному проходу людей и животных; на главном въезде свиноводческого комплекса установлен шлагбаум, не организована охрана, приспособленный дезинфекционный барьер; не обеспечивается дезинфекция автотранспорта в зимнее время, отсутствует санитарный пропускник; вход на территорию свиноводческих предприятий посторонних лиц, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с обслуживанием комплекса, свободный; лица, посещающие комплекс, не проходят санитарную обработку, отсутствует специальный журнал для их регистрации; на свиноферме не оборудованы гардеробные для домашней и рабочей одежды, не оборудованы душевые кабины; отсутствует помещение для дезинфекции и сушки спецодежды и спецобуви, спецодежда не дезинфицируется; работники фермы выносят за пределы предприятия спецодежду и спецобувь; оборудование, инвентарь, спецодежда, спецобувь, другие предметы ухода за животными не промаркированы; уборка фекальных стоков из производственных помещений производится путем гидросмыва в овраг; то есть, в производственном участке не соблюдается ветеринарно-санитарный режим, предприятие не работает по принципу предприятия закрытого типа.

В производственном участке «...», находящемся в ... муниципального района, отсутствует акт отвода земельного участка под строительство свиноводческого комплекса, согласованный с представителями государственной ветеринарной службы; отсутствует заключение органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения данного предприятия действующим ветеринарным нормам и правилам; территория производственной зоны не озеленена и огорожена изгородью не по всему периметру, что дает возможность бесконтрольному проходу людей и животных; на главном въезде свиноводческого комплекса не организована охрана, отсутствует дезинфекционный барьер; вход на территорию свиноводческих предприятий посторонних лиц а также въезд любого вида транспорта, не связанного с обслуживанием комплекса, свободный; лица, посещающие комплекс, не проходят санитарную обработку, отсутствует специальный журнал для их регистрации; на свиноферме не оборудованы гардеробные для домашней и рабочей одежды, не оборудованы душевые кабины; отсутствует помещение для дезинфекции и сушки спецодежды и спецобуви, спецодежда не дезинфицируется; работники фермы выносят за пределы предприятия, спецодежду и спецобувь; оборудование, инвентарь, спецодежда, спецобувь, другие предметы ухода за животными не промаркированы; то есть, в производственном участке не соблюдается ветеринарно-санитарный режим, предприятие не работает по принципу предприятия закрытого типа.

Указано, что в бездействии юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ. Указанные нарушения правил карантина и других ветеринарно-санитарных правил представляют собой угрозу причинения вреда здоровью животных, содержащихся в хозяйстве, способствуют несоблюдению хозяйствами режима закрытого типа, бесконтрольному проникновению и нахождению на территории посторонних лиц, не прошедших санобработку, не прошедшего дезинфекцию транспорта, что может привести к заносу вируса африканской чумы на территорию свиноводческих предприятий и ликвидации свиноводческой отрасли.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наумов А.Г. не признал вины юридического лица в инкриминируемом деянии. Полагал, что проверка проведена с нарушением действующего законодательства. Директор по производству общества ФИО1 не был управомочен на представление интересов общества при проведении проверки. Протоколы осмотра помещений и территорий были составлены с грубыми нарушениями норм КоАП. Просил производство по делу прекратить в связи с существенными нарушениями процессуальных норм.

В ходе судебного заседания представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Родин Н.И. пояснил, что допущенные юридическим лицом нарушения в области ветеринарно-санитарных норм существенны, могут привести к заражению поголовья свиней вирусом африканской чумы свиней. Вспышки данного заболевания отмечаются на юге России, но Мордовия входит в число регионов, куда может быть занесен вирус с проезжающим транспортом. Временный запрет деятельности проверяемых им производственных участков не смотря на грубые нарушения ветеринарных норм и правил не был применен им в качестве обеспечительной меры, поскольку по характеру деятельности предприятий запрет вызвал бы нарушение производственных процессов: перемещения поголовья в связи с ростом, опоросом, реализации продукции. Должностные лица ЗАО «...», само предприятие на протяжении Дата обезличена годов привлекались к административной ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных норм, направлялись предписания об устранении выявленных нарушений, которые не были выполнены.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, нахожу установленной вину ЗАО «...» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ.

Данной нормой Закона предусмотрена ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Ветеринарно-санитарные правила установлены Федеральным Законом «О ветеринарии», «Ветеринарно-санитарными правилами для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденными Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 г., «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ с последующими изменениями и дополнениями.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 18 Закона «О ветеринарии» предусмотрена обязанность производителей продуктов животноводства и владельцев животных осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.

В силу пунктов 1, 2 статьи 12 того же Закона при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.

Предоставление земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускается только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.

В ходе судебного рассмотрения были установлены нарушения ЗАО «...» на производственном участке «...», находящемся в ... муниципального района, производственном участке «...», находящемся в ... муниципального района, производственном участке «...», находящемся в ... муниципального района, требования статей 12, 18 Закона «О ветеринарии», пунктов 1.2, 1.9, 2.2, 3.1, 3.1.1, 3.4, 3.7.1 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», пунктов 1.3-1.5 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов».

Протоколом об административном правонарушении, протоколами осмотра помещений и территорий производственных участков от 4 и Дата обезличена г., представленными фотографиями, показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 подтверждаются факты нарушений ветеринарных норм и правил по всех трех участках общества.

Установлено, что во всех трех производственных участках не имеется актов отвода земельных участков под строительство свиноводческих комплексов, согласованных с представителями государственной ветеринарной службы; не имеется заключений органов госветнадзора о соответствии размещения предприятия действующим ветеринарным нормам и правилам. Территории всех проверенных участков не огорожены по всему периметру изгородью; въезд на территорию предприятий не оборудован надлежащими дезинфекционными барьерами; вход на территорию свободен для посторонних лиц, свободен въезд для транспорта, не связанного с обслуживанием комплекса; лица, посещающие указанные свиноводческие комплексы, не проходят санобработку, не имеется журналов для их регистрации; на всех участках не имеется оборудованных гардеробов и душевых кабин, оборудование, спецодежда и спецобувь не промаркированы.

В производственных участках «...» и «...» уборка фекальных стоков из производственных помещений производится путем гидросмыва в овраг. На участке «...» павшие животные без паталогоанатомического вскрытия находились вне металлических баков, служащих пунктами сбора и временного хранения биологических отходов.

Остальные нарушения ветеринарно-санитарных норм а также нарушения правил карантина животных не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела судом.

Свидетель ФИО5 показал, что имеют место в производственных участках «...», «...», «...» следующие, изложенные в протоколе об административном правонарушении, нарушения ветеринарно - санитарных норм: отсутствие надлежащих дезинфекционных барьеров, санпропускников, изгородей по всему периметру участков, отсутствие помещений для переодевания, дезинфекции одежды и обуви, отсутствие маркировки на одежде, обуви, инвентаре. В обществе не имеется актов отвода земельных участков для размещения всех проверенных производственных участков, заключений госветорганов. В ПУ «...» и «...» не имеется навозонакопителей, куда убирается навоз, ему не известно. Устранение указанных недостатков планируется в Дата обезличена в соответствии с бизнес-планом общества. В адрес юридического лица выносились предписания об устранении тех недостатков, которые указаны в протоколе об административном правонарушении, однако данные предписания не были выполнены в связи с отсутствием денежных средств. ЗАО «...» является крупнейшим производителем мяса свинины в Республике Мордовия.

Допрошенный в качестве свидетеля начальник свинокомплекса ПУ «...» ФИО4 показал, что дезбарьер на въезде на территорию комплекса не приспособлен для зимних условий. На момент проверки действительно возле пункта временного сбора биологических отходов находились трупы павших животных, поскольку не уместились в бак, предназначенный для их временного хранения.

Свидетель ФИО3, являющаяся начальником ПУ «...» показала, что большинство нарушений ветеринарно-санитарных правил, указанных в протоколе об административном правонарушении, имеют место на их участке. Неверно указано, что одежда и обувь выносится за пределы комплекса и не дезинфицируется. Фекальные отходы действительно смываются в овраг возле свинокомплекса.

Начальник ПУ «...» ФИО2, допрошенный в качестве свидетеля показал, что такие нарушения, как отсутствие надлежащего дезинфекционного барьера, санпропускника имеют место на их участке. Вход и въезд на свинокомплекс свободные.

Таким образом, установлено, что проверенные производственные участки ЗАО «...» не работают по принципу предприятий закрытого типа, что противоречит «Ветеринарно-санитарным правилам для специализированных свиноводческих предприятий», Распоряжению Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2008 г., решениям Чрезвычайной противоэпизоотической комиссии ... муниципального района от 8 июля 2009 г., 29 октября 2009 г.

Установленные судом нарушения при составлении протоколов осмотра, заключающиеся в несвоевременном составлении данных документов по участкам «...» и «...»; нарушении процедуры оформления протоколов, не являются существенными, указанные недостатки восполнены при рассмотрении дела судом и не могут повлечь прекращение производства по рассматриваемому делу.

Доводы представителя ЗАО «...» Наумова А.Г. о неправомочности участия ФИО5 при проверке производственных участков, составлении протокола об административном правонарушении необоснованны, опровергаются приказом генерального директора ЗАО «...» ФИО6 от Дата обезличена г., которым ответственным за проведение проверок на свинокомплексах ЗАО «...» во время отсутствия ФИО7 назначен ФИО5

По мнению представителя Родина Н.А., оснований для применения в качестве обеспечительной меры временного запрета деятельности производственных участков ЗАО «...» не имелось, учитывая характер деятельности юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если, это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии.

При таких обстоятельствах считаю, что оснований для применения в настоящее время в отношении юридического лица наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется, прихожу к выводу о необходимости назначения в отношении данного общества наказания, предусмотренного санкцией части 1 статьи 10.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ судом учитываются характер совершенного деяния, финансовое и имущественное положение юридического лица.

Судом принимается во внимание то, что юридическим лицом совершены многочисленные нарушения ветеринарно-санитарных норм на трех производственных участках в период существования опасности заражения свинопоголовья вирусом африканской чумы свиней, заболеванием, которое в случае его возникновения может привести к полному уничтожению свиноводческой отрасли в Республике Мордовия.

Исходя из этого, считаю необходимым назначить в отношении ЗАО «...» штраф в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 10.6 КоАП РФ, то есть, в размере 20000 руб.

Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

постановила:

Закрытое акционерное общество «...» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить в отношении закрытого акционерного общества «...» наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) руб. с зачислением в бюджет Чамзинского муниципального района.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток с момента его вынесения в Верховный суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.

Судья подпись Т.Н. Бакланова

Копия верна

Судья Т.Н. Бакланова