РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Подгорное 27.04.2011 года. Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием представителя истца Бессмертных Ю.Н., представителей ответчиков Басаргиной И.А., Адамовой Е.А., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района Томской области к МУЗ «Чаинская ЦРБ», Администрации Чаинского района о возложении обязанностей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чаинского района Томской области обратился в суд с иском указывая, что МУЗ «Чаинская ЦРБ» в нарушение требований статьи 42 Конституции РФ, статей 3, 34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», статей 8, 11, 22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» сбрасывает на рельеф местности сточные воды от объектов учреждения без очистки на локальных очистных сооружениях, что создает реальную угрозу распространению заболеваний на территории <адрес> и <адрес>. Согласно Устава МУЗ «Чаинская ЦРБ», учредителем учреждения является Администрация Чаинского района, имущество больницы является собственностью района и передано ей в оперативное управление. Согласно ч. 5 статьи 54 Устава муниципального образования «Чаинский район», Администрация Чаинского района от имени муниципального образования «Чаинский район» субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке установленном федеральным законом. Статья 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года № 352-ФЗ) предусматривала, что бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. При недостаточности денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Поскольку нарушения МУЗ «Чаинская ЦРБ» требований санитарно-эпидемиологического законодательства зафиксированы до момента внесения изменений в статью 120 ГК РФ 08.05.2010 года, что подтверждается актом № 11-02 от 21.01.2010 года, то в силу п. 12 статьи 33 ФЗ от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности государственных (муниципальных) учреждений», Администрация Чаинского района должна нести субсидиарную ответственность по организации МУЗ «Чаинская ЦРБ» деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод. Просит признать незаконными действия МУЗ «Чаинская ЦРБ» по сбросу сточных вод на рельеф местности в нарушение СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно без очистки на локальных очистных сооружениях. Обязать МУЗ «Чаинская ЦРБ» организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Обязать Администрацию Чаинского района Томской области осуществить финансирование расходов МУЗ «Чаинская ЦРБ», связанных с организацией деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В судебном заседании представитель истца – Бессмертных Ю.Н. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Представитель МУЗ «Чаинская ЦРБ» Басаргина И.А. иск не признала. Суду пояснила, что больница действительно расположена в не канализированной части <адрес>, однако локальные очистные сооружения ей созданы. Это два резервуара, соединенные между собой системой труб, в которых производится накопление и обеззараживание сточных вод посредством использования хлора. Из этих резервуаров вода попадает в открытый отстойник, где происходит биологическое очищение сточных вод посредством рогоза (китайского камыша). Вода в открытом отстойнике уже не представляет угрозы для безопасности населения, что подтверждается результатами полученных анализов. Сообщила, что строительной документации на очистные сооружения не существует, поскольку эта система создана сотрудниками больницы без какой-либо проектно-сметной документации и без получения санитарно-эпидемиологического заключения. Представитель администрации Чаинского района Адамова Е.А. иск не признала. Считает, что представленные МУЗ «Чаинская ЦРБ» результаты анализов свидетельствуют о создании системы локальных очистных сооружений, которые полностью справляются со своей функцией по очистке и обеззараживанию стоков. Каких-либо документов, свидетельствующих о негативном воздействии на окружающую среду, истцом не представлено. Акты от января 2010 года относятся к аварии, произошедшей на очистных сооружениях, последствия которой давно ликвидированы. Кроме того, указывает, что прокурором не представлено доказательств отсутствия у лечебного учреждения необходимых для организации деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод денежных средств. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля С., суд приходит к следующему. В силу требований пункта 1 статьи 39 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Постановлением от 18.05.2010 года N 58 Главного государственного санитарного врача РФ утверждены САНПИН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Пункт 5.2. данных Правил предусматривает, что очистка и обеззараживание сточных вод от лечебно-профилактических организаций (ЛПО) должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Из пояснений сторон следует, что МУЗ «Чаинская ЦРБ» не подключена к поселковой канализационной системе, соответственно ее сточные воды должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Представители ответчиков утверждают, что силами МУЗ «Чаинская ЦРБ» созданы локальные очистные сооружения, в которых сточные воды подвергаются полной биологической очистке и обеззараживанию. При этом признают, что ввод в эксплуатацию очистных сооружений произведен при отсутствии государственной экспертизы проектной документации и санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию. Из пояснений ответчиков, показаний и.о. зам. главного врача по АХЧ С. следует, что очистные сооружения представляют собой две накопительные емкости, связанные между собой системой труб, из которых жидкость вытекает в овраг, засаженный рогозом, а из него течет в болото в <адрес>. Хлорирование осуществляется путем сброса хлора в первую накопительную емкость. Как следует из акта №, составленного государственным инспектором Томской области по охране окружающей среды П., именно такая система канализации был обследована им (дата) и сделан вывод об отсутствии хлораторной и очистных сооружений, отмечено отсутствие проектно-сметной документации на канализацию, обращено внимание, что канализация не обслуживается специализированной организацией. Создание условий по обеспечению предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений канализации, регламентируется Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001 (утв. приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. N 168). Данные правила предусматривают: 1.1.9. Эксплуатация систем и сооружений ВКХ допускается только при наличии у организации ВКХ лицензии на лицензируемые виды деятельности. 3.3.2. Законченные строительством (реконструированные) и подлежащие приемке в эксплуатацию сооружения должны быть выполнены по утвержденному проекту с соблюдением требований действующих нормативных документов, 3.3.3. На действующих очистных сооружениях канализации в дополнение к документации согласно требованиям раздела 1 п.1.6.6 настоящих ПТЭ хранится следующая техническая документация: а) схема размещения санитарно-защитной зоны очистных сооружений; б) исполнительный план и высотная схема очистных сооружений с нанесенными коммуникациями и выпусками; в) оперативная технологическая схема; г) схема автоматизации и телемеханики; д) техническая и технологическая документация по нагрузкам и режимам работы очистных сооружений; е) лицензии на эксплуатацию, сброс в водоем, сброс в атмосферу, размещение отходов производства и потребления. 3.3.5. До пуска очистных сооружений в пробную эксплуатацию необходимо согласовать с территориальным органом управления использованием и охраны водного фонда, территориальным органом охраны природы, охраны рыбных запасов и местными органами Госсанэпиднадзора условия отбора проб и контроля состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект. Ни одного из данных требований МУЗ «Чаинская ЦРБ» не соблюдено: лицензия на эксплуатацию и сброс в водоем сточных вод не получена, санитарно-защитная зона очистных сооружений не установлена, сооружение не сдано в эксплуатацию, с территориальным органом управления использованием и охраны водного фонда, территориальным органом охраны природы, охраны рыбных запасов и местными органами Госсанэпиднадзора не согласованы условия отбора проб и контроля состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект. Не организован ни производственный, ни технологический контроль, как того требуют Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001. При таких обстоятельствах, следует придти к однозначному выводу, что МУЗ «Чаинская ЦРБ» при эксплуатации своих канализационных сетей не соблюдает утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, чем грубо нарушает требования статьи 39 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». В связи с чем, исковые требования прокурора к МУЗ «Чаинская ЦРБ» подлежат удовлетворению. С доводами ответчиков, что анализы сточных вод показывают их безопасность, суд не может согласиться. Суду представлен единственный протокол анализа воды от (дата) взятый, по словам и.о. зам. главного врача по АХЧ С., из озера <адрес>. Данный протокол не может быть принят судом как допустимое доказательство, поскольку в соответствии с пунктом 3.3.12. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001 аналитический контроль поступающей и очищенной воды должен осуществляться по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов, Госсанэпиднадзора и охраны природы с учетом точек отбора, периодичности контроля, перечня контролируемых показателей и согласованных методик. Место отбора пробы для анализа МУЗ «Чаинская ЦРБ» ни с кем не согласовывалось, в связи с чем, данное доказательство не отвечает требованиям относимости и допустимости. Статья 120 п. 3 ГК РФ устанавливает, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, в связи с чем, в удовлетворении требования о возложении на Администрацию Чаинского района Томской области обязанности по осуществлению финансирования расходов МУЗ «Чаинская ЦРБ» связанных с организацией деятельности по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» следует отказать. Не может суд согласиться с доводами истца, что такая обязанность возникла и продолжает действовать у Администрации Чаинского района Томской области в силу требований статьи 120 ГК РФ в редакции закона от 27.12.2009 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия МУЗ «Чаинская ЦРБ» по сбросу сточных вод на рельеф местности в нарушение СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно без очистки на локальных очистных сооружениях и обязать организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения. Судья: Н.Г. Николаенко Решение вступило в законную силу 17 июня 2011 года. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (резолютивная часть) Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Синяковой Т.П., судей: Троценко В.А., Марисова A.M. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске 17 июня 2011 года дело по иску Прокурора Чаинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Чаинская ЦРБ» о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в рельеф местности и возложении обязанностей организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод, обязать Администрацию Чаинского района финансировать эти расходы по кассационному представлению помощника прокурора Чаинского района Томской области на решение Чаинского районного суда Томской области от 27 апреля 2011 года, которым постановлено: признать незаконными действия МУЗ «Чаинская ЦРБ» по сбросу сточных вод на рельеф местности в нарушение СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно без очистки на локальных очистных сооружениях и обязать организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Руководствуясь ст. 360, 366, абз. 4 ст. 361, абз.4 ст. 362 ЕПК РФ, судебная коллегия определила: решение Чаинского районного суда Томской области от 27 апреля 2011 года в части отказа в иске Прокурору Чаинского района Томской области к Администрации Чаинского района отменить, вынести в этой части новое решение: иск Прокурора Чаинского района Томской области к Администрации Чаинского района Томской области удовлетворить, дополнить резолютивную часть решения словами: «При недостаточности или отсутствии средств у МУЗ «Чаинская центральная районная больница» обязать Администрацию Чаинского района Томской области финансировать эту деятельность». В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: