Дело № 2-132/2011 от 12.07.2011. Решение вступило в законную силу 01.08.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 12.07.2011 года.

Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием истца Лыбина В.С., представителей ответчика Зворыгиной Н.А., Власова Г.Ю., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыбина В.С. к ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Лыбин В.С. обратился в суд с иском указывая, что 04.04.2011 года решением ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с отсутствием необходимого стажа работы. При этом в медицинский стаж работы в сельской местности не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации - 05 месяцев 26 дней, период службы в качестве фельдшера в вооруженных силах – 01 год 08 мес. 20 дней, а также неверно применены повышающие коэффициенты при расчете льготного стажа.

Просит признать решение ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от 04.04.2011 года незаконным в части отказа включить в стаж работы периоды прохождения курсов повышения квалификации и обязать ответчика включить эти периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Обязать ответчика включить в стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период прохождения службы в вооруженных силах в качестве фельдшера (01 год 08 месяцев 20 дней). Обязать провести перерасчет стажа и назначить пенсию с 23.03.2011 года.

В судебном заседании Лыбин В.С. поддержал свои требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представители ответчика Зворыгина Н.А. и Власов Г.Ю. иск не признали. Считают, что поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, прямо не предусмотрены курсы повышения квалификации, то эти периоды не должны включиться в специальный стаж. Период службы в должности фельдшера не может быть включен в стаж. Поскольку не указано лечебное учреждение, фельдшером которого являлся истец, кроме того, нет никаких данных за то, что это учреждение располагалось в сельской местности. Расчет стажа произведен правильно. До 01.11.1999 года он производился с повышающим коэффициентом 1.3, после этой даты в календарном исчислении.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Истец считает, что приобрел право на пенсионное обеспечение, поскольку 25 лет осуществлял лечебную деятельность в сельской местности. Из пояснений истца, подтвержденных записями в представленной суду трудовой книжке, следует, что Лыбин В.С. с 01.08.1990 года постоянно работает в МУЗ «Ч» в должности врача отоларинголога.

Пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" делегирует Правительству Российской Федерации право составлять списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".Врачи-специалисты всех наименований включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).

Соответственно Лыбин В.С. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения факта наличия 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, решения ГУ "Отделение Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области" от 04.04.2011 года следует, что ответчиком признается наличие у Лыбина В.Л. льготного стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности 22 года 05 месяцев 19 дней. При этом в льготный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 2004-2011 г.г. в количестве 05 месяцев 26 дней.

Статьей 187 ТК РФ предусмотрены гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. На сохраняемую за работниками в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации заработную плату производятся взносы в фонды социального страхования, в том числе в Пенсионный фонд РФ.

Ответчиком признается, что за периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, МУЗ «Ч» осуществлены выплаты в Пенсионный фонд.

При таком положение невключение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение пенсионных прав работника. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Этот вывод суда соответствует Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974года N148 "Об оплачиваемых учебных отпусках", согласно которой период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).

Пункт 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) (с изменениями от 26 мая 2009 г.) предусматривает, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11июля 2002г. N516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N28, ст.2872).

Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516) (с изменениями от 2 мая 2006 г., 18 июня 2007 г., 26 мая 2009 г.) на который ссылается ответчик как основание для невключения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготный трудовой стаж, действительно предусматривает, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" прямо не предусмотрены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, представитель ответчика считает, что эти периоды не подлежат включению в льготный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости.

С логикой представителя ответчика суд не может согласиться. В пункте 9 тех же Правил, предусмотрены периоды, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (периоды отстранения от работы, периоды простоя и т.д.), среди них нет периода нахождения на курсах повышения квалификации. Отсутствие прямого указания об исключении периодов нахождения на курсах повышения квалификации свидетельствует о правомерности вывода суда о необходимости включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Как периодов работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Период нахождения на курсах повышения квалификации у истца составляет 05 месяцев 26 дней.

После включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа истца составляет на момент рассмотрения заявления ответчиком 22 года 11 месяцев 15 дней, что недостаточно для назначения пенсии.

Суд не может согласиться с доводами истца о неправильном исчислении льготного трудового стажа без повышающего коэффициента 1.3, как это предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации».

Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в посёлке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999г. независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет").

После 1 ноября 1999г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке). Если же работа протекала только в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

После 01.11.1999 года трудовая деятельность истца осуществлялась исключительно в сельской местности – в МУЗ «Ч», в связи с чем, следует согласиться с правомерностью исчисления стажа истца после 01.11.1999 года без применения повышающего коэффициента.

Истец полагает также, что в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности должен быть включен период прохождения службы в вооруженных силах в должности фельдшера в/ч продолжительностью 01 год 08 месяцев 20 дней.

Из записей в трудовой книжке истца следует, что с 11.05.1981 года по 23.05.1983 года он проходил службу в рядах Советской Армии в должности фельдшера. Согласно справке Центрального пограничного архива ФСБ России 04.09.1981 года истец был назначен на должность фельдшера 1-й пограничной заставы в/ч , а 23.05.1983 года уволен в запас. Также истцом представлена справка военного комиссариата Томской области из которой следует, что с 05.05.1981 года по 23.05.1983 года истец проходил военную службу по призыву на должности фельдшера медицинского пункта в/ч .

Пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 предусматривает, что в стаж работы на общих основаниях засчитывается работа в должностях, указанных в списке в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями войсковых частей. Должность фельдшера включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, период службы истца в должности фельдшера медицинского пункта в/ч 2069 должен быть учтен как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.Однако, как следует из представленных истцом документов, его служба проходила в войсковой части , расположенной в городе Петропавловск-Камчатский.Статья 12 п. 2 УСТАВ КАМЧАТСКОГО КРАЯгласит, что административным центром Камчатского края является исторически сложившийся центр – город краевого подчинения Петропавловск-Камчатский.

Поскольку город краевого подчинения не может быть отнесен к сельской местности или поселку городского типа, нет оснований для учета периода службы истца в должности фельдшера медицинского пункта в/ч в качестве стаже работы в сельской местности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично. Признать решение ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от 04.04.2011 года незаконным в части отказа включить в стаж работы периоды прохождения курсов повышения квалификации и обязать включить эти периоды (05 месяцев и 26 дней) в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Обязать ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период прохождения службы в вооруженных силах в должности фельдшера в/ч продолжительностью 01 год 08 месяцев 20 дней.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения.

Судья: Н.Г. Николаенко

Решение вступило в законную силу 01 августа 2011 года.