Дело № 2-113/2011 от 28.06.2011. Решение вступило в законную силу 09.08.2011



. РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 28.06.2011 года

Судья Чаинского районного суда Томской области Затхий Л.А., с участием истца Шабулиной Т.В., представителя ответчика Зворыгиной Н.А., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабулиной Т.В. к ГУ "Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области" о признании решения ГУ "Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии не законным, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и о назначении досрочной трудовой пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Шабулина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области, указав, что ей было отказано в назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», поскольку до настоящего времени она работает в Муниципальном учреждении здравоохранения <данные изъяты> расположенном в сельской местности в должности среднего медицинского персонала. Её обращение было рассмотрено 25.04.2011 года и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей было отказано. Просит решение признать незаконным, пересчитать стаж и назначить пенсию с момента обращения с заявлением - с 15.04.2011г.

В судебном заседании истица увеличила исковые требования, просила включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды её работы, как медицинскому работнику, работающему в сельской местности, засчитать из расчёта 1 год работы за 1 год 3 месяца, периоды по беременности и родам, а также - по уходу за ребёнком с (дата) по (дата) (02 г. 09 месяцев 14 дней). Согласно ст. 39 ГПК РФ судом принято увеличение исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц.

Представитель ответчика Зворыгина Н.А., возражая против исковых требований, суду пояснила, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения возможно при наличии стажа работы не менее 25 лет в сельской местности. Периоды работы, как медицинскому работнику, работающему в сельской местности, засчитываются из расчёта 1 год работы за 1 год 3 месяца только до 1 ноября 1999 года, поскольку истица работала медсестрой только в сельской местности. Для включения периодов по беременности и родам, а также - по уходу за ребёнком в льготном порядке нет оснований, поскольку истица не осуществляла лечебную деятельность. Решение ОПФР в Чаинском районе считает правильным, поскольку у истицы отсутствует необходимый 25 летний стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению частично:

В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. определено, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии и ее досрочное получение) на которые рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования. Указанным документом Конституционного Суда РФ установлено, что при решении вопроса о праве на досрочную трудовую пенсию и зачете некоторых периодов профессиональной деятельности по охране здоровья населения могут рассматриваться нормы ранее действовавшего законодательства.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Пунктом 3 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ определено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, в частности, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, правила

исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 № 30 нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу «новых» Федеральных законов РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

В связи с этим нормативные правовые акты, которые регулировали пенсионное обеспечение за выслугу лет медицинских работников за периоды работы до 01.01.2002, не утратили силу и могут применяться в настоящее время при назначении досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в части, не противоречащей этому Закону. Так, пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и пунктами 2 и 3 Правил от 22.09.1999 № 1066 предусматривалось льготное исчисление определенных периодов работы. В связи с этим, периоды работы до 01.01.2002 г., а также после этой даты, в отношении которых может применяться пункт 2 постановления от 06.09.1991 № 464 и подпункты 2 и 3 Правил от 22.09.1999 № 1066, исчисляются с применением льготного порядка, предусмотренного названными нормативными правовыми актами в пределах, необходимых для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. утверждены Пра­вила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости по ст.ст.27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Пунктом 4 указанных правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются пе­риоды работы, выполняемой постоянно полный рабочий день, при условии упла­ты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. В пункте 5 сказано, что периоды работы, дающей право на досрочное назна­чение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми акта­ми. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственно­му социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Исковые требования истицы о перерасчете периодов работы в льготном порядке (один год работы, приходящегося на работу в сельской местности, за один год и три месяца) не подлежат удовлетворению, поскольку до 01.11.1999 г. стаж засчитан из расчёта 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а после 01.11.1999 г. - не подлежат удовлетворению в связи с тем, что Шабулина Т.В. работала спорный период только в сельской местности:

с 11.07.1989 года по 21.08.1989 года (00 лет 01 месяц 11 дней)- медсестра;

с 08.06.1992 года по 29.03.2001 года (08 лет 09 месяцев 23 дня)- медсестра терапевтического отделения;

с 31.03.2001 г. по 11.09.2002 г.( 1 год 5 месяцев 11 дней)-медсестра терапевтического отделения.

с 14.09.2002 года по 28.05.2007 года (04 года 08 месяцев 15дней) – медсестра;

с 02.06.2007 года по 15.04.2011 года (03 года 10 месяцев 14 дней) медсестра палатная;

        В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 года № 781, в соответствии с подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в специальный стаж как 1 год и 3 месяца.

       При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 –ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

       При назначении пенсии до 1 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе (п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 « Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности. Если же работа протекала только в сельской местности, то исчислению такого стажа льготный порядок не применятся (п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 « Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»). Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

На основе толкования подпункта "а" пункта 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002года N781 о невозможности зачёта трудового стажа истицы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и три месяца, поскольку истица осуществляла трудовую деятельность только в сельской местности, а указанные Правила в этом случае такого права не предоставляют.

Как установлено, истица свою трудовую деятельность осуществляла только в сельской местности, в МУЗ <данные изъяты> <адрес>. До 1 ноября 1999 г трудовой стаж Шабулиной Т.В. исчислен в льготном порядке: один год работы, приходящегося на работу в сельской местности, за один год и три месяца. После 1 ноября 1999 г. исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, однако истица работала только в сельской местности. Следовательно, положение п.п. «а» п.5 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 года №781, к ней не может быть применено.

Исковые требования о включении в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком:

- с (дата) по (дата) (02 года 09 месяцев 14 дней) в льготном исчислении подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543 -1 « О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ» внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Следовательно, отпуск по уходу за ребенком подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, в том числе и в связи с лечебной деятельностью, только в период до 6 октября 1992 года.

Аналогичная позиция изложена в п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», а также в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2006 г. № 4-В06-42.

С 22.08.1989 года по 07.06.1992 года у истицы были отпуска по беременности и родам, и отпуска по уходу за ребенком, до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Отпуск по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по государственному социальному страхования в период временной нетрудоспособности и, следовательно, включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (письмо Минтруда России и ПФР от 04.11.2002 N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067).

       Согласно Информационному письму Минтруда России и ПФР N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 отпуск по беременности и родам включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку рассматривается как период получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью.

В соответствии с разъяснением государственного комитета по труду и социальным вопросам от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 при исчислении общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Названными выше Правилами в стаж на соответствующих видах работ включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет не предусматривается. Вместе с тем, с учетом определения КС РФ от 05.11.2002 N 320-О, если на момент вступления в силу постановления от 11.07.2002 N 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 06.10.1992), то такая пенсия может быть назначена, независимо от времени обращения за пенсией (письмо Минтруда России от 21.07.2003 N 717-АП).

Кроме того, согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с разъяснением государственного комитета по труду и социальным вопросам от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 при исчислении общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Таким образом, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком с 22.08.1989 года по 07.06.1992 года должны включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении, всего 02 года 09 месяцев 14 дней, в льготном исчислении = 3 г. 5 мес. 24 дня.

В ходе судебного заседания были установлены периоды:

- отпуска по беременности и родам, и по уходу за ребенком до 3 лет:

с (дата) по (дата) ( 03 г. 05 мес. 24 дня).

С учётом стажа установлено ОПФР в Чаинском районе в сельской местности 1 год работы за 1 год и 3 месяца:

с 11.07.1989 года по 21.08.1989 года (00 лет 01 месяц 11 дней), в льготном порядке = 1 мес. 21 день;

с 08.06.1992 года по 01.11.1999 года (7 лет 4 мес.24 дня), в льготном порядке = 9 лет 3 месяца;

с 01.11.1999 г. по 29.03.2001 года (01 год 04 месяца 29 дней)- в календарном порядке;

с 31.03.2001 г. по 11.09.2002 г.(01 год 05 месяцев 11 дней)- в календарном порядке;

с 14.09.2002 года по 28.05.2007 года (04 года 08 месяцев 15дней) - в календарном порядке;

с 02.06.2007 года по 15.04.2011 года (03 года 10 месяцев 14 дней) - в календарном порядке;

        Таким образом, исходя из вышеизложенного, стаж истицы на день обращения за назначением пенсии 15.04.2011 года, составляет 24 года 03 месяца 24 дня. Следовательно, для назначения Шабулиной Т.В. досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня её обращения, нет оснований связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа.                    

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шабулиной Т.В. к ГУ "Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области" о признании решения ГУ "Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии не законным, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и о назначении досрочной трудовой пенсию по старости удовлетворить частично.

Решение ГУ "Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области" от (дата) в связи с отсутствием требуемой продолжительности льготного стажа признать законным: 25 лет лечебной и иной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности.

ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области включить Шабулиной Т.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период отпуска по беременности и родам и по уходу за ребёнком до трёх лет: с (дата) по (дата) в льготном исчислении, в назначении Шабулиной Т.В. досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением в ГУ "Отдел Пенсионного фонда РФ в Чаинском районе Томской области", с 15.04.2011 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста.

Судья: Затхий Л.А.

Решение вступило в законную силу 09 августа 2011 года.