Дело № 1-143/2011 от 04.08.2011. Решение вступило в законную силу 22.08.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 04.08.2011 года.

Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием истицы Палкиной М.М., представителя ответчика Власова Г.Ю., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Палкиной М.М. к ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Палкина М.М. обратилась в суд с иском указывая, что решением ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с отсутствием требуемой продолжительности льготного стажа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселках городского типа. При этом отпуск по беременности и родам за период с (дата) по (дата) и отпуск по уходу за ребенком за период с (дата) по (дата) были исчислены в календарном порядке, а не в льготном, как один год работы за один год и три месяца. Кроме того, после 01.11.1999 года трудовой стаж неправомерно исчислен ей также в календарном, а не льготном порядке.

Просит признать решение ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) незаконным и обязать ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» произвести перерасчет стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и три месяца в отношении периодов с 11.07.1989 года по 31.10.1999 года, в том числе с (дата) по (дата) (отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком), с (дата) по (дата).

В судебном заседании Палкина М.М. поддержала исковые требования. По обстоятельствам дела пояснила, что вся ее трудовая деятельность с 11 07.1989 года до настоящего времени проходила в одном лечебном учреждении – <данные изъяты> У нее 20 лет календарного стажа работы в муниципальном учреждении здравоохранения в сельской местности и с учетом утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусматривающих, что год работы в сельской местности должен засчитываться как один год и три месяца, ее стажа должно было хватить для назначения пенсии.

Представитель ответчика – Власов Г.Ю. иск не признал. Полагает решение ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) правомерным, трудовой стаж истицы исчислен в соответствии с требованиями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Истица считает, что приобрела право на пенсионное обеспечение, поскольку с 11.07.1989 года осуществляла лечебную деятельность в сельской местности. Из пояснений истца, подтвержденных записями в представленной суду трудовой книжке, следует, что Палкина М.М. с 11.07.1989 года постоянно работает в <данные изъяты> в должности медицинской сестры.

Пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" делегирует Правительству Российской Федерации право составлять списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".Должность медицинской сестры включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).

Соответственно Палкина М.М. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения факта наличия 25-летнего стажа лечебной и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.

Из решения ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) следует, что истице в льготный стаж работы в сельской местности были включены периоды с 11.07.1989 года по 24.12.1989 года (5 мес. 14 дн.), с 15.01.1990 года по 06.04.1992 года (2 года 2 мес. 22 дн.), с 07.04.1992 года по 16.08.1992 года (4 мес. 09 дн.), с 17.08.1992 года по 05.10.1992 года (1 мес. 18 дн.), с 21.05.1994 года по 31.10.1999 года (5 лет 5 мес. 10 дн.), с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года (2 года 2 мес.), с 01.01.2002 года по 07.07.2006 года (4 года 06. мес. 07.дн.), с 10.07.2006 года по 18.04.2011 года (4 года 09 мес. 09 дн.). Правомерность решения в этой части сторонами признается. То есть, в календарном исчислении стаж работы истицы в сельской местности составляет 20 лет 15 дней. При этом до 01.11.1999 года 8 лет 06 месяцев 29 дней, после 01.11.1999 года 11 лет 05 месяцев 16 дней.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999г. независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет"). При этом каждый год работы в сельской местности засчитывался за один год и три месяца. Соответственно 8 лет 06 месяцев 29 дней работы истицы до 01.11.1999 года должны исчисляться не в календарном, а льготном исчислении, что дает ей дополнительно 2 года 1 месяц и 22 дня трудового стажа. Следовательно, общий стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности истицы составляет в льготном исчислении 22 года 02 месяца 07 дней.

В соответствии с решением ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) трудовой стаж истицы в учреждениях здравоохранения в сельской местности истицы составляет 22 года 01 месяц 10 дней в льготном исчислении. Объясняя возникшую разницу, представитель ответчика признал, что периоды отпуска по беременности и родам (с (дата) по (дата)) и по уходу за ребенком до 3-х лет (с (дата) по (дата)) зачтены истице в календарном, а не льготном исчислении, не объяснив мотивов принятого решения.

Между тем, в соответствии с пунктом 21 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29)
(с изменениями от 1 октября 1999 г.) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до (дата), т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Таким образом, поскольку периоды отпуска по беременности и родам (с (дата) по (дата)) и по уходу за ребенком до 3-х лет (с (дата) по (дата)) включаются в специальный трудовой стаж и имели место до 01.11.1999 года, то и исчисляться трудовой стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следует в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и три месяца. И исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами истца о неправильном исчислении льготного трудового стажа без повышающего коэффициента 1.3, как это предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации» после 01.11.1999 года.

Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в посёлке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

После 1 ноября 1999г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке). Если же работа протекала только в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

После 01.11.1999 года трудовая деятельность истицы проходила исключительно в сельской местности – в <данные изъяты>», в связи с чем, следует согласиться с правомерностью исчисления стажа истца после 01.11.1999 года без применения повышающего коэффициента.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) в части исчисления Палкиной М.М. стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения за периоды отпуска по беременности и родам (с (дата) по (дата)) и по уходу за ребенком до 3-х лет (с (дата) по (дата)) без применения льготного повышающего коэффициента. Обязать ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» произвести перерасчет стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и три месяца в отношении периодов отпуска по беременности и родам (с (дата) по (дата)) и по уходу за ребенком до 3-х лет (с (дата) по (дата)).

В остальной части удовлетворении исковых требований Палкиной М.М. к ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения.

Судья: Н.Г. Николаенко

Решение вступило в законную силу 22 августа 2011 года.