Дело № 2-177/2011 от 01.11.2011. Решение вступило в законную силу 13.12.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 01.11.2011 года.

Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием истца Адлер Е.А., пом. прокурора Чаинского рйона Томской обл. Бессмертных Ю.Н., представителя ответчика Лавровой Л.М., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района Томской области в интересах Адлер Е.А. к Администрации Подгорнского сельского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаинского района Томской области обратился в суд с иском указывая, что Адлер Е.А. имеет статус ребенка – оставшегося без попечения родителей. C 07.09.2005 года Адлер Е.А. на основание постановления Администрации Подгорнской сельской администрации находилась под опекой, жилого помещения за ней не закреплялось. С 10.03.2011 года истица стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещение по договору социального найма в администрации Подгорнского сельского поселения в категории дети-сироты. В силу требований ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч.ч. 2,3 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ, п.2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Томской области № 188-ОЗ, у ответчика возникла обязанность предоставить Адлер, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, до настоящего времени не исполненное. Просит обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Адлер Е.А., вне очереди, жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании пом. прокурора Чаинского района Томской области Бессмертных Ю.Н. поддержал исковые требования по изложенным в заявление основаниям. Считает, что обязанность по обеспечению истицы жилым помещением должна быть именно на ответчика. Межбюджетные отношения с администрацией Томской области не имеют отношения к рассматриваемому делу, и ни при каких обстоятельствах не освобождают ответчика от исполнения обязанности предоставить истице жилое помещение.

Истица Адлер Е.А. поддержала исковые требования, согласившись с приведенным прокурором мотивировкой.

Представитель ответчика - Лаврова Л.М. – исковые требования не признала. Согласилась, что истец относится к категории дети-сироты, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещение в администрации поселения. Признает, что у администрации поселения существует обязанность обеспечить его жилым помещением. Тем не менее, считает, что надлежащими ответчиками по делу являются МУ «Отдел образования Администрации Чаинского района Томской области» и Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, которые не предоставляют в достаточном объеме субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Приобретать жилье на собственные средства ответчик не намерен, так как имеет достаточно расходных обязательств, чтобы еще исполнять расходные обязательства администрации субъекта РФ.

Представитель Администрации Томской области в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указывает, что истцом не представлено достаточных доказательств для подтверждения права на жилое помещение.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Адлер Е.А. является ребенком оставшимся без попечения родителей, что подтверждается справкой МУ «Отдел образования Администрации Чаинского района Томской области», постановлением Администрации Чаинского района №_ от (дата) «Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Адлер Е.А.», и признается ответчиками.

Собственного жилья Адлер Е.А. не имеет, что подтверждается справками ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. Представленное суду свидетельство подтверждает факт окончания Адлер Е.А. обучения в профессиональном училище №_ <адрес> 22.06.2010 года.

Постановлением " Администрации Подгорнского сельского поселения" от 10.03.2011 года истица поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение по договору социального найма. По состоянию на 16.03.2011 года она числится за номером 222 в общем списке и за номером 22 в списке граждан имеющих право на первоочередное получение жилья.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

В силу ст.5 указанного Закона, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

Частью 1 статьи 1 Закона Томской области № 188-ОЗ от 11.09.2007 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» предусмотрено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.1 ст.3 данного Закона органы местного самоуправления поселений с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 2 ст. 3 Закона).

Анализ действующего законодательства позволяет придти к однозначному выводу, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена именно на органы местного самоуправления, в настоящем деле на администрацию Подгорнского сельского поселения. Поскольку Адлер Е.А. относится к категории детей-сирот, с 16.03.2011 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещение по договору социального найма, до настоящего времени жилой площадью не обеспечена, исковые требования о возложении на Администрацию Подгорнского сельского поселения обязанности обеспечить Адлер Е.А. жилым помещением подлежат удовлетворению.

С доводами представителей Подгорнского сельского поселения, что надлежащими ответчиками должны являться МУ «Отдел образования Администрации Чаинского района Томской области» и Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, не выделяющие достаточных средств для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть не исполняющие свои расходные обязательства, суд не может согласиться. Как отмечалось выше, обязанность по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан возложена именно на органы местного самоуправления. Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнении государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений. Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений и, соответственно, не обладает правом требовать осуществления мероприятий по предоставлению ему жилья. Следовательно, единственным надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Подгорнского сельского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Адлер Е.А., (дата) рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма на территории Подгорнского сельского поселения не ниже установленных социальных норм по Чаинскому району.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения.

Судья: Н.Г. Николаенко

Решение вступило в законную силу 13 декабря 2011 года.