РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Подгорное 28.12.2011 года Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием представителя истца Бессмертных Ю.Н., представителей ответчика Горкунова А.Н., Адамовой Е.А., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП Чаинского района «Чаинская ПОЖКХ» о признании незаконными действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чаинского района Томской области обратился с иском указывая, что приказом директора МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» № 1/1 от 11.01.2011 года установлена плата за проверку, пломбировку и принятие на коммерческий учет водосчетчиков в размере 412 рублей. Таким образом, ответчик навязывает потребителям дополнительную платную услугу, поскольку без проведения опломбировки прибора учета оплата потребленной воды осуществляется по нормативам потребления. Считает, что данные действия ответчика противоречат статьи 543 ГК РФ, статье 16 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», статье 154 ЖК РФ. Просит признать незаконными действия МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившееся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды и обязать МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» не допускать обуславливания регистрации приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием. В судебном заседании представитель истца - Бессмертных Ю.Н. поддержал исковые требования по приведенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что работы по проверке, опломбированию и принятию на учет приборов учета являются текущей работой ответчика, проводимой в своих интересах, и фактически не является услугой. Представители ответчика иск не признали. Считают, что Правилами Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Ответчик признает, что МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» является единственным исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению в с. Подгорное, осуществляет продажу данного коммунального ресурса, принимает в эксплуатацию индивидуальные приборы учета воды, самостоятельно обслуживает внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. При этом расчет потребленных коммунальных ресурсов на основании приборов учета осуществляется лишь после приемки этих приборов в эксплуатацию уполномоченными лицами МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ», при условии предварительной оплаты в кассу предприятия за данный вид услуг в размере 412 рублей. Из представленного суду приказа № 1/1 от 11.01.2011 года следует, что директором МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» действительно установлена плата за проверку, пломбировку и принятие на коммерческий учет водосчетчиков в размере 412 рублей. Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Соответственно отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307. Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в подпункте "г" пункта 52 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей указанным пунктом не предусмотрено. Не возложена на гражданина-потребителя коммунальных услуг обязанность производить опломбирование приборов учета за свой счет ни специальным нормативным документом - Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, ни каким-либо иными правовыми актами. Пункт 36 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года N 167 устанавливающий, что оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента, не применим к правоотношениям, где в качестве абонента выступает гражданин-потребитель. Поскольку согласно п. З данных правил прямо определяет, что они не распространяются на отношения между организациями водопродно-канализационного хозяйства и гражданами. Из изложенного следует, что законодатель установил разные правила предоставления коммунальных услуг для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, и граждан, проживающих в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. И если на первых прямо возложены все расходы по оборудованию узла учета и его эксплуатации, то на вторых такой обязанности не возложено. Представители ответчика полагают, что в данном случае имеется пробел законодательства, который позволяет им взымать плату за проверку, пломбировку и принятие на коммерческий учет водосчетчиков, полагая, что это является платной услугой, оказываемой коммерческой организацией. С данной позицией суд согласиться не может. Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Статья 548 п. 2 ГК РФ устанавливает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Пункт 2 статьи 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. То есть, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не разрешен вопрос об ответственности, обеспечение надлежащего технического состояние приборов учета потребления возложена на ресурсоснабжающую организацию ГК РФ. Пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предоставляет гражданину – потребителю коммунальных услуг, право определять размер платы за коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Более того, пункт 52 (в) данных правил даже обязывает его использовать индивидуальные приборы учета. Наличие данного права у гражданина-потребителя порождает у энергоснабжающей организации обязанность принимать оплату за потребленные коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета, и обеспечивать их надлежащее техническое состояние. Представителями ответчика признается, что целью проверки и опломбирования приборов учета холодной воды является недопустимость несанкционированного вмешательства потребителя либо другого лица в работу ведомственного устройства и искажения результатов измерения. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам на ответчика возложена обязанность принимать оплату за потребленные коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а статьей 543 ГК РФ обязанность обеспечивать их надлежащее техническое состояние. При таких обстоятельствах, суд не может не согласиться с доводами представителя истца, что проверка, пломбировка и принятие на коммерческий учет водосчетчиков является текущей деятельностью МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ», осуществляемой в силу обязанностей возложенных законом и в своих интересах. Преследует цель получения оплаты за потребленные ресурсы в полном объеме, и вовсе не является какой-то дополнительной услугой оказываемой гражданину-потребителю. Выводы суда полностью согласуются с мыслью законодателя, который в пункте 5 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Учитывая, что МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» отказывается принимать в эксплуатацию и производить расчеты потребленных услуг на основании данных прибора индивидуального учета, следует согласиться и с доводами истца, что требуя с потребителей оплаты за проверку, пломбировку и принятие на коммерческий учет водосчетчиков, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги. Обуславливает выполнение своей обязанности по регистрации приборов учета потребителей дополнительной платной услугой (по-сути таковой не являющейся), тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Признать незаконными действия МУП Чаинского района «Чаинское ПОЖКХ» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившееся в навязывании дополнительной платной услуги по пломбированию приборов учета воды и обязать МУП Чаинского района «Чаинская ПОЖКХ» не допускать обусловливания регистрации приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения. Судья: Николаенко Н.Г. Решение вступило в законную силу 23 марта 2012 года..
пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 на них возложена обязанность по приемке в эксплуатацию узлов, их проверке и опломбированию. При этом не предусмотрено, что данный вид услуг должен предоставляться организацией жилищно-коммунального хозяйства бесплатно. В связи с чем, считают, что данный вид услуг должен осуществляться на возмездной основе. Размер оплаты установлен в соответствии с реальными затратами на данный вид работ.
"О водоснабжении и водоотведении" вступающей в силу с 1 января 2013 г. предельно конкретно разъяснил спорный вопрос, указав, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.