Дело № 2-61/2012 от 03.04.2012. Решение вступило в законную силу 10.05.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 03.04.2012 года.

Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием истца Балашова А.И., представителя ответчика Сафронова В.Л., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашова А.И. к ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Балашов А.И. обратился в суд указывая, что (дата) он обратился в ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В удовлетворении его заявления было отказано. При этом ответчиком в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не были включены периоды работы с 13.08.1982 года по 30.09.1996 года в <данные изъяты> и с 01.10.1996 года по 16.09.1997 года в <данные изъяты> по специальности водителя автомобиля на вывозке леса.

Просит признать решение ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) в части непризнания в качестве льготного стажа, дающего право на досрочную пенсию периодов работы с 13.08.1982 года по 30.09.1996 года в <данные изъяты> и с 01.10.1996 года по 16.09.1997 года в <данные изъяты> и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).

В судебном заседании Балашов А.И. поддержал исковые требования частично. По обстоятельствам дела пояснил, что в период работы с 13.08.1982 года по 30.09.1996 года в <данные изъяты> и с 01.10.1996 года по 16.09.1997 года в <данные изъяты> он работал водителем автомобиля на вывозке леса и занимался вывозкой древесины с верхнего склада на нижний склад. Никаких других трудовых функций он не исполнял, ни на какие другие работы не переводился. Единственное исключение было в период с мая по октябрь 1987 года, когда он работал плотником на строительстве жилого дома, возводившемся организацией хозяйственным способом. Данный период он просит не включать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Предполагает, что указание в карточках-справках, что он работал и в другие периоды плотником, столяром, станочником, слесарем, является следствием ошибки. Возможно в карточки-справки вносили сведения о его отце, который работал в <данные изъяты> на пилораме.

Представитель ответчика - Сафронова В.Л. – иск не признал. Указывает, что в соответствии со Списком № 2 от 22.08.1956 года право на льготную пенсию имели шоферы лесовозных автомобилей, а в соответствии со Списком от (дата) водители автомобилей на вывозке леса. Истец был принят на работу в <данные изъяты> водителем, строка «лесовоза на вывозке леса» дописана другой пастой. В <данные изъяты> истец был принят на работу водителем на вывозку леса. То есть наименование профессии истца ни в первом, ни во втором случае не соответствует Спискам. Кроме того, согласно архивной справке № 38, в период работы в <данные изъяты>» истец работал не только водителем, но и по другим должностям.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается ранее общего пенсионного возраста мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно п.2 ст. 28.1 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, снижается на 5 лет.

С учетом постановления Конституционного Суда № 2-П от 29.01.2004 года «По делу о проверке Конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" специальный стаж нужно исчислять по законодательству, действовавшему в период работы, то есть до 01.01.1992 года руководствоваться утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 Списками Производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, а с 01.01.1992 года руководствоваться утвержденный постановлением Правительства РФ № 273 от 24.04.1992 года Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве.

В соответствии с данными Списками до 01.01.1992 года право на льготное пенсионное обеспечение имели «шоферы лесовозных автомобилей» (Список № 2 от 22.08.1956 года раздел ХХll), а с 01.01.1992 года «водители автомобилей на вывозке леса».

Согласно записям в трудовой книжке, 13.08.1982 года Балашов А.И. был принят на работу в <данные изъяты> водителем автомашины – лесовоза на вывозке леса и проработал в данной должности до 30.09.1996 года (записи №№ 4-6), в период с 01.10.1996 года по 16.09.1997 года истец работал в <данные изъяты> водителем на вывозке леса (записи №№ 7-8).

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, суду необходимо установить тождественность выполняемой истцом работы в заявленные им спорные периоды предусмотренным «Списками…» профессиям: «шофер лесовозной машины» и «водитель автомобиля на вывозке леса».

В соответствии с Положением о порядке присвоения квалификации водителя от 13.02.1976 г. № 40 и приказом Минтранса РСФСР от 24.12.87 г. № 176 шоферы лесовозных автомобилей могут пользоваться правом на досрочную пенсию по п.п.7 п.1 ст.27 Ф.З. от 17.12.2001 г.№173, поскольку водитель-это шофер, управляющий транспортным средством.

Само по себе наименование профессии истца указанная в трудовой книжке "водитель автомашины-лесовоза на вывозке леса", «водитель на вывозке леса» согласуется с профессиями указанными в Списках. Слова шофер и водитель являются синонимами. Шофер (водитель) занимающийся вывозкой леса, может управлять только лесовозной машиной, который можно также назвать автомобилем на вывозке леса. То есть все эти выражения являются синонимичными наименованиями одной и той же профессии. Сопоставляя наименование профессии истца в трудовой книжке с записями в приказах-расстановках за 1982-1997 годы, где он значится как шофер на вывозке леса, водитель лесовозной машины, водитель лесовоза, следует также придти к выводу, что данные записи раскрывают трудовую функцию истца, который будучи водителем, занимался вывозкой леса на лесовозной машины.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ, пунктом 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года N 190, и п. 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 - трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Записи во всех разделах трудовой книжки истца, включая разделы "Сведения о работе" внесены в соответствии с установленным порядком ведения трудовых книжек и на основании приказов работодателя. Сведения о должностях и периодах работы в этих должностях Балашова А.И. подтверждаются представленной суду архивной справкой № 38. Из данной справки следует, что с момента начала трудовой деятельности в <данные изъяты> и до ее окончания в <данные изъяты> истец, согласно приказам-расстановкам, работал лишь шофером на вывозке леса и водителем лесовозной машины. В архивной справке действительно записано, что истец принят на работу на основании приказа № 90-к от 12.08.1982 года водителем автомашины. При этом уже с 12.08.1982 года согласно приказу-расстановке он был направлен шофером на вывозку леса, то есть шофером лесовозной машины он работал с момента приема на работу вне зависимости от формулировки приказа о приеме на работу. В карточках-справках содержится информация, что заработная плата истцу начислялась не только как водителю лесовозной машины, но и как слесарю, плотнику, столяру, станочнику. Учитывая, что приказы расстановки соответствуют записям в трудовой книжке истца о том, что указанный период истец работал водителем лесовозной машины, суд считает, что манипуляции работодателя с заработной платой истца, не могут свидетельствовать о том, что он выполнял и другие обязанности кроме основной трудовой функции водителя лесовозной машины. Указание в карточках справках на работу слесарем может соответствовать периодам работы водителем лесовозной машины, в которые осуществлялся ремонт автомобиля. На период ремонта своего транспортного средства истец оставался водителем автомобиля на вывозке леса, в связи с чем, эти периоды не могут быть исключены из льготного периода. Сведения о работе истца плотником, столяром, станочником противоречат данным трудовой книжки, сведениям в приказах расстановках о работе истца в эти периоды водителем лесовозной машины. В связи с чем, эти сведения заслуживают критической оценки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в периоды с 13.08.1982 года по 30.09.1996 года в <данные изъяты> и с 01.10.1996 года по 16.09.1997 года в <данные изъяты> проходили на должностях дающих право на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Следовательно, эти периоды подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной пенсии. За исключением периода работы с мая по ноябрь 1987 года (пять месяцев), в который, согласно пояснениям истца, он не исполнял свои непосредственные трудовые обязанности, а привлекался к строительству жилья хозяйственным способом.

Решением ГУ – ОПФР в Чаинском районе Томской области от (дата) установлено, что Балашов А.И. имеет стаж работы в районах приравненных к районам Крайнего Севера -26 лет 06 месяцев 22 дня, страховой стаж 30 лет 09 месяцев 11 дней. После установления судом в качестве специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы с 13.08.1982 года по 30.09.1996 года и с 01.10.1996 года по 16.09.1997 года (за исключением периода с мая по ноябрь 1987 года) специальный стаж истца равен 14 годам 8 месяцам и 3 дням в календарном исчислении (период с 13.08.1982 года по 16.09.1997 года составляет 15 лет 01 месяц 3 дня, из которого вычитаются 5 месяцев - период с 01.05.1987 года по 31.10.1987 года). Поэтому пенсионный возраст (60 лет для мужчин) Балашова А.И. в соответствии с п.2 ст. 28.1 и п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в РФ" может быть снижен на 10 лет.

Согласно ст. 19 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года № 173, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

В пункте 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" обращено внимание судов что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Балашов А.И. обратился в ГУ – ОПФР в Чаинском районе Томской области по вопросу назначения льготной пенсии (дата), право на получение пенсии у него возникло в день 50-летия – (дата), следовательно, и обязанность назначить истцу пенсию должна быть возложена на ответчика с (дата).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны понесенные по делу судебные расходы. Соответственно, с ответчика должны быть взысканы в пользу Балашова А.И. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» от (дата) в части не включения Балашову А.И. в льготный трудовой стаж периодов работы с 13.08.1982 года по 30.09.1996 года в <данные изъяты> и с 01.10.1996 года по 16.09.1997 года в <данные изъяты> и обязать включить данные периоды в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» назначить Балашову А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с ГУ «ОПФР в Чаинском районе Томской области» в пользу Балашова А.И. 200 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд, через районный суд, в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Николаенко Н.Г.

Решение вступило в законную силу 10 мая 2012 года.