РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Подгорное 29.09.2010 года.
Судья Чаинского районного суда Томской области Николаенко Н.Г., с участием пом. прокурора Чаинского района Томской области Костяевой Е.М., истицы Макаровой Т.А., представителя ответчика Лавровой Л.М., при секретаре Шмельковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района Томской области в интересах Макаровой Т.А. к Администрации Подгорнского сельского поселения о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чаинского района Томской области обратился в суд с иском указывая, что Макарова Т.А. имеет статус ребенка-сироты, поскольку в возрасте до 18 лет у нее умерли оба родителя. C 1995 года Макарова Т.А. на основание постановления главы Подгорнской сельской администрации находилась под опекой, жилого помещения за ней не закреплялось. С 2005 года истица стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещение по договору социального найма в администрации Подгорнского сельского поселения в категории дети-сироты. В силу требований ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч.ч. 2,3 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ, п.2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Томской области № 188-ОЗ, у ответчика возникла обязанность предоставить Макаровой, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, до настоящего времени не исполненное. Просит обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Макарову Т.А., вне очереди, жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании пом. прокурора Чаинского района Томской области Костяева Е.М. поддержала исковые требования по изложенным в заявление основаниям. Считает, что обязанность по обеспечению истицы жилым помещением должна быть именно на ответчика. Межбюджетные отношения с администрацией Томской области не имеют отношения к рассматриваемому делу, и ни при каких обстоятельствах не освобождают ответчика от исполнения обязанности предоставить истице жилое помещение.
Истица Макарова Т.А. поддержала исковые требования, согласившись с приведенным прокурором мотивировкой.
Представитель ответчика - Лаврова Л.М. – исковые требования не признала. Согласилась, что истица относится к категории дети-сироты, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещение в администрации поселения. Признает, что у администрации поселения существует обязанность обеспечить ее жилым помещением. Тем не менее, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Томской области, которая не предоставляет субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Приобретать жилье на собственные средства ответчик не намерен, так как имеет достаточно расходных обязательств, чтобы еще исполнять расходные обязательства администрации субъекта РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Макарова Т.А. является ребенком оставшимся без попечения родителей, что подтверждается свидетельствами о смерти ее матери М. и отца М., постановлением главы администрации Подгорнской сельской администрации от 17.08.1995 года о назначении опеки над Макаровой Т.А., постановлением о назначении попечительства над Макаровой Т.А. главы Колпашевского района от 10.04.2002 года.
По информации муниципального образования "Подгорнское сельское поселение" истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещение по договору социального найма в 2005 году как ребенок-сирота. До настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, по состоянию на 01.01.2010 года она числится за номером 65 в общем списке и за номером 7 в списке граждан имеющих право на первоочередное получение жилья.
Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
В силу ст.5 указанного Закона, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
Частью 1 статьи 1 Закона Томской области № 188-ОЗ от 11.09.2007 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» предусмотрено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч.1 ст.3 данного Закона органы местного самоуправления поселений с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 2 ст. 3 Закона).
Анализ действующего законодательства позволяет придти к однозначному выводу, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена именно на органы местного самоуправления, в настоящем деле на администрацию Подгорнского сельского поселения. Поскольку Макарова Т.А. относится к категории детей-сирот, с 2005 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещение по договору социального найма, до настоящего времени жилой площадью не обеспечена, исковые требования подлежат удовлетворению.
С доводами представителя ответчика, что надлежащим ответчиком должна являться Администрация Томской области, не выделяющая достаточных средств для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть не исполняющая свои расходные обязательства, суд не может согласиться. Как отмечалось выше, обязанность по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан возложена именно на органы местного самоуправления. Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнении государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений. Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений и, соответственно, не обладает правом требовать осуществления мероприятий по предоставлению ему жилья. Следовательно, единственным надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Подгорнского сельского поселения.
На основание изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить. Обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Макарову Т.А., /__/ года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Томский областной суд, через районный суд, в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения.
Судья: Николаенко Н.Г.
Решение вступило в законную силу 16 ноября 2010 года.
Верно: