Дело № 2-160/2012 от 22.08.2012. На момент размещения решениене вступилов законную силу.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 22.08.2012 года

Судья Чаинского районного суда Томской области Затхий Л.А., при секретаре Шмельковой Л.Н., а также с участием представителя истца - пом. прокурора Чаинского района Марченко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, публичных интересов РФ к администрации «Подгорнского сельского поселения» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаинского района Томской области в порядке ст.45, 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов РФ о признании незаконным бездействия администрации "Подгорнское сельское поселение" по выполнению требований ч. 4 ст. 6, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения»в части обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов «Подгорнского сельского поселения», просил обязать администрацию «Подгорнского сельского поселения» принять меры к восстановлению дорожного полотна: на перекрёстке улиц Южная и Кайдалова с. Подгорное; в районе дома № 2 на ул. Южная; на улице Южной в районе перекрёстка с ул. Авиаторов и пер. Берёзовый и далее по направлению к гаражам МБУЗ «Чаинской ЦРБ»; на ул. Южной в районе гаражей МБУЗ «Чаинская ЦРБ» и бывшего здания Аэропорта; на ул. Лесной с. Подгорное на участке от дома № 43 до дома № 47; на участке по ул. Лесной от дома № 47 до перекрёстка с ул. Зелёной; на участке по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелёной до перекрёстка с ул. Трактовой, и в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации «Подгорнского сельского поселения» разумный срок для совершения указанных действий, но не более 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании пом. прокурора Чаинского района Марченко В.В. отказался от части требований в связи с принятыми главой поселения мерами по восстановлению дорожного полотна, просил признать незаконным бездействие администрации "Подгорнское сельское поселение" в части обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах: на ул. Лесной с. Подгорное на участке от дома № 43 до дома № 47 и на участке по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелённой до перекрёстка с ул. Трактовой с. Подгорное. Согласно ст.39 ГПК РФ судом принято уменьшение заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Глава администрации «Подгорнское сельское поселение» Будаев В.И. представил суду письменный отзыв, в котором сообщил, что ремонт дорог выполнен 18.08.2012 г. на перекрёстке улиц Южная и Кайдалова с. Подгорное; в районе дома № 2 на ул. Южная; на улице Южной в районе перекрёстка с ул. Авиаторов и пер. Берёзовый и далее по направлению к гаражам МБУЗ «Чаинской ЦРБ»; на ул. Южной в районе гаражей МБУЗ «Чаинская ЦРБ» и бывшего здания Аэропорта; на ул. Лесной с. Подгорное на участке от дома № 43 до дома № 47; на участке по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелёной до перекрёстка с ул. Трактовой, и просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав пом. прокурора Чаинского района Томской области Марченко В.В., исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Положениями ст.255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 4 ст. 27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 г. закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.1 федерального закона «О прокуратуре РФ» на прокуратуру как на государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением законов, возложена защита публичных интересов Российской Федерации.

В ст. ст. 2, 15 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, является первоочередной задачей, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Государством установлен приоритет жизни и здоровья граждан, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности п. 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации..

В силу п.11 ст.13 Федерального закона ФЗ от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст.1, ст.3, ст.5,ч.4,8 ст.6, ст.12, ч.1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства России от 23.10.1993 № 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для дорожного движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию дороги и восстановлению дорожного полотна: на ул. Лесной с. Подгорное на участке от дома № 43 до дома № 47 и на участке по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелённой до перекрёстка с ул. Трактовой с. Подгорное возложена на администрацию «Подгорнского сельского поселения». По результатам проведённой прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что администрацией «Подгорнского сельского поселения» допускаются нарушения указанного законодательства.

Обращаясь в защиту прав неопределенного круга лиц, прокуратур Чаинского района сослался на нарушения ГОСТ Р 50597-9 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 которого покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Судом приняты доводы пом. прокурора Чаинского района Марченко В.В. о том, что в нарушение данных требований администрацией «Подгорнского сельского поселения» дорожная деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения должным образом не ведётся, судом установлено несоответствие автомобильных дорог п.п. 3.1.1, 3.1.2, разделу 3 ГОСТ Р 50597-9 «Автомобильные дороги и улицы, и требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому под условиям обеспечения безопасности дорожного движения», поскольку как следует из акта проверки от 07.08.2012 г. дорожное полотно на ул. Лесной с. Подгорное на участке дорожного полотна от дома № 43 до дома № 47 имеется 30 ям размерами от 300 см. на 170 см. до 30 см. на 20 см. Глубина ям достигает 8 см. На участке дорожного полотна по ул. Лесной от дома № 47 и до перекрёстка с ул. Зелёной имеется 23 ямы, размерами от 180 см. на 150 см. до 30 см. на 25 см. Глубина ям достигает 9 см. На участке дорожного полотна по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелёной до перекрёстка с ул. Трактовой имеется 13 ям, размерами от 310 см. на 220 см. до 20 см. на 20 см. Глубина ям достигает 14 см.

Судом не приняты доводы главы «Подгорнского сельского поселения» о том, что 18.08.2012 г. выполнен ремонт дорог и приняты меры к восстановлению дорожного полотна: на ул. Лесной с. Подгорное на участке от дома № 43 до дома № 47 на участке по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелённой до перекрёстка с ул. Трактовой с. Подгорное, поскольку в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлены доказательства устранения ям (выбоин) и восстановления дорожного полотна на этих улицах.

Судом установлено незаконное бездействие администрации «Подгорнского сельского поселения» по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) на вышеуказанных улицах в соответствии с установленными требованиями стандартов, норм и правил. Бездействие администрации «Подгорнского сельского поселения» является незаконным, так как действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог местного значения, проведению капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии с требованиями стандартов, норм и правил. Данные факты свидетельствуют о ненадлежащей организации работы в администрации «Подгорнского сельского поселения» по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения и неисполнении требований статей 21 и 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597–93. Неисполнение администрацией «Подгорнского сельского поселения» обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах «Подгорнского сельского поселения» нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, использующих данные дороги для передвижения, и публичных интересов РФ.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершить только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при указании на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия, названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Суд исходит из того, что имеющиеся повреждения дорог в соответствии с требованиями ГОСТ должны быть устранены в кратчайшие сроки, не более 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в ином случае указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав и законных интересов граждан.

Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств, приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что требования прокурора Чаинского района о признании незаконным бездействие администрации «Подгорнского сельского поселения», выразившееся в не обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенного пункта с. Подгорное «Подгорнского сельского поселения» обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199, 249, 250, 252, 257 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, публичных интересов РФ к администрации «Подгорнского сельского поселения» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации «Подгорнского сельского поселения» по выполнению требований ч.4 ст.6,ч.2 ст.12, ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного
движения» в части обеспечения безопасности дорожного движения на
автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов
«Подгорнского сельского поселения».

Обязать администрацию «Подгорнского сельского поселения» принять меры к восстановлению дорожного полотна:

- на ул. Лесной с. Подгорное на участке от дома № 43 до дома № 47 и на участке по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелённой до перекрёстка с ул. Трактовой.

Установить администрации «Подгорнского сельского поселения» срок для совершения указанных действий - не более 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Л.А.Затхий