Дело № 2-163/2012 от 23.08.2012. На момент размещения решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 23.08.2012 года

Судья Чаинского районного суда Томской области Затхий Л.А., при секретаре Шмельковой Л.Н., а также с участием представителя истца - пом. прокурора Чаинского района Марченко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, публичных интересов РФ к администрации «Коломинского сельского поселения» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаинского района Томской области в порядке ст.45, 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов РФ о признании незаконным бездействия администрации "Коломинского сельского поселения" по выполнению требований ч. 4 ст. 6, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов "Коломинское сельское поселение», просил обязать администрацию "Коломинское сельское поселение» принять меры к восстановлению дорожного полотна: улицы Обская в с. Новоколомино Чаинского района Томской области, в районе домов № 18 и № 11; ул. Обской в районе домов № 20, 22; на ул. Молодёжной с. Новоколомино в районе перекрёстка с ул. Обской; ул. Молодёжной в районе домов № 18, 20; на ул. Мира в с. Коломинские Гривы Чаинского района Томской области; в районе гаража для большегрузной техники, на протяжении 40 метров; на улице Мира в районе разрушенной АЗС; на улице Мира в 100 метрах от АЗС по направлению к центру села; на ул. Мира по направлению к центру села, в 10 метрах; на ул. Мира по направлению к центру села, на расстоянии 70 метров; на ул. Мира по направлению к центру села, на расстоянии 50 метров; на ул. Мира, в районе перекрёстка с ул. Мусохранова; на ул. Советской с. Коломинские Гривы, в районе дома № 20; на ул. Советской в районе здания администрации поселения; на ул. Советской, на расстоянии 25 метров от перекрёстка с ул. Мира, и в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации "Коломинское сельское поселение» разумный срок для совершения указанных действий, но не более 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании пом. прокурора Чаинского района Марченко В.В. отказался от части требований в связи с принятыми главой поселения мерами по восстановлению дорожного полотна, просил признать незаконным бездействие администрации "Коломинское сельское поселение" в части обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах: на ул. Лесной с. Подгорное на участке от дома № 43 до дома № 47 и на участке по ул. Лесной от перекрёстка с ул. Зелённой до перекрёстка с ул. Трактовой с. Подгорное.

Глава администрации «Коломинское сельское поселение» Михайлова Н.И. представила суду письменный отзыв, в котором иск признала полностью, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Выслушав пом. прокурора Чаинского района Томской области Марченко В.В., исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Положениями ст.255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 4 ст. 27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 г. закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.1 федерального закона «О прокуратуре РФ» на прокуратуру как на государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением законов, возложена защита публичных интересов Российской Федерации.

В ст. ст. 2, 15 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, является первоочередной задачей, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Государством установлен приоритет жизни и здоровья граждан, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности п. 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации..

В силу п.11 ст.13 ФЗ от 8.11.2007 № 257- Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст.1, ст.3, ст.5, ч.4,8 ст.6, ст.12, ч.1 ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства России от 23.10.1993 № 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для дорожного движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию дороги и восстановлению дорожного полотна на вышеуказанных дорогах возложена на администрацию «Коломинское сельское поселение». По п.2 ст.1 г.1, п.п.3 п.1 ст.2 гл. 1 Устава исполнительно- распорядительный орган муниципального образования - Администрация «Коломинское сельское поселение Чаинского района Томской области». «Коломинское сельское поселение» состоит из объединенных общей территорией следующих населённых пунктов: с. Васильевка, с. Коломино, с. Коломинские Гривы, с. Леботёр, с. Новоколомино, с. Обское, п. Петрово. По результатам проведённой прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что администрацией «Коломинское сельское поселение» допускаются нарушения указанного законодательства.

Обращаясь в защиту прав неопределенного круга лиц, прокуратур Чаинского района сослался на нарушения ГОСТ Р 50597-9 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 которого покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Судом приняты доводы пом. прокурора Чаинского района Марченко В.В. о том, что в нарушение данных требований администрацией "Коломинское сельское поселение» дорожная деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения должным образом не ведётся, судом установлено несоответствие автомобильных дорог п.п. 3.1.1, 3.1.2, разделу 3 ГОСТ Р 50597-9 «Автомобильные дороги и улицы, и требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому под условиям обеспечения безопасности дорожного движения», поскольку как следует из акта проверки от 08.08.2012 г. дорожное полотно на ул. Обская в с. Новоколомино Чаинского района Томской области, в районе домов №18 и № 11, имеется группа дефектов в виде ям (углублений) в количестве восьми, глубиной до 6 сантиметров (далее см.), длиной от 110 см. на 100 см., до 20 см. на 15 см. На ул. Обской в районе домов № 20, 22 имеются дефекты дорожного полотна в виде ям в количестве восьми, глубиной до 12 см., длиной от 300 см. на 140 см., до 50 см. на 30 см. На ул. Молодёжной с. Новоколомино в районе перекрёстка с ул. Обской имеется дефект дорожного полотна в виде ямы идущей по всей ширине дороги, по ширине достигающей 100 см., а также яма в дорожном полотне размером 50 см. на 30 см. Глубина этих ям достигает 10 см. На ул. Молодёжной в районе домов № 18, 20 имеются ямы в дорожном полотне общим количеством четырнадцать, глубина их достигает 12 см., а размеры от 160 см. на 80 см., до 40 см. на 30 см. На улице Мира в с. Коломинские Гривы Чаинского района Томской области, в районе гаража для большегрузной техники, на протяжении 40 метров, асфальтированное покрытие частично разрушено. На данном участке имеются ямы глубиной до 7 см. по всей площади участка, различных форм и размеров. На улице Мира в районе разрушенной АЗС имеются три ямы в дорожном полотне глубиной до 8 см. и размерами от 200 см. на 40 см., до 150 см. на 120 см. Далее на улице Мира в 100 метрах от АЗС по направлению к центру села по всей ширине дорожного полотна имеются пять ям глубиной до 6 см. и размерами от 80 см. на 60 см., до 30 см. на 20 см. На ул. Мира далее по направлению к центру села в 10 метрах имеются ряд ям в дорожном полотне количеством восемь, глубиной до 8 см., размерами от 150 см. на 100 см., до 40 см. на 30 см. Далее по ул. Мира, по направлению к центру села, на расстоянии 70 метров от предыдущих ям, имеются три ямы в дорожном полотне по левой стороне дороги в количестве трёх, глубиной до 7 см., размерами от 100 см. на 50 см., до 30 см. на 30 см. По ул. Мира, следуя далее, по направлению к центру села, на расстоянии 50 метров от указанных выше ям, вновь имеются дефекты в дорожном полотне в виде ям количеством 5 штук. Глубиной до 10 см., размерами от 300 см. на 100 см., до 140 см. на 40 см. На ул. Мира, в районе перекрёстка с ул. Мусохранова, имеются дефекты дорожного полотна в виде ям в количестве восьми штук, глубиной до 8 см., размерами от 70 см. на 50 см., до 20 см. на 20 см. На ул. Советской с. Коломинские Гривы, в районе дома № 20 находится яма в дорожном покрытии, глубиной до 10 см., размером 200 см. на 150 см. Далее на ул. Советской в районе здания администрации поселения имеются две ямы в дорожном покрытии, глубиной до 7 см., размерами от 100 см. на 100 см., до 120 см. на 80 см. На ул. Советской, на расстоянии 25 метров от перекрёстка с ул. Мира имеются 5 ям в дорожном полотне, глубиной до 12 см., размерами от 350 см. на 150 см., до 60 см. на 50 см.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ судом принято признание иска главой "Коломинское сельское поселение» Михайловой Н.И., поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлены доказательства устранения ям (выбоин) и восстановления дорожного полотна на вышеуказанных улицах сельского поселения.

Судом установлено незаконное бездействие администрации «Коломинское сельское поселение» по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) на вышеуказанных улицах в соответствии с установленными требованиями стандартов, норм и правил. Бездействие администрации «Коломинское сельское поселение» является незаконным, так как действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог местного значения, проведению капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии с требованиями стандартов, норм и правил. Данные факты свидетельствуют о ненадлежащей организации работы в администрации «Коломинское сельское поселение» по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения и неисполнении требований статей 21 и 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597–93. Неисполнение администрацией «Коломинское сельское поселение» обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах «Коломинское сельское поселение» нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, использующих данные дороги для передвижения, и публичных интересов РФ.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершить только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при указании на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия, названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Суд исходит из того, что имеющиеся повреждения дорог в соответствии с требованиями ГОСТ должны быть устранены в кратчайшие сроки, не более 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в ином случае указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав и законных интересов граждан.

Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств, приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что требования прокурора Чаинского района о признании незаконным бездействие администрации «Коломинское сельское поселение», выразившееся в не обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов "Коломинское сельское поселение» обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199, 249, 250, 252, 257 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, публичных интересов РФ к администрации «Коломинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации «Коломинское сельское поселение» по выполнению требований ч.4 ст.6,ч.2 ст.12, ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного
движения» в части обеспечения безопасности дорожного движения на
автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов
«Коломинское сельское поселение».

Обязать администрацию « Коломинское сельское поселение» принять меры к восстановлению дорожного полотна: улицы Обская в с. Новоколомино Чаинского района Томской области, в районе домов № 18 и № 11; ул. Обской в районе домов № 20, 22; на ул. Молодёжной с. Новоколомино в районе перекрёстка с ул. Обской; ул. Молодёжной в районе домов № 18, 20; на ул. Мира в с. Коломинские Гривы Чаинского района Томской области; в районе гаража для большегрузной техники, на протяжении 40 метров; на улице Мира в районе разрушенной АЗС; на улице Мира в 100 метрах от АЗС по направлению к центру села; на ул. Мира по направлению к центру села, в 10 метрах; на ул. Мира по направлению к центру села, на расстоянии 70 метров; на ул. Мира по направлению к центру села, на расстоянии 50 метров; на ул. Мира, в районе перекрёстка с ул. Мусохранова; на ул. Советской с. Коломинские Гривы, в районе дома № 20; на ул. Советской в районе здания администрации поселения; на ул. Советской, на расстоянии 25 метров от перекрёстка с ул. Мира.

Установить администрации «Коломинское сельское поселение» срок для совершения указанных действий - не более 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Л.А.Затхий