Дело № 2-181/2012 от 02.10.2012 г. На момент размещения решение не вступило в законную силу



Дело № 2-181/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2012 года с. Подгорное

Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Бутенко Г.Е.

с участием представителя заявителя помощника прокурора Чаинского района Томской области Костяевой Е.М.,

представителя заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казакова В.А., действующего на основании доверенности от (дата) со сроком полномочий до (дата),

при секретаре Пахомовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по заявлению прокурора Чаинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, указав в обоснование требований, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в <данные изъяты>, в лесном массиве, преимущественно в логу, на участке площадью <данные изъяты>. несанкционированно размещены бытовые отходы от населения: пластиковые и стеклянные бутылки, бытовая техника, домашний инвентарь, мешки с мусором и др. Органом местного самоуправления – Администрацией Подгорнского сельского поселения меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки не приняты. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Подгорнское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрация Подгорнского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения по решению вопросов местного значения, в том числе, организует сбор, вывоз бытовых отходов и мусора (подп. 1 п. 1 ст. 47 и подп. 31 п. 1 ст. 49 Устава). На основании указанных норм Администрация обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнить мероприятия по очистке территории от отходов мусора. Несанкционированное размещение отходов на территории Подгорнского поселения свидетельствует о том, что Администрация поселения не выполняет обязанности, установленные федеральными законами, а именно обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Прокурор указывает, что непринятие Администрацией Подгорнского сельского поселения мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц. Ссылаясь на Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <данные изъяты>, обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в срок не более поздний, чем (дата).

В судебном заседании представитель заявителя Костяева Е.М. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным.

Представитель заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казаков В.А. в судебном заседании заявление прокурора признал, просил суд принять настоящее признание требований.

Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Чаинского района Томской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно чести 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из части 1 статьи 246 ГПК РФ следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

В силу ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Представитель заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казаков В.А., наделенный доверенностью от (дата) полномочиями по признанию иска, в судебное заседание представил письменное заявление о признании требований прокурора в полном объеме, которое приобщено к материалам дела. Представитель прокурора Чаинского райна Томской области Костяева Е.М. против принятия судом признания представителем Администрации Подгорнского сельского поселения требований, содержащихся в заявлении прокурора, не возражала.

Исходя из диспозитивных начал гражданского судопроизводства, учитывая, что признание требований прокурора представителем заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казаковым В.А. выражено добровольно, не противоречит требованиям закона и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд принимает признание заинтересованным лицом требований прокурора и приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Конституция Российской Федерации в статье 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 3 названного закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьям 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Администрация Подгорнского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (п. 1 ст. 47 Устава) и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в частности: по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп. 19 п. 1 ст. 9, пп. 31 п. 1 ст. 49 Устава).

Представитель Администрации Подгорнского сельского поселения согласился с доводами прокурора о необходимости ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор в заявлении просил возложить на Администрацию Подгорнского сельского поселения обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в срок не более поздний, чем (дата). При сложившихся обстоятельствах суд считает данный срок разумным и реальным для исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 173, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Чаинского района Томской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <данные изъяты>

Обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной <данные изъяты>, в срок до (дата).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Е. Бутенко