Дело № 2-168/2012 от 19.10.2012 г. Решение на момент публикации не вступило в законную силу.



Дело № 2-168/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 19.10.2012 года.

Чаинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Затхий Л.А., при секретаре Буниной Л.С., а также с участием представителем истца - пом. прокурора Чаинского района Костяевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района Томской области в интересах Петровой Н. С. к Администрации Подгорнского сельского поселения о возложении обязанности обеспечения вне очереди жилым помещением по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаинского района Томской области обратился в суд с иском, указывая, что Петрова Н. С. является лицом из числа детей-сирот, поскольку в возрасте до 18 лет. Постановлением администрации Подгорнского сельского поселения от (дата) Петрова Н.С. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в список на внеочередное предоставление жилья в категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В июне 2012 г. Петрова Н.С. закончила обучение в ОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 28», где она обучалась и находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время Петрова Н.С. жильем не обеспечена, собственного жилья не имеет, временно проживает в <адрес>, где обучалась, имеет сына ФИО2, (дата). На момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Подгорнского поселения Петрова Н.С. относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Петровой Н.С. обязанности по представлению жилого помещения, право на его получение она не теряет. Просит обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Петрову Н. С., вне очереди, жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Чаинского района Томской области Костяева Е.М. поддержала исковые требования по изложенным в заявление основаниям.

Истец Петрова Н. С. В судебное заседание не явилась, об уважительности неявки в суд не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила. Дело рассмотрено в её отсутствие согласно ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации Подгорнского сельского поселения - Лаврова Л.М., действующая на основании доверенности от (дата), представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования

прокурора не признает, считает, что Администрация Подгорнского сельского поселения в пределах средств, предоставленных на реализацию отдельных государственных полномочий, обес­печивает детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. На 2012 год бюджету Подгорнского сельского поселения для реализации передан­ных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей данной категории передана субвенция в размере <данные изъяты>. Администрацией Подгорнского сельского поселения составлен план закупок жилья для детей данной категории. В августе 2012 года администрация поселения начала работу по приобретению жилья Петровой Н. С., которая принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, пре­доставляемых по договорам социального найма (дата) На момент подачи исковых требований финансовый год не закончился и Администрация Подгорнского сельского поселения еще 4 месяца будет осуществлять деятельность по исполнению своих и переданных полномочий.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обращения гражданина прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушенных прав на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах.

Петрова Н. С. обратилась в прокуратуру района с заявлением о защите своих жилищных прав, поскольку относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет ((дата)) у нее умерла мать, местонахождение отца неизвестно (решением Верхнекетского районного суда от (дата) он был признан безвестно отсутствующим с (дата)), что подтверждается: свидетельством о рождении Петровой Н. С. от (дата), свидетельством о смерти ФИО1 от (дата), решением Верхнекетского районного суда от (дата) о признании ФИО3 безвестно отсутствующим, а также постановлением главы Администрации Верхнекетского района от (дата) «О назначении опекуном ФИО4 над несовершеннолетними ФИО4, ФИО5, Петровой Н., ФИО6».

Постановлением администрации Подгорнского территориального округа Чаинского района Томской области от (дата) за Петровой Н.С. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Чаинского района от (дата) указанное выше постановление о закреплении жилой площади отменено, затем постановлением администрации Подгорнского сельского поселения от (дата) Петрова Н.С. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в список на внеочередное предоставление жилья в категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству об уровне квалификации от (дата) Петровой Н. С. ОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 28» присвоена квалификация «портной 4 разряда».

Как установлено в суде и следует из материалов дела, в нарушение указанных требований законодательства до настоящего времени Петрова Н.С. жилым помещением не обеспечена, что подтверждается выпиской из ЕГРП от (дата) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

В ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» № 28-03 от 19.08.1999 г. указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно ст. 14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, вопросы формирования, утверждения, исполнения бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В силу ст.5 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» № 28-03 от 19.08.1999 г., предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

Частью 1 ст. 1 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» № 188-ОЗ от 11.09.2007 г. предусмотрено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ч.1 ст.3 данного Закона органы местного самоуправления поселений с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 2 ст. 3 Закона). Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Петровой Н.С. обязанности по представлению жилого помещения, право на его получение она не теряет.

Постановлением Администрации Томской области «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» от 26.04.2012 г. № 163а утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов в соответствии с законами Т омской области от 13.12.2011 г. № 338-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 28.12.2010 г. № 336-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов» на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В силу ст.206 ГПК РФ при принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не по списку внеочередников в порядке очереди. Суд учитывает, что на 2012год Администрации Подгорнского сельского поселения были выделены субвенции на реализацию данных государственных полномочий, постановлением главы администрации Чаинского района постановление администрации Подгорнского территориального округа от (дата) о закреплении за Петровой Н.С. жилого помещения отменено (дата), к моменту рассмотрения дела в суде прошло достаточно времени для предоставления Петровой Н.С. жилья, и считает, что решение суда должно быть исполнено ко дню вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков, в связи с чем, государственная пошлина с Администрации Подгорнского сельского поселения не взыскивается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Петрову Н. С., (дата) года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма на территории Подгорнского сельского поселения не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Томский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления полного текста решения.

Судья: Затхий Л. А.