Дело № 2-164/2012 от 15.10.2012 г. Решение на момент публикации не вступило в законную силу.



Дело № 2-164/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Подгорное 15.10.2012 года.

Чаинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Затхий Л.А., при секретаре Буниной Л.С., а также с участием представителем истца - пом. прокурора Чаинского района Костяевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района Томской области в интересах Кудрявцева П. Н. к Администрации Подгорнского сельского поселения о возложении обязанности обеспечения вне очереди жилым помещением по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаинского района Томской области обратился в суд с иском, указывая, что Кудрявцев П. Н. является лицом из числа детей-сирот, поскольку в возрасте до 18 лет ((дата)) у него умерла мать, являвшаяся единственным родителем (сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери). В связи с данным фактом постановлением администрации Чаинского района от (дата) Кудрявцеву П.Н. назначен опекун ФИО1 В настоящее время в связи с совершеннолетием Кудрявцева П.Н. опека прекращена. Постановлением администрации Ермиловского территориального округа от (дата) за Кудрявцевым П.Н. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Постановлением главы Чаинского района от (дата) указанное выше постановление о закреплении жилой площади отменено. Постановлением администрации Подгорнского сельского поселения от (дата) Кудрявцев П.Н. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в список на внеочередное предоставление жилья в категории лиц из числа детей-сирот. В марте 2012 г. Кудрявцев П.Н. закончил обучение в ОГАОУ СПО «Томский механико-технологический техникум», где он обучался и находился на полном государственном обеспечении. В настоящее время Кудрявцев П.Н. жильем не обеспечен, собственного жилья не имеет, временно проживает у бывшего опекуна. Просит обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Кудрявцева П. Н., вне очереди, жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании истец- помощник прокурора Чаинского района Томской области Костяева Е.М. поддержала исковые требования по изложенным в заявление основаниям.

Истец Кудрявцев П. Н. представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме

Представитель ответчика Администрации Подгорнского сельского поселения - Лаврова Л.М., действующая на основании доверенности от (дата), представила в суд отзыв на исковое заявление, в которым исковые требования прокурора не признала, считает, что Администрация Подгорнского сельского поселения в пределах средств, предоставленных на реализацию отдельных государственных полномочий, обес­печивает детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. На 2012 год бюджету Подгорнского сельского поселения для реализации передан­ных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей данной категории передана субвенция в размере <данные изъяты> (реестр перечислений субвенции в доход бюджета Подгорнского сельского поселения прилагается). Администрацией Подгорнского сельского поселения составлен план закупок жилья для детей данной категории. В июле 2012 года администрация поселения начала работу по приобретению жилья Кудрявцеву П.Н., который был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, пре­доставляемых по договорам социального найма (дата)

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обращения гражданина прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушенных прав на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах.

Кудрявцев П.Н. обратился к прокурору Чаинского района с заявлением о защите своих жилищных прав, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, (дата) у него умерла мать, являвшаяся единственным родителем (сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери), что подтверждается: свидетельством о рождении Кудрявцева П. Н. от (дата), свидетельством о смерти ФИО2 от (дата), справкой МУ «Отдел образования Администрации Чаинского района Томской области» от (дата), а также постановлением Администрации Чаинского района от (дата) «О назначении опекуном ФИО1 на несовершеннолетним сиротой Кудрявцевым П. Н.».

Как установлено в суде и следует из материалов дела, в нарушение указанных требований законодательства до настоящего времени Кудрявцев П.Н. жилым помещением не обеспечен, что подтверждается выпиской из ЕГРП от (дата) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.

Постановлением администрации Ермиловского территориального округа от (дата) за Кудрявцевым П.Н. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Постановлением главы Чаинского района от (дата) указанное выше постановление о закреплении жилой площади отменено.

Постановлением администрации Подгорнского сельского поселения от (дата) Кудрявцев П.Н. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в список на внеочередное предоставление жилья в категории лиц из числа детей-сирот.

Согласно свидетельству об уровне квалификации от (дата) Кудрявцеву П. Н. ОГАОУ СПО «Томский механико-технологический техникум» присвоена квалификация «оператор заправочных станций третьего разряда».

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу положений абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» № 28-03 от 19.08.1999 г., в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно ст. 14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, вопросы формирования, утверждения, исполнения бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В силу ст.5 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» № 28-03 от 19.08.1999 г., предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

Частью 1 ст. 1 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» № 188-ОЗ от 11.09.2007г. предусмотрено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ч.1 ст.3 данного Закона органы местного самоуправления поселений с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 2 ст. 3 Закона). Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Кудрявцевым П.Н. обязанности по представлению жилого помещения, право на его получение она не теряет.

Постановлением Администрации Томской области «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» от 26.04.2012 г. № 163а утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов в соответствии с законами Т омской области от 13.12.2011 г. № 338-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 201 3 и 2014 годов» от 28.12.2010 г. № 336-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов» на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В силу ст.206 ГПК РФ при принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не по списку внеочередников в порядке очереди. Суд учитывает, что на 2012году Администрации Подгорнского сельского поселения были выделены субвенции на реализацию данных государственных полномочий, постановлением главы администрации Чаинского района постановление администрации Ермиловского территориального округа от (дата) о закреплении за Кудрявцевым П.Н. жилого помещения отменено (дата), к моменту рассмотрения дела в суде прошло достаточно времени для предоставления Кудрявцеву П.Н. жилья, и считает, что решение суда должно быть исполнено ко дню вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков, в связи с чем государственная пошлина с Администрации Подгорнского сельского поселения не взыскивается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Кудрявцева П. Н., (дата) года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма на территории Подгорнского сельского поселения не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Томский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления полного текста решения.

Судья: Затхий Л. А.