Дело № 2-800 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Чайковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего Устиновой Л.А.
при секретаре Сабада А.Ю.
с участием прокурора Летюк И.А.
истца Лучниковой Е.С.
представителя администрации Чайковского муниципального района Филимоновой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковский дело по заявлению Чайковского городского прокурора в интересах Лучниковой Е.С. к администрации Чайковского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края об обеспечении жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Лучниковой Е.С. к администрации Чайковского муниципального района Пермского края и Правительству Пермского края об обеспечении его благоустроенным жилым помещением в г. Чайковский Пермского края. В обоснование иска указал, что Лучникова Е.С. имеющая статус лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленного за ней жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 17.01. 2001 года. Ее мать оформила отказ от ребенка в роддоме, в связи с чем она проживала и воспитывалась в <данные изъяты> детском доме, училась в школе с.<данные изъяты>. С 2004 г. по 2007 г. обучалась и находился на обеспечении учебного учреждения- Чайковского профессионального училища №, которое в 2007 году закончила, затем с 2007 по 2010 год - учебного учреждения- <данные изъяты> техникума промышленных технологий и управления, который в 2010 году закончила.
Жилья для проживания не имеет, в настоящее время проживает без регистрации по <адрес>, снимает комнату в общежитии ООО «Т...», претендовать на это жилье не вправе.
В соответствии с положениями Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени Лучникова Е.С. жильем не обеспечена, в связи с чем на органы местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения в г. Чайковский Пермского края по договору социального найма, площадью не менее нормы предоставления, на Правительство Пермского края- обязанность по выделению из бюджета денежных средств администрации Чайковского муниципального района на приобретение жилья для истицы.
В судебном заседании прокурор поддержал требования о возложении на администрацию Чайковского муниципального района обязанности по предоставлению жилья Лучниковой Е.С. за счет средств краевого бюджета, на Правительство Пермского края - обязанности по выделению администрации Чайковского муниципального района средств из бюджета Пермского края на приобретения благоустроенного жилого помещения для истца, приводит доводы, изложенные в заявлении.
Лучникова Е.С. в судебном заседании требования прокурора поддержала. Пояснила, что она, действительно, осталась с рождения без опеки родителей, воспитывалась в детском доме и интернате, в период обучения в профессиональном училище и техникуме, проживала в предоставленных общежитиях для учащихся. В настоящее время, закончив обучение и работая, она своего жилья либо право пользования, не имеет. Нуждается в предоставлении жилья, другого варианта получения жилья не усматривает, средств для приобретения сама не имеет. Поскольку, несмотря на ее неоднократные обращения в Администрацию, изменения ситуации не последовало, согласна, что такие требования предъявляет прокурор.
Представитель администрации Чайковского муниципального района по доверенности Филимонова О.С. иск не признала, суду пояснила, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели. В пределах выделенных финансовых средств эти обязанности органом местного самоуправления исполняются. В объеме финансирования обеспечены нуждающиеся в порядке их поступления на учет. Статус истицы, ее права на получение жилья по указной категории, не оспаривается. Данных за наличие у истицы жилья в собственности либо в пользовании, у администрации нет. Полагает, что необходимости в судебном решении для обеспечения истца жильем нет, поскольку ее право установлено, она состоит в списках по указной категории льготников и при наличии финансирования, будет обеспечена жильем. В настоящее время, действительно, Правительство Пермского края, не обеспечило предоставление средств для приобретения жилья всем льготникам.
Правительство Пермского края представило письменный отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства. Возражая против заявленных Чайковским городским прокурором в интересах Лучниковой Е.С. требований, Правительство Пермского края приводит доводы о том, что гарантии по внеочередному обеспечению жильем Федеральным законом №159-ФЗ установлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при доказанности соответствующего статуса, отсутствия другого жилья, закрепленного за истцом, окончания пребывания в соответствующем образовательном либо социальном учреждении. Также приводит довод, что прокурором не представлено доказательств возникновения права истца – основание принятия решения о постановке на учет и доказательства отсутствия прав на жилье в настоящее время по указанному адресу проживания истца, отсутствие закрепленного за истцом жилья.
Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органом местного самоуправления. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета направляются непосредственно органам местного самоуправления и расходуются по целевому назначению- приобретение, строительство и реконструкция жилья с последующим его предоставлением на условиях договора социального найма детям –сиротам.
Правительство Пермского края обязанности по финансированию исполняет своевременно и в полном объеме.
В заключении прокурор полагал необходимым удовлетворить заявленные требования.
Заявление прокурора подлежит удовлетворению в части требований к администрации Чайковского муниципального района Пермского края о предоставлении Лучниковой Е.С. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, в части требований о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение этого жилья, суд отказывает.
В соответствии с абз.2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 упомянутого Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) (статья 5).
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (в ред. от 01.11.2008 г. №334-ПК)
Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели.
Указанным положением на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст. 57 ЖК РФ).
Пунктом 2.9 Положения «О муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 20 декабря 2007 года №402 (в ред. от 17.03.2010 года) установлена норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека.
Лучникова Е.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее мать Лучникова Л.А. отказалась от ребенка в роддоме, имела статус одинокой матери, что подтверждается представленными заявлением (л.д.<данные изъяты>) и документами ЗАГСа об оформлении актовой записи о рождении истца (л.д. <данные изъяты>). На основании решения Чайковского исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) об устройстве Лучниковой Е.С. в Дом ребенка, была выделена путевка. Жилье в тот период за ней закреплено не было.
С 4.09.1987 г. Лучникова Е.С. воспитывалась в <данные изъяты> Детском доме, который 18.10.2000 года обратился с ходатайством о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по Чайковскому району (л.д.<данные изъяты> ), поставлена на учет 17.01.2001 г., состоит в списке под № на 1.01. 2011 года.
С 1.09.2004 г. по 18.06.2007 год обучалась в профессиональном училище № г.<данные изъяты>(л.д.<данные изъяты>).
С.2007 г. по 26.06. 2010 г. обучалась и находилась на обеспечении учебного учреждения- Чайковского техникума промышленных технологий и управления, который в 2010 году закончила (л.д.10).
Не было истцом приобретено жилья в собственность либо права на жилье до настоящего времени. Это обстоятельство подтверждено по результатам розыска через регистрационную службу (л.д. 22).
В настоящее время истец проживает без регистрации по ул. <адрес>, снимает комнату в общежитии ООО «Т...», претендовать на это жилье не вправе. Права собственности либо права пользования этим жильем в период проживания не возникло.
Таким образом, установленные абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у Лучниковой Е.С. имеются: она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ней не закреплялось, в 2010 году она закончила обучение в учреждении профессионального образования.
За реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью истица обратилась в установленный срок, до настоящего времени ее право не реализовано.
Чайковским городским прокурором избран надлежащий способ зашиты нарушенного ответчиками права Лучниковой Е.С. на получение по договору социального найма жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ.
Упомянутым законом обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают и используются по назначению администрацией Чайковского муниципального района.
С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд удовлетворяет заявление прокурора о возложении обязанности по предоставлению Лучниковой Е.С. благоустроенного жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края- на администрацию Чайковского муниципального района, необходимости в постановлении решения суда по финансовому обеспечению приобретения жилья для истца - на Правительство Пермского края нет, поскольку этот механизм предусмотрен законом.
Общая площадь предоставляемого Лучниковой Е.С. жилого помещения не должна быть менее 18 кв. метров- социальной нормы предоставления, существующей на территории городского поселения.
Доводы ответчиков об отсутствии нарушения прав истца, поскольку он состоит в очереди и его право признано, что оснований для удовлетворения иска нет, что он получит жилье с учетом очередности и соблюдения прав других льготников, обладающих равными правами с истцом, при наличии финансирования, правового значения не имеют. Из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Состоявшееся судебное решение прав других нуждающихся лиц не нарушает, преимуществ истца на получение жилья среди указанной категории, не определяет.
Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить Лучниковой Е.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Отказать в удовлетворении требований о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для Лучниковой Е.С..
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.
Судья: