Об обеспечении жилым помещением



Дело № 2-804 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Чайковский городской суд Пермского края в составе

председательствующего Устиновой Л.А.

при секретаре Сабада А.Ю.

с участием прокурора Летюк И.А.

истца Старикова А.П.

представителя администрации Чайковского муниципального района Филимоновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковский дело по заявлению Чайковского городского прокурора в интересах Старикова А.П. к администрации Чайковского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края об обеспечении жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Старикова А.П. к администрации Чайковского муниципального района Пермского края и Правительству Пермского края об обеспечении его благоустроенным жилым помещением в г. Чайковский Пермского края. В обоснование иска указал, что Стариков А.П., имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленного за ним жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 17.01. 2001 года. Его родители умерли, в связи с чем он проживал и воспитывался в Чайковском детском доме, затем в школе-интернате. С 2001 г. по 2003 г. обучался и находился на обеспечении учебного учреждения- Чайковского профессионального училища №, которое в 2003 году закончил, затем с 2003 по 2006 год - учебного учреждения- Чайковского профессионального училища №, которое в 2006 году закончил.

Жилья для проживания не имеет, в настоящее время проживает без регистрации по ул.<адрес>, снимает квартиру. По месту указанной регистрации – ул.<адрес>, общежитие ПУ№ с 2003 г. не проживает, претендовать не вправе, поскольку это общежитие для учащихся училища.

В соответствии с положениями Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени Стариков А.П. жильем не обеспечен, в связи с чем на органы местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения в г. Чайковский Пермского края по договору социального найма, площадью не менее нормы предоставления, на Правительство Пермского края- обязанность по выделению из бюджета денежных средств администрации Чайковского муниципального района на приобретение жилья для истца.

В судебном заседании требования о возложении на администрацию Чайковского муниципального района обязанности по предоставлению жилья Старикову А.П. за счет средств краевого бюджета, на Правительство Пермского края - обязанности по выделению администрации Чайковского муниципального района средств из бюджета Пермского края на приобретения благоустроенного жилого помещения для истца, прокурор поддержал, приводит доводы, изложенные в заявлении.

Стариков А.П. в судебном заседании требования прокурора поддержал. Пояснил, что он действительно остался в раннем детстве без родителей, воспитывался в детском доме и интернате, в период обучения в профессиональных училищах, проживал в предоставленных общежитиях для учащихся. В настоящее время, закончив обучение и работая, он своего жилья либо право пользования, не имеет. Нуждается в предоставлении жилья, другого варианта получения жилья не усматривает, средств для приобретения сам не имеет. Поскольку на его неоднократные обращения в Администрацию отзыва не последовало, согласен, что такие требования предъявляет прокурор.

Представитель администрации Чайковского муниципального района по доверенности Филимонова О.С. иск не признала, суду пояснила, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели. В пределах выделенных финансовых средств эти обязанности органом местного самоуправления исполняются. В объеме финансирования обеспечены нуждающиеся в порядке их поступления на учет. Статус истца, его права на получение жилья по указной категории, не оспаривается. Данных за наличие у истца жилья в собственности либо в пользовании, у администрации нет. Полагает, что необходимости в судебном решении для обеспечения истца жильем нет, поскольку его право установлено, он состоит в списках по указной категории льготников и при наличии финансирования, будет обеспечен жильем. В настоящее время, действительно, Правительство Пермского края, не обеспечило предоставление средств для приобретения жилья всем льготникам.

Правительство Пермского края представило письменный отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства. Возражая против заявленных Чайковским городским прокурором в интересах Старикова А.П. требований, Правительство Пермского края приводит доводы о том, что гарантии по внеочередному обеспечению жильем Федеральным законом №159-ФЗ установлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при доказанности соответствующего статуса, отсутствия другого жилья, закрепленного за истцом, окончания пребывания в соответствующем образовательном либо социальном учреждении. Также приводит довод, что прокурором не представлено доказательств возникновения права истца – основание принятия решения о постановке на учет и доказательства отсутствия прав на жилье в настоящее время по указанному адресу регистрации и по указанному адресу проживания истца, отсутствие закрепленного за истцом жилья.

Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органом местного самоуправления. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета направляются непосредственно органам местного самоуправления и расходуются по целевому назначению- приобретение, строительство и реконструкция жилья с последующим его предоставлением на условиях договора социального найма детям –сиротам.

Правительство Пермского края обязанности по финансированию исполняет своевременно и в полном объеме.

В заключении прокурор полагал необходимым удовлетворить заявленные требования.

Заявление прокурора подлежит удовлетворению в части требований к администрации Чайковского муниципального района Пермского края о предоставлении Старикову А.П. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, в части требований о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение этого жилья, суд отказывает.

В соответствии с абз.2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 упомянутого Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) (статья 5).

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (в ред. от 01.11.2008 г. №334-ПК)

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели.

Указанным положением на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст. 57 ЖК РФ).

Пунктом 2.9 Положения «О муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 20 декабря 2007 года №402 (в ред. от 17.03.2010 года) установлена норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека.

Стариков А.П. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родители – отец Стариков П.М. умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать Кочкина Е.К. умерла в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными документами ЗАГСа об оформлении актовой записи о рождении истца (л.д. <данные изъяты>), представленными свидетельствами о смерти (л.д.<данные изъяты>). На основании решения Чайковского исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) об устройстве Старикова А.П. в Дом ребенка, была выделена путевка. Жилье в тот период за ним закреплено не было. Согласно справки <данные изъяты> администрации родители истца проживали на территории поселения, жилья на территории семья не имела( л.д.<данные изъяты>).

С 15.08.1988 г. Стариков А.П. воспитывался в <данные изъяты> Детском доме, который 30.10.2000 года обратился с ходатайством о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по Чайковскому району (л.д.<данные изъяты> ), поставлен на учет 17.01.2001 г., состоит в списке под № на 1.01. 2011 года.

С 2001 г. по 2003 год обучался в профессиональном училище №.

С 1.09.2003 г. по 30.06. 2006 г. обучался в профессиональном училище № (л.д.11).

Не было истцом приобретено жилья в собственность либо права на жилье до настоящего времени. Это обстоятельство подтверждено по результатам розыска через регистрационную службу (л.д.18).

В настоящее время истец снимает квартиру, зарегистрирован по адресу прежнего проживания в общежитии ПУ№, право на жилье там не имеет, общежитие для учащихся. Права собственности либо права пользования этим жильем в период проживания и обучения не возникло.

Таким образом, установленные абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у Старикова А.П. имеются: он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ним не закреплялось, в 2006 году он закончил обучение в учреждении профессионального образования.

За реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью истец обратился в установленный срок, до настоящего времени его право не реализовано.

Чайковским городским прокурором избран надлежащий способ зашиты нарушенного ответчиками права Старикова А.П. на получение по договору социального найма жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ.

Упомянутым законом обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают и используются по назначению администрацией Чайковского муниципального района.

С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд удовлетворяет заявление прокурора о возложении обязанности по предоставлению Старикову А.П. благоустроенного жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края- на администрацию Чайковского муниципального района, необходимости в постановлении решения суда по финансовому обеспечению приобретения жилья для истца - на Правительство Пермского края нет, поскольку этот механизм предусмотрен законом.

Общая площадь предоставляемого Старикову А.П. жилого помещения не должна быть менее 18 кв. метров- социальной нормы предоставления, существующей на территории городского поселения.

Доводы ответчиков об отсутствии нарушения прав истца, поскольку он состоит в очереди и его право признано, что оснований для удовлетворения иска нет, что он получит жилье с учетом очередности и соблюдения прав других льготников, обладающих равными правами с истцом, при наличии финансирования, правового значения не имеют. Из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Состоявшееся судебное решение прав других нуждающихся лиц не нарушает, преимуществ истца на получение жилья среди указанной категории, не определяет.

Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить Старикову А.П. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Отказать в удовлетворении требований о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для Старикова А.П..

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья: